21:22:14 Четверг, 28 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Протестное движение в Гонконге вряд ли достигнет значительных успехов — эксперты

14:31 | 31.10.2014 | Аналитика

Печать

31 октября 2014. PenzaNews. Студенты, участвующие в масштабных протестах в Гонконге, которые начались 28 сентября 2014 года, не намерены уходить с улиц. Об этом свидетельствуют результаты неофициального опроса, проведенного агентством Reuters ровно месяц спустя после первого дня демонстраций.

Протестное движение в Гонконге вряд ли достигнет значительных успехов — эксперты

Фото: Flickr.com

Согласно имеющимся данным, 87% участников акции протеста, получившей название «движение зонтиков», заявили, что намерены оставаться в палатках дольше года, чтобы добиться отклика властей, а 93% готовы возобновить забастовки в другом месте, если полиция их разгонит.

Манифестанты, установившие баррикады и палаточные городки на дорогах и автотрассах крупного финансового центра Китая, уже несколько недель подряд блокируют транспортное движение в ряде ключевых районов на острове Гонконг и полуострове Коулун, таких как Монгкок, Козуэй-бэй и Эдмиралти.

Несмотря на попытки найти общий язык с властями, активистам из числа движения «Occupy Central» и ряда студенческих объединений, не удалось достичь компромисса. Демонстранты выступают против планируемой реформы избирательной системы на предстоящих выборах, согласно которой граждане смогут голосовать лишь за кандидатов, заранее утвержденных специальным комитетом. Также манифестанты требуют отставки нынешнего главы Гонконга Ляна Чжэньина (Leung Chun-ying), однако официальный Пекин дал понять, что не намерен идти им навстречу по этим вопросам.

По мнению старшего сотрудника и директора программы по Азии и Китаю Европейского совета по международным отношением Франсуа Годемана (François Godement), еще в начале протестов было очевидно, что демонстранты Гонконга и власти КНР не смогут прийти к обоюдному решению.

«Когда с одной стороны стоит жесткое административное правительство, а с другой — плохо организованные массы, достичь полноценного согласия со всеми протестующими нельзя», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».

При этом он обратил внимание на то, что демонстранты вышли на улицы из-за причин не только политического, но и экономического характера.

«Несмотря на то, что Гонконг сам по себе процветает, жители оказываются в невыгодных условиях из-за китайцев с материка, которые скупают недвижимость, приезжают в город для туризма и занимают позиции в финансовой области наравне с местными миллионерами», — уточнил Франсуа Годеман.

Вместе с тем он отметил, что главной движущей силой для демонстрантов явилось не вмешательство извне какого-либо государства, а продемократическое мировоззрение самих участников акций протеста.

«Гонконг обеспечивает гражданам правовые гарантии, свободу слова и личности. В этих условиях выросло целое поколение», — аргументировал свою точку зрения эксперт.

В то же время исследователь в области социокультурной антропологии Калифорнийского университета в Беркли Синь Лю (Xin Liu) предположил, что протестное движение набрало силу под влиянием ряда проблем, существовавших в отношениях с материковым Китаем задолго до начала демонстраций 2014 года.

В числе прочего он обратил внимание на то, что между гражданами Гонконга и остальной части КНР можно заметить различия культурного характера, которые лишь усугубили социальное напряжение и наэлектризовали политически активное население города.

«Подобные демонстрации никогда не обходятся без влияния извне, однако будет ошибкой утверждать, что именно внешнее воздействие привело к началу протестов. Гораздо большую роль сыграли внутренние силы», — высказал свое мнение аналитик.

Вместе с тем он усомнился в том, что события октября 2014 года представляют серьезную угрозу для страны, выдержавшей в прошлом множество подобных акций протеста.

Более того, по его словам, в продолжение демонстраций заинтересована лишь очень малая часть населения города.

«Это скорее аллергия, нежели смертельная болезнь», — заметил Синь Лю.

По его мнению, о таком положении дел также говорит и то, что официальный Пекин уже вскоре после начала уличных забастовок избрал мирную тактику разрешения вопроса, ведя тонкую игру, а демонстранты не имели почти никакого понимания, чего они хотят добиться на самом деле.

В свою очередь журналист и писатель, автор книг о Китае, Монголии и КНДР Джаспер Беккер (Jasper Becker) предположил, что четкое понимание причин и целей манифестации отсутствовало не только в самом Гонконге, но и в КНР, и во всем остальном мире, что еще больше затруднило переговоры с властями.

По его мнению, полноценный компромисс на условиях, выдвинутых участниками «движения зонтиков» в первые дни демонстраций, был изначально недостижим. С точки зрения обозревателя, введение демократической системы выборов в Гонконге стало бы уникальным политическим прецедентом, которого Пекин стремится избежать.

«Власти уже продолжительное время пытаются получить контроль над СМИ в Гонконге и преследуют оппонентов Компартии Китая. Но Гонконг — очень открытый город», — сказал эксперт.

По его словам, происходящее опровергает сложившееся мнение о том, что одобрение жителями КНР текущего политического курса будет сохраняться на высоте до тех пор, пока экономика продолжает расти.

«Думаю, ясно видно, что многие люди в Китае, Гонконге и Тайване стремятся установить демократическую систему со свободными выборами вне зависимости от того, каковы сейчас темпы экономического роста», — сказал Джаспер Беккер.

Говоря о развитии событий в будущем, он предположил, что происходящее в бывшей британской колонии заметно отразится на политической арене всего региона.

«Реакция партии на события в Гонконге очень сильно скажется на Тайване, где жители могут проголосовать за оппозицию на предстоящих выборах», — пояснил эксперт.

Между тем доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский (Andrei Ostrovski) исключил возможность распространения протестного движения в Гонконге на материковый Китай.

«Они отделены друг от друга. Между ними существуют границы», — пояснил он.

Исследователь подчеркнул, что демонстрации в других регионах КНР могут возникнуть по совершенно иным причинам, таким как коррупция, изъятие земель и неправомерные действия чиновников, отметив при этом, что официальный Пекин оперативно реагирует на возмущения жителей материкового Китая.

В то же время эксперт обратил внимание на тот факт, что протестное движение, нарушившее рабочий ритм Гонконга, стало крайне невыгодным для самих местных жителей.

«Значительная часть населения получает свои огромные доходы, которые сопоставимы с доходами жителей Великобритании, Новой Зеландии, Канады, что связано именно с ролью Гонконга как связующего звена между экономикой Китая и мира. Естественно, такие вещи [как манифестации] им абсолютно не по нраву, потому что нарушение стабильности влечет за собой потерю Гонконга как одной из ведущих торговых площадок мира и Восточной Азии, и, соответственно, огромные потери в доходах людей, которые на этом делают большие деньги», — подчеркнул он.

Продолжая финансовую тему, Андрей Островский добавил, что студенческие группы, вовлеченные в демонстрации и пикеты, были инспирированы Соединенными Штатами с целью подорвать экономику КНР, которая продолжает бить все новые рекорды.

«Гонконг является ключевой точкой для внешнеэкономических связей КНР с другими странами. Через Гонконг проходит значительная часть объема внешней торговли Китая и финансовых потоков. В Гонконге есть огромная фондовая биржа, крупный порт и большое количество банков», — сказал он.

Вместе с тем журналист новостного портала «Asian Correspondent» в Китае Микеле Пенна (Michele Penna) усомнился в том, что поддержка демонстрантов извне могла возыметь какой-либо эффект. При этом он выделил три главных повода для протестов: вопрос всеобщего голосования, финансовые трудности и резкий рост цен на жилье, а также влияние Китая, которое многие в Гонконге считают негативным.

В то же время Микеле Пенна охарактеризовал нынешнюю ситуацию как практически патовую для протестующих. Так, по его мнению, если по ряду проблем власти могут снизить уровень недовольства общества, занявшись ими вплотную, то множество вопросов напрямую связаны с изменениями структурного характера, начавшимися после присоединения бывшей британской колонии к КНР в 1997 году.

«Приток туристов с материка, китайские инвестиции в город, невозможность установить в нем полноценную демократию — все это связано с новым статусом Гонконга в роли китайского города», — пояснил журналист.

С его точки зрения, положение дел на сегодняшний день таково, что победителем из противостояния сможет выйти только одна сторона.

«Демонстранты не намерены освобождать улицы, не добившись реальных реформ, которые местные власти не в силах провести», — уточнил Микеле Пенна.

Он предположил также, что в скором времени демонстрации окончательно сойдут на нет или сами по себе, или после незначительных уступок со стороны правительства.

При этом эксперт усомнился, что протесты в бывшей британской колонии смогут оказать заметный эффект на остальную часть КНР.

«На это есть две причины. Во-первых, цензура практически не позволяет новостям о демонстрациях распространяться по материковому Китаю, в котором доводы в пользу внешнего влияния находят отклик у людей. Во-вторых, жители материка, если не считать активистов, воспринимают вопросы политики иначе, нежели их собратья в Гонконге. Их не столь интересует демократия, а недавние опросы показывают, что процент довольных действиями властей довольно высок», — пояснил журналист, отметив, что мнение общества все же может измениться.

В то же время он затруднился дать свой прогноз развития событий в Гонконге в ближайшем будущем, отметив, что многое зависит от того, как именно закончатся демонстрации.

«Однако ясно уже сейчас, что недавние события изменили обстановку в городе, вскрыв актуальную политическую проблему», — заключил Микеле Пенна.

Акции протеста в центре Гонконга, организованные движением «Occupy Central», а также студенческими группами под руководством Джошуа Вонга (Joshua Wong), Алекса Чоу (Alex Chow), Лестера Шума (Lester Shum) и других молодых активистов, начались 28 сентября 2014 года.

Изначально старт акции был запланирован на 1 октября 2014 года. Однако аресты десятков молодых людей, в том числе и нескольких лидеров, побудили главу «Occupy Central», профессора юриспруденции Гонконгского университета Бенни Тая (Benny Tai) объявить о начале акции гражданского неповиновения на два дня раньше.

Протесты были отмечены неоднократными столкновениями с проправительственными активистами, а также сотрудниками полиции, которые использовали против демонстрантов слезоточивый газ, дымовые шашки и дубинки.

В СМИ протесты получили название «движение зонтиков», которыми активисты укрывались от солнца и слезоточивого газа.

По мнению ряда обозревателей, демонстрации в Гонконге стали наиболее четко скоординированным выступлением против китайских властей со времен событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.

Актуальное