12:01:21 Пятница, 29 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Выборы в Европарламент продемонстрировали рост недоверия к идее единого европейского государства

14:17 | 05.06.2014 | Аналитика

Печать

5 июня 2014. PenzaNews. Выборы в Европарламент, прошедшие 22–25 мая, ознаменовались общим подъемом активности избирателей и ростом популярности евроскептиков, выступающих против процессов интеграции в рамках ЕС. К такому выводу пришли сотрудники Европейского совета по международным отношениям (ECFR) в серии статей, опубликованных на сайте организации под заголовком «Результаты выборов в Европарламент: шпаргалка по семи странам».

Выборы в Европарламент продемонстрировали рост недоверия к идее единого европейского государства

Фото: Flickr.com

В целом по Европейскому союзу наблюдалось увеличение явки избирателей по сравнению с предыдущими выборами в 2009 году. Так, во Франции в голосовании приняли участие около 43% граждан, а в Германии активность избирателей выросла впервые за период неуклонного снижения с 1979 года, составив 48%. В Испании процент людей, пришедших на избирательные участки, также увеличился за счет повысившейся политической активности жителей Каталонии, стремящихся к получению суверенитета. Однако в некоторых странах-членах ЕС, таких как Польша и Болгария, явка снизилась.

Среди фракций парламента ЕС победу одержала «Европейская народная партия» (29,4% мест), которая, несмотря на потерю нескольких десятков мандатов, сохранила за собой лидерство. Второе место занял «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» (25,1%), а третье — «Альянс либералов и демократов за Европу» (7,9%). «Зеленые — Европейский свободный альянс», «Европейские консерваторы и реформисты» и «Европейские объединенные левые/Лево-зеленые Севера» получили 6,9%, 6,1% и 6% евромандатов соответственно.

Отличительными чертами нынешних выборов являются рост популярности евроскептиков: их представительство выросло в Австрии, Германии, Швеции, Финляндии и Греции, а в таких странах, как Великобритания и Франция, они заняли первые места.

По мнению старшего сотрудника ECFR Франсуа Годемана (François Godement), победа французских евроскептиков в лице партии «Народный фронт» под руководством Марин Ле Пен (Marine Le Pen) является наиболее заметным достижением противников интеграции в рамках Европейского союза. «Народный фронт» обошел обе правящие политические группы страны — Социалистическую партию (СП) и «Союз за народное движение» (СНД) — и набрал около 25% голосов.

Однако, с точки зрения аналитика, очевидным является тот факт, что движение Марин Ле Пен заняло первое место на волне крайне отрицательных экономических и социальных условий в стране, таких как низкий уровень экономики, большие госдолги, безработица и высокие налоги, а также из-за негативного отношения французов к ЕС.

Он уточняет, что опросы общественного мнения, проведенные за несколько недель до выборов в Европарламент, показывают потерю доверия к Европейскому союзу и основным учреждениям ЕС.

«54% опрошенных не доверяют Европарламенту, 55% — Еврокомиссии. Тем не менее, 83% французов хотят «единой Европы», а 59% высказались в пользу валютного союза и евро», — подчеркивает эксперт.

Он отмечает также, что на выборах в Европарламент доминировали дебаты по внутренним проблемам, поскольку они прошли спустя два месяца после крупного поражения СП на муниципальном уровне, а также в свете масштабного финансового скандала, связанного с СНД — ведущей консервативной политической группой страны. Другими темами, которым уделялось внимание в ходе агитации, были меры жесткой экономии и вопросы иммиграции, а вот проблемы внешней политики практически не затрагивались.

Говоря об успехе «Народного фронта», Франсуа Годеман противопоставляет ему неудачи других политических групп Франции.

«Самые большие поражения потерпели Социалистическая партия (14,3%) и ее союзники, «Левый Фронт» (6,4%) и «Европа Экология — Зеленые» (9%). «Большинство» президента Франсуа Олланда (François Hollande) снизилось до 30% избирателей. Консерваторы «Союза за народное движение» потеряли значительную часть голосов, опустившись до 20,2%. Однако этот шаг назад связан с отделением от проевропейской центристской группы UDI-Modem, которая получила 10%. В 2009 году союз этих двух групп завоевал доверие 30% избирателей», — напоминает эксперт.

В заключение Франсуа Годеман отмечает, что политики страны рассматривают результаты голосования и как предупреждение для Европы в целом, и как сигнал для необходимости проведения экономических реформ.

В свою очередь старший сотрудник берлинского подразделения ECFR Йозеф Яннинг (Josef Janning) подчеркивает, что, хотя выборы в ФРГ не затрагивали важных тем и не были связаны со значительными противостояниями, они сопровождались повышенным вниманием граждан.

Голосование этого года, отмечает аналитик, проходило без процентного барьера, который был отменен Конституционным судом страны в феврале 2014 года. Дебаты, вызвавшие повышенный интерес общественности, были посвящены широкому кругу общеевропейских вопросов — от социальных проблем и безработицы до украинского конфликта и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства.

По итогам выборов победу одержали правящие партии, тогда как либералам не удалось вернуться на европейскую политическую арену.

«Христианско-демократический союз (ХДС) потерял небольшое число голосов (35,3%, что на 2,6% меньше), тогда как Социал-демократическая партия (СДП) радостно встретила один из самых больших приростов доверия избирателей (на 6,5%), хотя в целом ее результат остался скромным (27,3%). «Партия Зеленых» получила чуть более 10%, потеряв 1,4%, а «Левые» сохранили за собой уровень 2009 года (7,4%)», — уточняет Йозеф Яннинг.

Главным событием этих выборов, по его мнению, является выход на европейский уровень партии «Альтернативы для Германии».

«Впервые в Германии в голосовании приняла участие по-настоящему евроскептическая политическая группа, и представлялось несомненным, что «Альтернатива для Германии» достигла бы успеха и при 7-процентном барьере. На протяжении всего 2014 года ее рейтинг находился на уровне 6% и выше. В день выборов она получила 7% голосов, или 7 мест в Европарламенте, забрав около 500 тыс. избирателей у партии канцлера ФРГ Ангелы Меркель (Angela Merkel)», — отмечает эксперт.

По его мнению, результаты голосования сделали перспективу более тесных взаимоотношений внутри Европы гораздо менее достижимой из-за концентрации внимания на общеевропейских вопросах в локальных масштабах.

«Эффект общеевропейского популизма имеет гораздо более важное значение: он может привести к тому, что правительства в Евросовете станут менее склонными к взаимодействию, стремясь установить контроль над вопросами ЕС», — подчеркивает аналитик.

Голосование не прошло без неожиданностей и в других странах-членах ЕС. Так, журналист и эксперт ECFR Петр Бурас (Piotr Buras) пишет, что результаты выборов в Польше оказались и предсказуемыми, и парадоксальными одновременно.

«Как и предполагали исследователи общественного мнения, в лидеры вышли две самые большие партии — правящая «Гражданская платформа» Дональда Туска (Donald Tusk) и главная оппозиционная «Право и справедливость» Ярослава Качиньского (Jaroslaw Kaczynski). Они получили схожее количество голосов (около 32% и почти 33% соответственно) и равное число мест в Европейском парламенте (по 19)», — напоминает он.

С точки зрения Петра Бураса, сторонники премьер-министра Дональда Туска сумели удержать позиции, проявив активность на уровне Евросоюза, тогда как партия «Право и справедливость» оказалась в выгодном положении на фоне провала политических конкурентов из числа правых групп.

Однако одновременно с тем, подчеркивает он, выборы в Европарламент ознаменовались двумя парадоксами. Одним из них стал подъем партии «Конгресс новых правых», получившей 7% голосов избирателей и 4 евромандата.

«Главным победителем в стране с самой сильной поддержкой Евросоюза (около 80%) стала партия, лидер которой — известный провокатор и легендарный ветеран польской политической арены Януш Корвин-Микке (Janusz Korwin-Mikke) — открыто заявляет, что хочет уничтожить Евросоюз, приветствует присоединение Крыма к России и ведет агрессивную политику в отношении иностранцев и феминисток. Эта радикальная антиконформистская партия, в программе которой соединились экономическое либертарианство и в высшей степени националистическая и антиевропейская риторика, завоевала голоса негативно настроенных граждан Польши», — пишет эксперт.

Другим парадоксом этих выборов, по его мнению, является то, что, несмотря на проевропейское настроение народа Польши, партия «Твое движение» Януша Паликота (Janisz Palicot), которая единственная открыто выступила в поддержку Евросоюза, потерпела поражение.

«Она не получила ни одного мандата, и с 3,7% голосов ее политическое будущее крайне сомнительно», — отмечает Петр Бурас.

По его мнению, партия проявила себя на выборах хуже, чем ее конкурент на левом фронте — «Союз демократических левых сил» (5 мест, около 10%).

Эксперт считает, что ситуация между двумя политическими лидерами остается напряженной, тогда как «Конгрессу правых сил» еще предстоит защитить свою позицию на грядущих парламентских выборах в Польше в 2015 году.

Помимо этого, увеличение числа евроскептиков вызвало сдвиги в устоявшихся многопартийных системах стран-членов Евросоюза. Так, руководитель научно-исследовательской работы ECFR Ханс Кунднани (Hans Kundnani) отмечает, что для Великобритании нынешнее голосование стало первым с 1910 года, в котором победу одержали не консерваторы или либералы, а совершенно иная политическая сила — «Партия независимости Соединенного Королевства» (ПНСК), активно требующая выхода страны из ЕС.

Как пишет эксперт, ПНСК получила 27,5% голосов, что значительно превосходит полученные ею 16,6% в 2009 году и 3% на предыдущих парламентских выборах Великобритании. На втором месте оказались лейбористы с 25,4%, а на третьем — консерваторы с 24%. Либерально-демократическая партия — самая проевропейская политическая группа в Европе — получила только 7% голосов избирателей и лишилась почти всех мест в Европарламенте.

Лидер ПНСК Найджел Фарадж (Nigel Farage) назвал результаты «подобными землетрясению. С его точки зрения, причиной таких результатов, помимо растущей популярности евроскептиков в стране, также являются внутренние разногласия оппонентов.

Ханс Кунднани считает, что результаты британских выборов в Европарламент являются подтверждением перехода страны к четырехпартийной политической системе и могут серьезно расстроить планы премьер-министра Дэвида Кэмерона (David Cameron).

«Он оказывается под еще большим давлением со стороны ПНСК и евроскептиков в его Консервативной партии. Также у него могут возникнуть проблемы при попытках получить поддержку со стороны Германии в вопросе пересмотра взаимоотношений Великобритании и ЕС», — поясняет эксперт.

Становлением новой политической силы ознаменовались и выборы в Испании. По мнению главы мадридского подразделения ECFR Хосе Игнасио Торребланка (Jose Ignacio Torreblanca), главной новостью на политической арене страны стало появление партии «PODEMOS», отсоединившейся от фракции «Левых антикапиталистов» и имеющей большое влияние среди либеральных латиноамериканцев.

«Партия, получившая 5 мест в Европарламенте, заявила, что будет работать, «чтобы Германия, Еврокомиссия, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд перестали использовать Испанию как колонию», — отмечает он.

Подъем «PODEMOS», как полагает аналитик, произошел на фоне резкого снижения доверия к традиционным лидерам гонки. Так, правящая Народная партия потеряла множество избирателей после трех лет жесткой экономии, коррупционных скандалов и массовой безработицы, хотя и осталась на первом месте с 26%. В свою очередь Социалистическая партия — вторая по величине в Испании — не смогла удержать часть своих избирателей и получила лишь 23% голосов, оказавшись на пути к внутреннему кризису.

«Традиционно в Испании преобладала двухпартийная система, и две главные политические силы получали более 70% голосов на выборах в Европарламент. Однако на этот раз они завоевали доверие лишь 49% избирателей. Таким образом, граждане страны показали, что они устали от двухпартийной системы», — подчеркивает Хосе Игнасио Торребланка.

Если в Испании и Великобритании выборы в Европарламент обозначили появление на политической арене новых сил, то в Болгарии, как полагает старший сотрудник ECFR Димитар Бечев (Dimitar Bechev), нынешнее голосование стало вотумом недоверия правительству во главе с Социалистической партией.

«Этому предшествовал год народных протестов, вызванных противоречивым назначением медиамагната на должность главы Агентства национальной безопасности в преддверии выборов в мае прошлого года», — полагает он.

Как отмечает эксперт, по результатам голосования, главной темой которого оказался украинский кризис, самая заметная победа досталась партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ), набравшей 54% голосов. Правящая же политическая группа потерпела сокрушительное поражение — она заняла второе место с 18,5%, хотя ее партнер по коалиции — «Движение за права и свободы», представляющее этнических турков и мусульман, — сохранил стабильные 14%.

Евроскептики из партии «Aтака» потерпели поражение, набрав всего 3%, тогда как «Болгария без цензуры» (ББЦ) получила 10,7% и два места в Европарламенте. По мнению Димитара Бечева, это свидетельствует о том, что движение непримиримого сопротивления европейской политике в Болгарии идет на убыль.

«Провал «Атака» мог быть вызван ее связями с текущим правительством и разделением голосов сторонников ультранационалистов между несколькими конкурирующими группами», — считает он.

С точки зрения эксперта, результаты выборов сильно поляризовали политическую атмосферу внутри страны.

«Болгарская социалистическая партия потерпела огромное поражение от рук оппозиции, что может привести к перестановкам во власти и даже отставкам. Из-за внутренних проблем правительство страны вряд ли будет занимать активную позицию в Брюсселе», — предполагает Димитар Бечев.

Если в Болгарии голосование продемонстрировало недоверие к нынешней власти, то в Италии сложилась диаметрально противоположная ситуация. Как отмечает глава римского подразделения ECFR Сильвия Франсескон (Silvia Francescon), выборы обернулись неожиданной и ошеломительной победой правящей Демократической партии и ее лидера, председателя совета министров Маттео Ренци (Matteo Renzi), набравшей более 40%.

«Она победила повсюду, от севера до юга страны, с особенно заметным превосходством во Флоренции и центре. Демократическая партия получила на 3 млн. голосов больше, чем на прошедших национальных выборах», — подчеркивает эксперт.

Сильвия Франсескон также обращает внимание на слабые результаты других политических групп внутри страны, таких как «Вперед, Италия» Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) (16%) и «Гражданский выбор» Марио Монти (Mario Monti) (4%).

По ее мнению, неудачи конкурентов в самой Италии и снизившаяся поддержка союзников по «Прогрессивному альянсу социалистов и демократов» (особенно во Франции и Испании) делают главу демократов самым сильным прогрессивным лидером в Европе.

«Слабые результаты партий Франсуа Олланда и Дэвида Кэмерона дают Маттео Ренци больший вес в переговорах с Ангелой Меркель, и у него будет возможность попросить большего представительства Италии в институтах Евросоюза, которым он наверняка воспользуется», — резюмирует глава римского подразделения ECFR.

Европейский парламент, созданный в 1957 году, является одним из семи институтов Евросоюза и считается одним из самых влиятельных законодательных органов в мире. В нем представлено все население ЕС. Европарламент заседает в Страсбурге, а также в Брюсселе и Люксембурге.

Первоначально члены Европейского парламента назначались парламентами государств-членов Евросоюза. Начиная с 1979 года, Европарламент избирается населением ЕС. Выборы проходят каждые пять лет.

В шестом составе Европарламента было представлено 7 фракций, среди которых «Европейская народная партия», «Прогрессивный альянс социалистов и демократов», «Альянс либералов и демократов за Европу», «Зеленые — Европейский свободный альянс», «Европейские консерваторы и реформисты», «Европейские объединенные левые/Лево-зеленые Севера» и «Европа за свободу и демократию», а также ряд беспартийных (независимых) депутатов.

Актуальное