14:55:07 Пятница, 19 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Amnesty International осудила противоправную практику одиночного заключения в США

16:16 | 24.10.2014 | Аналитика

Печать

24 октября 2014. PenzaNews. Власти Соединенных Штатов должны прекратить нарушать права тысяч людей, помещая их в одиночное заключение на длительный срок. С таким заявлением выступила международная правозащитная организация Amnesty International в статье «В заточении: жизнь в жестоких одиночных камерах в США».

Amnesty International осудила противоправную практику одиночного заключения в США

Фото: Flickr.com

По имеющимся данным, около 80 тыс. заключенных в более 40 американских штатах находятся в недопустимых условиях, что значительно превосходит подобные показатели в других странах и является еще одним свидетельством печального состояния пенитенциарной системы государства.

Как отмечается в публикации, типичная одиночная камера представляет собой тесную, душную и холодную комнату с толстыми бетонными стенами без окон. В них заключенные вынуждены проводить до 24 часов в сутки по несколько лет. Дополнительные занятия, на которые в среднем отводится по 30–90 минут в день, ограничиваются прогулками в небольшом дворе с бетонными стенами и зарешеченным потолком: при этом заключенным не предоставляется никакой возможности посещать тюремную библиотеку или заниматься самообразованием. Общение с другими людьми фактически исключено.

По мнению правозащитников, подобные условия крайне негативно сказываются на физическом и психическом состоянии тысяч заключенных. Многие страдают от депрессии, бессонницы и потери веса, а также паранойи и острых психозов, а у афроамериканцев зачастую заметно бледнеет кожа из-за нехватки солнечного света.

Условия в одиночных камерах столь суровые, что заключенные нередко прибегают к членовредительству или кончают жизнь самоубийством: более половины суицидов в тюрьмах США приходится именно на долю системы одиночного заключения.

Вместе с тем администрации учреждений особо строгого режима, согласно сведениям Amnesty International, совершенно не заботятся о возвращении арестантов к обычной жизни. Заключенным не предоставляют никаких реабилитационных программ до или после освобождения, что лишь усугубляет их состояние и толкает на новые преступления.

В свою очередь руководство тюрем утверждает, что практика одиночного заключения применяется лишь в отношении наиболее агрессивных преступников. Однако в реальности любой может быть заперт в тесной бетонной камере даже за незначительный проступок — например, за неисполнение приказа охранника или по малейшему подозрению в связях с тюремной бандой.

По мнению правозащитников, представители тюрем стараются скрыть реальное положение дел от общественности. Так, в отдельных случаях представители пенитенциарной системы называют одиночные камеры «модулями безопасного содержания» и «камерами индивидуальной изоляции». Однако за этими техническими терминами скрывается система, целенаправленно предназначенная для максимально возможного унижения человеческого достоинства заключенных, которая практически не контролируется извне и не соответствует нормам международного права.

«Преступность в Соединенных Штатах является серьезной проблемой, и на органах власти лежит ответственность по работе с ней. Однако ее нельзя решить, запирая людей в столь жестоких условиях», — считает организатор кампаний Amnesty International в Соединенных Штатах Тесса Мерфи (Tessa Murphy).

Как отмечается в публикации, пережитое оставляет очень глубокий след в судьбе и сказывается на здоровье тех, кому все же удалось вернуться к нормальной жизни. В качестве примера Amnesty International приводит историю заключенного по имени Стивен, который провел четыре года в одиночной камере печально известной государственной тюрьмы «Пеликан-Бэй» за драку с другим арестантом и плевок в сторону охранника.

Стивен, которому на момент заключения было 25 лет, почти круглые сутки находился в помещении без окон размерами 3 на 2 метра, ел за бетонным столом, спал на тонком матраце и мылся в душе, установленном в самой камере. По полтора часа в день он под строжайшим наблюдением мог проводить время во внутреннем дворе тюрьмы в восемь шагов шириной. При этом разговаривать с охранниками категорически запрещалось.

Условия содержания очень быстро сказались на его здоровье: он все время переохлаждался, был голоден, зрение сильно ухудшилось, а постоянное одиночество на протяжении нескольких лет стало тяжелым испытанием для психики арестанта, которому не с кем было поговорить.

Через четыре года Стивен оказался за воротами тюрьмы, имея при себе только 200 долларов. При этом, как отмечают правозащитники, перед выходом на свободу у него не было возможности ни пройти реабилитационную программу, ни приобрести навыки, необходимые для работы. Будучи не в силах самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией и освоиться в обществе после длительной изоляции, Стивен начал принимать наркотики. Однако со временем ему все же удалось излечиться от смертельной зависимости, и сейчас он живет нормальной жизнью вместе с женой и ребенком, обучается в престижном университете. Тем не менее бывший заключенный по-прежнему страдает от паранойи, приступов страха и трудностей в общении с другими людьми.

Представители Amnesty International подчеркивают, что в целом за последние годы ситуация в стране несколько изменилась благодаря активистам и политикам, которые вынудили власти ряда штатов провести тюремные реформы. Однако повторное открытие Томсонской тюрьмы особо строгого режима в Иллинойсе, прекратившей работу в 2010 году и выкупленной государством два года спустя, не позволяет утверждать, что положение дел начало кардинально меняться.

Правозащитники напоминают, что в сентябре 2014 года президент США Барак Обама (Barack Obama) в своей речи, адресованной членам ООН, заявил, что Соединенные Штаты поддерживают стремление мирового сообщества обратить внимание на положение дел в уголовно-исправительной системе страны.

По мнению Тессы Мерфи, в сложившейся ситуации властям необходимо сдержать слово и позволить экспертам ООН и других международных организаций проинспектировать существующие исправительные учреждения строгого режима, а также продолжить реформы пенитенциарной системы уже на государственном уровне.

«Тюрьмы США должны помещать заключенных в одиночные камеры только в самых исключительных случаях, когда другие средства исчерпаны, и на как можно менее длительный срок», — считает организатор кампаний Amnesty International в США.

Актуальное