11:29:18 Суббота, 20 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Стеклодувное мастерство обязательно будет жить — Дайнис Гудовскис

13:01 | 21.05.2015 | Интервью

Печать

Пенза, 21 мая 2015. PenzaNews. Художник, преподаватель отделения стекла Академии художеств Латвии, участник VI международного симпозиума по художественному стеклу и скульптуре, проходившего в городе Никольске Пензенской области с 5 по 15 мая при финансовой поддержке министерства культуры России и АО «Центр кластерного развития», Дайнис Гудовскис дал интервью корреспонденту ИА «PenzaNews» Татьяне Котиной, в котором рассказал о тенденциях в стеклоделии, о своей работе в рамках форума, а также о том, что его больше всего поразило в России.

Стеклодувное мастерство обязательно будет жить — Дайнис Гудовскис

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

― Дайнис, расскажите, пожалуйста, когда и почему Вы начали заниматься стеклом?

― У меня отец — классик латышской живописи. И у меня, наверное, не было другого пути. Хотя, наверное, все-таки был — я 10 лет проучился в музыкальной школе, был в сборной Латвии по горнолыжному спорту. Но это [тяга к творчеству], наверное, где-то заложено.

У меня были хорошие друзья, которые были немножко старше меня и очень любили моего отца. Когда я сообщил им, что хочу заниматься стеклом, они возразили: «Это же только стекло». А я уже никогда в жизни не сомневался, что я буду что-то другое делать.
Мой путь очень простой — школа, училище, академия. Сразу после академии меня просили, что бы я начал преподавать. Я согласился, но с одной оговоркой, что начну это, когда буду готов.

Затем я уехал в США. Я не ходил в академии, потому что там одни лекции, а я хотел делать, то, что считал нужным технологически. Тогда я думал, что если у меня не получится, то это не для меня. Но все удалось.

У меня были действительно хорошие учителя, фантастические.

Я работал на телевидении, где разговаривал с художниками своего поколения. У меня была целая передача на радио — много лет каждый месяц я рассказывал про книги. Мне давали произведения, которые надо было читать и затем рассказывать о них, потому что редакторам программы казалось, что у меня что-то выходит. Я так не думал, у меня совсем какой-то взгляд был другой.

Сейчас уже почти 30 лет я профессор в академии. Я немножко известен, даже попал в американские и европейские энциклопедии, из-за двух вещей — стекло и техника рисования watercolor. Я думаю, что у меня все хорошо, потому что я попадаю во все контексты, на все выставки мира по watercolor.

Есть только одно место, где никогда я уже больше не буду, — это Америка. Потому что это сумасшедший, непонятный мне мир. Мне нравится, чтобы зритель думал, и не нравится, когда ему надо давать все с ложечки, а американцы действуют по этому принципу.

― Вы являетесь регулярным участником многочисленных международных симпозиумов по стеклу. Расскажите, пожалуйста, какие тенденции сейчас царят в индустрии мирового стеклоделия? И есть ли вообще в мире стекольного мастерства такие понятия как мода или тренд? Насколько сильно им подвержена индустрия стекла?

― Есть, конечно, и мода, и тренд. Действительно, сейчас в искусстве присутствует эта демонстративность. Человеку необходимо отдавать рассказ, в котором все ясно. Мне же всегда интересно оставлять недосказанность, чтобы зритель ухватился за идею и немножко подумал о том, а почему я вообще так сделал, почему дал такое название своей работе.

Да, мода есть, и это мне не нравится. Я ее немножко не понимаю. Это не значит, что я не попадаю на самые большие мировые выставки. Я попадаю, но сейчас ушла или уходит эстетика, уходит так же, как живопись, красота. Сейчас людям нужна другая интрига — интрига жестокости и жесткости.

Но, я думаю, что главное — видеть, как ты должен смотреться в этом мире, как это искусство живет в тебе. Это уже философия, потому что искусство ― это философия.

Живопись воспроизводила тебя и твой взгляд на этот мир. Однако это осталось в XX веке. Тогда изменилось мышление, изменилась философия.

Я всегда говорю, что я человек XX века, значит, мне надо считаться со всеми философиями, литературой, поэзией, искусством, но мы живем немножко иначе, и я хочу делать что-то свое, что я могу делать, потому что так, как Бог, я никогда не смогу.

― Дайнис, как известно, стекло ― капризный материал, с ним сложно и затратно работать. По мнению ряда современных искусствоведов, в наши дни он стал утилитарен и неприметен, а в некоторых случаях даже просто вытеснен вездесущим пластиком. Многие и не представляют, что из стекла может быть создано произведение высокого искусства. Что Вы могли бы возразить по этому поводу? И по какой причине Вы выбираете для своих творений именно стекло?

― Это очень дорогой материал, конечно, поэтому в последний год я больше работаю не в академической манере. С watercolor я работаю с апреля по октябрь, потому что мне нужен свет, а стекло — прекраснейший материал. Это, конечно, очень банальный ответ, но когда надо давать оценку материалу, всегда есть какая-то банальность.

― Какие актуальные на сегодняшний день проблемы художников и производителей художественных изделий из стекла и хрусталя Вы могли бы выделить? Считаете ли Вы стеклодувное мастерство вымирающим видом искусства, или, наоборот, видите в нем зарождение каких-то новых перспектив?

― Там большие проблемы, потому что все хотят работать с компьютерами. Конечно, стекло — это немножко «грязное» дело. Там надо с гипсом работать, с другими материалами, приготавливать формы. Молодым людям это не нравится. Но иначе не получалось бы такое фантастическое стекло, это невозможно.

Стеклодувное мастерство обязательно будет жить. Но я не могу не замечать тенденцию, что молодежь не хочет работать с черными руками. Им очень нравится творить в белых перчатках.

― Дайнис, расскажите, пожалуйста, поподробнее о работе, которую Вы подготовили в рамках никольского форума. Все ли задуманное у Вас получилось? Какие чувства Вы в него вложили? Что хотели сказать людям с его помощью?

― Я расскажу в двух словах. Мне очень здесь, в Никольске, нравится. Мне очень импонируют маленькие города, расположенные на периферии. Я видел, что здесь прекрасно, все очень красиво, нет никаких конфликтов, и сделал работу, которая символизирует воодушевление, заполнение.

Я хотел использовать эстетические мотивы, потому что я все-таки выхожу из скандинавской и прибалтийской школы, а там немножко другая эстетика форм. И я хотел показать в гармонии немного дисгармонии. В каком-то маленьком закруглении, в маленьком ракурсе, в маленькой детали показать, что жизнь, как метафора, она не складывается с гармонией, там всегда немножко присутствует дисгармония.

― Дайнис, что Вы можете сказать об уровне организованного в Никольске симпозиума? Что Вы особенно могли бы отметить?

― Я сразу скажу, что Александр Фокин [заслуженный художник России, инициатор проведения международного симпозиума по художественному стеклу и скульптуре в Никольске] — фантастическая фигура. Он действительно очень большой художник. Большие художники всегда очень эгоистичны, но Фокин отдает нам все. Он как волонтер отдает свое время нам. Я его люблю как абсолютного профессионала своего дела.

Только я думаю, что ему нужны силы. Я вижу, что ему не хватает имеющейся поддержки. Он мне сам вчера говорил: «Дайнис, я немножко устал». А он никогда таких вещей не говорит. И я понял, что ему действительно трудно, что нужна постоянная и значимая поддержка. Я увидел, что, конечно, поддержка оказывается со многих сторон — московского Минкульта, региона, кластера, очень во много помогает лично госпожа Линина [глава администрации Никольского района]. Надо продолжать всесторонне поддерживать симпозиум, потому что это великое и очень значимое мероприятие.

― А что на этом симпозиуме для Вас было впервые?

― Впервые у меня была Россия, которую я очень люблю. Честно, я люблю. Потому что я все-таки выходец из Советского Союза. Я в нем жил 30 лет. Это немного похоже на дежавю, потому что в таком социуме я уже не живу.

Больше всего меня поразил патриотизм, который я увидел в День Победы, 9 мая, и люди, которые действительно с честью, с совестью это воспринимают. У нас это понятие [патриотизм] немного деградировало. Я честно говорю — европейское общество немного деградировало в этом аспекте. А здесь, в России, меня поразила патриотичность.

― А что бы Вы могли сказать по поводу развития стекольного кластера в Пензенской области?

― Сразу скажу — у меня болит сердце по тому масштабу стеклоделия, что здесь было раньше. Но сейчас есть объединяющая сила в виде стекольного кластера, и я верю, что никольское стеклоделие будет развиваться. Опять не хочу говорить какие-то банальности, но самая прекрасная вещь, которая может быть в этом мире, ― стекло.

― Дайнис, скажите, пожалуйста, что Вы как опытный художник могли бы посоветовать для развития стекольного кластера? Что в данной ситуации делать молодым мастерам, которые хотят творить и пробиваться?

― Самое главное — школа. Школа и развитая индустрия. Это самое главное, что мне помогло, что мне посчастливилось пережить. Этого уже не будет. Сейчас стекольное мастерство развивается в маленьких студиях, но такой индустрии уже не будет, это ясно.

Стекольному кластеру хочу посоветовать содействовать образовательным проектам, развивать событийные мероприятия такие, как этот ежегодный симпозиум. Все это позволит передавать лучшие традиции стеклоделия молодежи, сделать привлекательным для нее работу в стекольном производстве.

― Можно ли считать искусство стеклоделия частью элитарной культуры, или она все-таки, на Ваш взгляд, близка к массам?

― Это уже элитарное искусство. Это как скульптура, как визуальный ход мыслей. К тому же это очень дорогое искусство.

― По Вашему мнению, к какому из видов искусства стеклодувное мастерство ближе ― к живописи или к скульптуре?

― К скульптуре, конечно. Я вообще воспринимаю стекло как скульптуру и никак иначе. Конечно, есть утилитарное движение, когда ты делаешь вещи для ежедневного пользования, но это уже не искусство.

― И последний вопрос. Дайнис, поделитесь своими впечатлениями от работ других участников симпозиума. Какие из них Вам особенно приглянулись как преподавателю и художнику?

― Вам надо понять, что каждый художник любит только себя, и он не может ничего делать, если бы не любил себя. Но умный художник любит и других художников, потому что он всегда может что-то позаимствовать у них.

Я полюбил здесь всех — каждого художника и каждую работу. Мы все здесь теперь — большие друзья.

— Дайнис, спасибо Вам за интересную беседу!

Актуальное