10:33:44 Пятница, 29 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Успех СААРК зависит от активности малых стран и сотрудничества с внешним миром — Кешаб Гири

19:30 | 06.11.2014 | Аналитика

Печать

6 ноября 2014. PenzaNews. XVIII саммит Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), который пройдет в Непале 26–27 ноября 2014 года, должен дать толчок активному развитию участвующих в нем стран, и малые государства могут сыграть в этом процессе отнюдь не последнюю роль. Такую точку зрения высказал обозреватель интернет-издания Journal of Turkish Weekly Кешаб Гири (Keshab Giri) в своей статье «Блюстители норм СААРК».

Успех СААРК зависит от активности малых стран и сотрудничества с внешним миром — Кешаб Гири

Фото: Wikipedia.org

По его мнению, в сложившейся мировой обстановке крайне важно, чтобы активность в рамках саммита не ограничилась лишь «косметическими работами» в столице Непала, которая готовится к приему гостей, и радужными обещаниями участников встречи.

«Время приложить дополнительные усилия, чтобы рассмотреть и воплотить в жизнь ранее сделанные заявления», — подчеркивает обозреватель.

Вместе с тем Кешаб Гири предполагает, что малые нации в составе СААРК могут сделать для общего благосостояния не меньше, чем две крупных державы региона — Индия и Пакистан, если займут более активную позицию.

«Реалисты международной политики неумолимо приходят к заключению, что «более сильный требует возможного, а слабый вынужден подчиниться», как было сказано в «Мелосском диалоге» Фукидида. Однако справедлива ли эта максима в наши дни? Менее могущественные нации раз за разом оказывались на высоте, опровергая это представление», — отмечает автор публикации.

С его точки зрения, в современном мире наиболее эффективной стала не грубая, а мягкая сила: вследствие этого на первый план во второй половине XX века начали выходить нации, ранее стоявшие в тени более крупных и сильных игроков.

«Устанавливая, продвигая и поддерживая глобальные стандарты и правила разумного поведения, малые государства могут определять политику мира по ряду острейших вопросов. Такие страны называют блюстителями норм», — поясняет Кешаб Гири.

Кроме того, он считает, что образцовыми примерами подобного рода государств являются страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург), заложившие основу для Европейского союза, а также Норвегия, которая сумела сблизить правительство Израиля и Организацию освобождения Палестины за одним столом переговоров.

«Нельзя не восхищаться Норвегией. Соглашения в Осло 1993 года были подписаны благодаря ее передовой дипломатии, сочетавшей выдающиеся приемы политической агитации с продуманными инновационными методами ведения переговоров», — подчеркивает автор публикации.

По его мнению, именно блюстители норм, вооруженные мягкой силой, установили и до сих пор поддерживают в цивилизованном мире существующие стандарты благополучия и социальные гарантии, а также помогли СССР и США наладить контакт друг с другом в холодной войне.

Кешаб Гири уверен, что успехи «нежесткой» европейской дипломатии конца XX века должны стать для малых государств СААРК эталоном ведения политики и примером того, что сильный не всегда бывает прав.

Вместе с тем, с точки зрения обозревателя, примеры успешной работы блюстителей норм уже есть и в самой Южной Азии. Среди прочего автор публикации выделяет неофициальную философию «валового национального счастья» в Бутане, которая способствовала экономическому и техническому развитию государства с учетом экологии, культуры и религии. Также, по его словам, внимания заслуживает и банк микрокредитования Grameen Bank в Бангладеш, в 2006 году ставший лауреатом Нобелевской премии мира за помощь людям, живущим за чертой бедности.

По мнению Кешаба Гири, СААРК возникла именно благодаря двум малым странам — Бангладеш и Непалу, при этом Индия и Пакистан, постоянные соперники и крупные игроки на транснациональной арене, эту идею изначально не одобряли: официальный Исламабад рассматривал объединение как попытку оппонента заполучить еще большую власть, а в Нью-Дели опасались угрозы, которую могли представлять малые нации сообща.

«Само зарождение СААРК свидетельствует о проницательности, созидательном потенциале, а также дальновидной и тонкой дипломатии малых государств Южной Азии, целью которых было сделать ее благоприятной для жизни, мирной, безопасной и гармоничной», — утверждает автор публикации.

Однако сейчас, как пишет Кешаб Гири, настало время для решительных действий, и королевству Непал, принимающему саммит в этом году, нужно сыграть важную роль при формировании политической программы, которая бы учитывала общие интересы всей Южной Азии.

По его мнению, страны СААРК поступят разумно, если привлекут помощь других международных игроков, таких как ЕС, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Китай, США, Япония и прочие.

«Такой шаг не только ускорит взаимный обмен опытом, знаниями и техническими ноу-хау, но и предоставит ассоциации крайне необходимую финансовую поддержку», — подчеркивает обозреватель, обращая при этом внимание на уже действующие и приносящие плоды программы сотрудничества с Канадой и Южной Кореей.

Одновременно с этим Кешаб Гири предлагает расширить участие СААРК в дипломатических миссиях в других государствах, а также привить народам Южной Азии идею национального единства.

«Идея принадлежности к одному региону еще не распространилась среди народных масс, и межнациональные контакты в лучшем случае минимальны. […] В отличие от других региональных организаций, таких как ЕС и АСЕАН, у СААРК нет ни флага, ни гимна, ни девиза. Эти символы очень важны для того, чтобы взрастить региональную идентичность, столь важную для долгой и эффективной работы подобных организаций», — считает он.

Однако, по мнению автора публикации, наиболее важной задачей для предстоящего саммита все же должна стать активизация участия малых государств на региональной и транснациональной арене, при этом политическим деятелям крупных стран необходимо осознать это, чтобы совместными усилиями достичь благосостояния, мира и стабильности в Южной Азии.

«[Премьер-министр Индии] Нарендра Моди, едва вступив на новую должность, сделал одной из своих главных задач установление добрых отношений с соседними государствами. […] Многое будет зависеть от того, какими будут двусторонние отношения между извечными соперниками — Индией и Пакистаном. Однако риторика Нарендры Моди станет по-настоящему убедительной лишь тогда, когда он продемонстрирует, что способен не только вести за собой, но и, что более важно, следовать предложениям шести малых стран-участниц СААРК», — подводит итог Кешаб Гири.

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) — экономико-политическая организация, созданная 8 декабря 1985 года, в состав которой входят Индия, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Непал и Шри-Ланка.

Официальной целью ассоциации является обеспечение сотрудничества между ее участниками в социально-экономической сфере, а также ускорение социального и культурного развития региона.

Штаб-квартира объединения находится в столице Непала — Катманду.

Наблюдателями при СААРК состоят восемь государств, в том числе Китай, Япония и США, а также Европейский союз. В 2014 году Россия совместно с Турцией подала заявку на получение статуса наблюдателя.

Актуальное