22:38:50 Пятница, 19 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Эксперты назвали темы обороны и дипломатии главными для нового генсека НАТО

17:54 | 11.11.2014 | Аналитика

Печать

11 ноября 2014. PenzaNews. НАТО не ищет конфронтации с Россией и не стремится к очередной холодной войне, однако не будет ставить под угрозу принципы безопасности в Европе. С таким заявлением выступил новый генеральный секретарь Североатлантического альянса, бывший премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg) в ходе своей речи в Германском фонде Маршалла в Брюсселе 28 октября 2014 года.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

Фото: Wikipedia.org

По его словам, РФ является крупнейшим партнером североатлантической организации, с которым важно установить диалог, но «альянс не намерен поступаться своими основными принципами, на которых базируется безопасность стран НАТО в Европе и Америке».

В то же время, как отметил Йенс Столтенберг, альянсу потребуется быть готовым защищать свои интересы от угроз на юге и Ближнем Востоке, в числе которых он особо выделил террористическую группировку «Исламское государство».

Генсек также подчеркнул необходимость усилить единство, безопасность, независимость и мощь альянса, что, с его точки зрения, «не будет противоречить развитию контактов с Россией», поскольку «только сильное НАТО сможет построить по-настоящему конструктивные и партнерские отношения».

Речь Йенса Столтенберга стала первой для нового генерального секретаря, ранее возглавлявшего крупнейшую в стране Норвежскую рабочую партию, с момента его вступления в должность 1 октября 2014 года.

Ряд обозревателей скептично отнеслись к заявлениям Йенса Столтенберга о готовности строить партнерские отношения с Россией, поскольку наращивание потенциала НАТО не может способствовать полезному диалогу и, скорее всего, будет вновь расцениваться РФ как угроза национальной безопасности. При этом они сошлись во мнении, что новый генсек является опытным человеком, который со временем может оказать заметное влияние на существующий тренд в отношениях с Москвой.

Глава программы по трансатлантическим отношениям Германского общества внешней политики (DGAP) Хеннинг Рике (Henning Riecke) отметил, что Норвегия установила с Россией в определенной степени партнерский контакт, и поэтому Йенс Столтенберг может успешно выстроить связи там, где другие дипломаты НАТО сейчас бессильны.

По его словам, в ближайшее время новому генеральному секретарю предстоит поддерживать единство альянса, который перестраивается в ответ на угрозы, появившиеся на Украине, в Сирии и Ираке.

«Ему понадобится следить за тем, чтобы члены НАТО оставались тесно связанными друг с другом в период переориентации», — пояснил аналитик, подчеркнув при этом, что речь не идет об агрессии какого-либо рода в отношении России.

Говоря о том, как именно может измениться североатлантическая организация в будущем, Хеннинг Рике предположил, что страны альянса заметно увеличат расходы на оборону, а также обратил внимание на необходимость дальнейшей модернизации.

«[Однако] генеральный секретарь не определяет курс: эту работу выполняют сами члены НАТО. Поэтому я бы не рискнул переоценивать возможности Столтенберга», — заметил аналитик.

Вместе с тем он сказал, что поиски компромиссов по ряду вопросов в отношениях с Россией, таких как диспут вокруг системы противоракетной обороны (ПРО), на сегодняшний день фактически прекратились из-за существующих противоречий, несмотря на отдельные попытки возобновить контакт.

«Эти проблемы не могут быть решены — особенно сейчас, когда доверие между Россией и НАТО и желание сотрудничать разрушены из-за событий на Украине. Сейчас будет очень сложно воссоздать сотрудничество на прежнем уровне», — отметил глава программы по трансатлантическим отношениям Германского общества внешней политики.

По мнению заведующего отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрия Данилова (Dmitry Danilov), настроения альянса нашли свои отражения в жесткой риторике предыдущего генерального секретаря Андерса Фог Рассмусена (Anders Fogh Rasmussen) в его последние месяцы на посту.

При этом он подчеркнул, что члены НАТО тщательно отнеслись к проблеме выбора кандидата, уделяя особое внимание политической значимости и стране происхождения.

«В том числе этот вопрос волновал и многих в России, поскольку отношения между Россией и НАТО в контексте украинского кризиса фактически свалились в яму до почти нулевой отметки», — сказал исследователь.

С его точки зрения, Йенс Столтенберг уже смог зарекомендовать себя как решительный, взвешенный и умеренный политик, который успешно провел Норвежскую рабочую партию через сложный для нее период.

Однако, по словам эксперта, возможности нового руководителя НАТО, в том числе и в отношениях с Россией, весьма ограничены, поскольку он вынужден действовать в рамках политической доктрины, определенной на саммите альянса в Уэльсе 4–5 сентября 2014 года.

«Столтенберг пришел на должность генсека в момент, когда основные решения, связанные с перестройкой альянса, уже приняты. Поэтому он будет реализовывать те решения, к принятию которых не имел прямого отношения. Самостоятельность Столтенберга в этом отношении крайне мала. Другое дело — вопрос, насколько он может быть гибок в реализации политических решений», — пояснил аналитик.

Вместе с тем он подчеркнул, что на сегодняшний день не остается никаких сомнений в планах североатлантической организации продолжить движение на восток.

«Речь уже не идет о том, что расширение НАТО не направлено против России: напротив, теперь речь идет о том, что его расширение будет естественной частью политики альянса, которая изменилась и теперь заточена под ответы на «российский вызов» и «российскую угрозу», как полагают в НАТО», — сказал он, заметив при этом, что на сегодняшний день данный вопрос является лишь частью масштабной игры на постсоветском пространстве.

В отношении вопроса о системе ПРО, по мнению Дмитрия Данилова, дипломатия нового генерального секретаря не будет иметь практически никакого эффекта.

«Эти вопросы решаются на совершенно другой площадке — на площадке диалога «Россия — Соединенные Штаты Америки». Этого диалога сейчас нет, и поэтому говорить, что Столтенберг может как-то сыграть на этом поле, вряд ли приходится. Перспектив возобновления переговорного тренда между Россией и США просто не видно, и они не просматриваются в обозримом будущем», — констатировал Дмитрий Данилов.

В свою очередь исполнительный директор венгерского Центра евроатлантической интеграции и демократии Дэниел Барта (Daniel Bartha) высказал предположение, что в свете недавних конфликтов на Украине альянс впредь не намерен учитывать интересы Москвы по существующим вопросам.

«В одном можно быть уверенным: члены НАТО больше не будут заботиться о беспокойствах России. Они будут стремиться избежать дальнейшей эскалации конфликта, но действовать в духе доброй воли в отношениях с Москвой больше не хотят», — подчеркнул он.

С точки зрения аналитика, роль генерального секретаря в нынешних условиях может стать менее значимой, чем ранее.

«Политический курс НАТО кардинально изменился из-за украинских событий. Это уже другое НАТО, вернувшееся к стратегии обороны. Трудно определить, насколько большое влияние на обновленный курс будет оказывать Столтенберг как личность», — пояснил он.

В то же время Дэниел Барта назвал кандидатуру бывшего премьер-министра Норвегии «беспроигрышным вариантом» для альянса благодаря его опыту, умению находить компромиссы, приверженности североатлантическим идеалам, а также ранее проявленному стремлению наладить диалог с Москвой.

«Важно и то, что он очень сильно поддерживает увеличение оборонного бюджета и был самым большим сторонником этого вопроса в Норвегии», — отдельно отметил аналитик, добавив, что подобной позиции Йенсу Столтенбергу нужно продолжать придерживаться и на своем новом посту.

Сравнивая нового генерального секретаря и Андерса Фог Расмуссена, эксперт отметил, что прежний глава альянса успешно проявил себя во время многочисленных кризисов, однако не смог оказать заметного влияния на политику отдельных членов организации.

«Конечно же, нет гарантий, что Столтенберг будет сильнее, но нынешний международный климат помогает ему быть услышанным в столицах [НАТО]», — сказал Дэниел Барта.

В то же время политолог, профессор кафедры международных отношений Бостонского университета Иван Аррегин-Тофт (Ivan Arreguin-Toft) выделил ряд параметров, которые, по его мнению, сделали бывшего премьер-министра Норвегии наилучшим выбором для альянса.

По его словам, у Йенса Столтенберга имеется опыт по ведению дел с Россией в непростых условиях, который проявился при разрешении пограничного спора в Баренцевом море в 2010 году. Также, по мнению исследователя, заслуживает внимания и тот факт, что он во время кризиса смог сохранить экономику Норвегии на достойном уровне.

«Именно по этим причинам Ангела Меркель (Angela Merkel) выдвинула его кандидатуру, а ряд других стран НАТО поддержали ее», — пояснил Иван Аррегин-Тофт.

Говоря о будущем североатлантической организации под руководством нового генерального секретаря, эксперт высказал предположение, что «контрпродуктивный курс последних двух десятилетий» продолжится, а также обратил внимание на сильную зависимость свободы действий Йенса Столтенберга от внутренних политических настроений в органах законодательной власти США.

Вместе с тем он назвал возможным дипломатический выход из ситуации вокруг европейской системы ПРО. С точки зрения аналитика, при удобном политическом климате Йенс Столтенберг может, заручившись поддержкой Вашингтона, начать демонтаж существующих комплексов, одновременно с этим предложив материальные компенсации затронутым государствам и установив диалог с Россией.

Отвечая на вопрос о планах НАТО по дальнейшему расширению на восток, политолог высказал мнение, что этот процесс до недавнего времени был вызван двумя факторами: подъемом в США движения консерваторов, стремящихся «спасти» другие нации, и во многом активной внешней политикой Москвы, вызывавшей тревогу у близлежащих государств.

«Грубо говоря, НАТО не стремилось расширяться. Скорее страны на периферии РФ, опасающиеся за свою безопасность, стали тянуть границы на себя», — пояснил он.

Иван Аррегин-Тофт предположил, что дальнейшее расширение НАТО будет во многом зависеть не столько от политики Йенса Столтенберга, сколько от действий государств, желающих присоединиться к альянсу.

Вместе с тем исполнительный директор Центра изучения Америки и стран Запада в Институте исследования внешней политики Рональд Граниери (Ronald Granieri) исключил возможность принятия новых государств, в том числе Украины, в состав североатлантического альянса в ближайшее время.

«Я не думаю, что кто-либо в руководстве НАТО согласен идти на риск и обострять существующие кризисы», — сказал он, подчеркнув, что на первый план в настоящее время вышли другие задачи.

Эксперт напомнил, что упор в изменившейся стратегии альянса сделан на укреплении внутренней и внешней безопасности организации и ее членов, усилении обороны, а также разрешении имеющихся вопросов и сохранении достигнутого.

«Она сосредоточится на поддержании целостности и готовности НАТО. Я не предвижу никаких коренных изменений в политике», — отметил Рональд Граниери.

По его мнению, именно по этим причинам Йенсу Столтенбергу предстоит выступать на своем посту в первую очередь в качестве дипломата и миротворца, поддерживать единство альянса перед лицом актуальных угроз и задач, а также налаживать внешние контакты с другими государствами и международными организациями.

Рональд Граниери также выразил надежду на то, что России и НАТО в конечном итоге удастся возобновить конструктивный диалог.

«Миру не нужны дальнейшие обострения. Я верю, что обе стороны могут достичь согласия, если отчетливо сформулируют свои интересы, а также изложат, насколько готовы пойти своим соседям навстречу по существующим противоречиям», — подвел итог эксперт.

Актуальное