16:51:02 Пятница, 29 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Экономические успехи Великобритании могут подтолкнуть ее к выходу из ЕС — Саймон Тилфорд

11:20 | 21.11.2014 | Аналитика

Печать

21 ноября 2014. PenzaNews. Рост экономики Великобритании может подтолкнуть страну к выходу из Европейского союза, если евроскептикам удастся получить власть в свои руки. К такому выводу пришел заместитель директора Центра европейских реформ Саймон Тилфорд (Simon Tilford) в статье «Может ли упадок еврозоны привести к выходу Великобритании?», опубликованной в ряде зарубежных СМИ.

Экономические успехи Великобритании могут подтолкнуть ее к выходу из ЕС — Саймон Тилфорд

Фото: Wikipedia.org

По его словам, Великобритания входит в число тех стран Европы, которые больше всего пострадали от кризиса 2008 года.

«Кризис привел к сильному спаду финансовой и деловой активности — двух главных индустрий государства. В стране разразился самый большой кризис банковской сферы в Европе, и правительство было вынуждено пойти на беспрецедентные меры, чтобы поддержать затронутые финансовые институты», — напоминает автор публикации.

Однако на сегодняшний день, по его мнению, положение дел в зоне евро диаметрально отличается от ситуации шестилетней давности, и Великобританию уже нельзя обвинять в том, что она кормится за счет ЕС.

«Экономика еврозоны по-прежнему находится в состоянии стагнации, и это вызвало большой разрыв [между странами] в темпах роста. Великобритания показала лучшие результаты за весь период с первого квартала 2008 года, обойдя не только ЕС, но и пресловутого «звездного игрока» — Германию», — поясняет Саймон Тилфорд.

С его точки зрения, во многом успехи Лондона обусловлены макроэкономической политикой властей страны.

«Во-первых, Великобритания не вводила столь жестких мер экономии, как другие страны Европы. Во-вторых, Банк Англии проводил более агрессивную монетарную политику, чем Европейский центральный банк (ЕЦБ): он гораздо активнее и жестче снижал процентные ставки, сохраняя их на рекордно низких уровнях — сначала при повышенной инфляции, а позднее на фоне роста экономики. Также Банк Англии в 2009 году запустил программу количественного смягчения, которая стала стимулом для роста», — перечисляет аналитик.

К тому же, по его мнению, на ситуацию повлиял запуск масштабной программы по очищению банковского сектора от слабых игроков. Как считает Саймон Тилфорд, это позволило финансовым учреждениям Великобритании эффективнее ответить на повысившийся кредитный спрос и тем самым ускорить восстановление после кризиса. Также ему способствовала и относительно низкая безработица в регионе, несмотря на резкое падение темпов производства.

«Компании наотрез отказывались увольнять труднозаменимых рабочих, урезали инвестиции, направленные на обновление персонала, а многие сотрудники перешли на внештатную основу. Это помогло избежать серьезного роста безработицы и, следовательно, краха потребительского спроса, наблюдавшегося в ряде стран Европы», — поясняет автор публикации.

По его словам, сохранение потребительского спроса способствовало повышению внутреннего во всем государстве, обойдя средние показатели остальных стран ЕС, при этом национальная валюта Великобритании со временем укрепилась относительно евро.

«Фунт стерлингов обвалился с 1,50 евро в январе 2007 года до 1,09 евро в январе 2009 года, однако затем постепенно укрепился до 1,27 евро в октябре 2014 года. На текущем уровне он вряд ли обесценится в долгосрочной перспективе», — отмечает Саймон Тилфорд.

Он полагает также, что экономику Великобритании ждет хорошее будущее с постепенным неуклонным ростом, однако негативный прогноз по ЕС в целом представляет для Лондона определенную угрозу.

«Весомая доля дефицита по текущим операциям Великобритании (около 4% ВВП) полностью приходится на торговлю с другими странами Европы. Если темпы роста внутри еврозоны будут оставаться невысокими еще многие годы, как почти наверняка и случится, дефицит Великобритании относительно Европы продолжит расти. В свою очередь, когда ЕЦБ наконец-то запустит программу количественного смягчения, евро с большой вероятностью упадет относительно фунта, что лишь углубит разрыв между экспортом и импортом. Несмотря на размер внешнего дефицита Великобритании, существуют риски, что фунт может укрепиться слишком сильно, и это поставит под угрозу восстановление инвестиций в сектор внешней торговли», — считает аналитик.

С его точки зрения, подобная тенденция будет сохраняться длительное время.

«Даже излишне оптимистичная Еврокомиссия предполагает, что разрыв между Великобританией и остальной Европой по темпам роста составит около 1% в 2015–2016 годах. Другие эксперты видят будущее еще менее радужным», — пишет автор статьи.

В заключение Саймон Тилфорд отмечает, что подобные различия могут привести к двум возможным сценариям. Так, при самом благоприятном развитии событий отношения Великобритании с ЕС улучшатся, поскольку экономический рост может дать Лондону большую свободу в ряде сфер совместной деятельности и поднять его авторитет.

«В конце концов экономика Великобритании росла быстрее европейской за многие годы до кризиса, которые совпали с периодом беспрецедентного потепления в отношениях с ЕС», — напоминает он.

Однако аналитик подчеркивает, что существуют и менее оптимистичные прогнозы на ближайшие несколько лет. По его словам, медленные, пусть и неуклонные, темпы восстановления могут обострить ряд проблем — вопрос миграции в Великобританию из стран еврозоны, тогда как требования ЕС к преуспевающему лондонскому правительству возрастут. Как полагает Саймон Тилфорд, в связи с этим евроскептики, которые особенно многочисленны в Консервативной партии, получат шанс воспользоваться экономическими успехами государства в качестве повода для выхода из состава ЕС, если им удастся расширить свое представительство во власти.

«Общие выборы в мае [2015 года в нижнюю палату парламента] окажут большое влияние на то, какой из этих сценариев сможет воплотиться в реальность. Если лейбористы победят или образуют коалицию с либерал-демократами, то события будут развиваться, вероятнее всего, по первому варианту. Однако консервативное правительство, особенно с незначительным большинством или даже просто при грубом численном преимуществе относительно других партий, напротив, может слишком приблизиться к тому, чтобы пойти по второму пути», — заключает заместитель директора Центра европейских реформ.

Актуальное