09:01:18 Пятница, 29 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Не стоит опасаться Пекина в роли мирового полицейского — европейские эксперты

16:50 | 20.01.2012 | Аналитика

Печать

20 января 2012. PenzaNews. Прошлый год оказался переломным для Китая: изменилось его отношение к мировому сообществу. Долговой кризис в Европе вкупе с сокращением оборонного бюджета Америки привели к росту ожиданий того, что Китай возьмет на себя еще больше властных полномочий по обеспечению международной стабильности. Он уже не может держаться в тени и уклоняться от участия в решении стратегических и экономических вопросов. Может ли он разделить с Америкой роль мирового полицейского раньше, чем ожидалось? Ответ на этот вопрос попытались найти эксперты Европейского Совета по международным отношениям Джонас Парелло-Плеснер и Параг Кханна в статье «Не стоит опасаться Пекина в роли мирового полицейского», которая была впервые опубликована в газете «The Financial Times» и которую ИА «PenzaNews» публикует в собственном переводе на русский язык.

Пекин, КНР.

Фото с сайта Wikipedia.org

Прорыв Пекина на мировую арену случился быстрее, чем этого могли ожидать даже его самые честолюбивые лидеры. Но хотя Китай и расширяет сферу своего влияния с целью диверсификации инвестиций, защиты нефтяных интересов, патрулирования транспортных путей и поддержки своих граждан, работающих за рубежом, он рискует получить неожиданную ответную реакцию. Каждая сверхдержава в конечном итоге сталкивается с эффектом бумеранга.

Закончился безоблачный десятилетний период беспрепятственного расширения коммерческих интересов по всему миру. Китай уже вовлечен в споры и политические игры в своих новых рубежах. После убийства 13 моряков на реке Меконг в октябре 2011 года Китай направил вооруженные патрули в Бирму, Лаос и Таиланд — непокорные государства, образующие печально известный «Золотой треугольник». Китай сейчас фактически является речной полицией Меконга.

Чтобы представить, к чему это приведет, стоит вспомнить, как китайские инвестиции стали предметом спора и разногласий на недавно прошедших в Замбии выборах. Даже в дружественной Китаю Бирме масштабный проект строительства дамбы, разработанный китайской компанией, был отложен из-за массового недовольства местного населения.

Пока Китай продолжает увеличивать свое коммерческое присутствие в странах с богатыми природными ресурсами, подобные ситуации будут происходить все чаще. Количество китайских работников за рубежом растет с каждым днем. Более 35 тыс. китайских граждан были эвакуированы из Ливии в марте 2011 года. Сочетание поисково-спасательных операций и интересов в сфере природных ресурсов может стать существенным бременем для нации. Великие державы зачастую формировались под воздействием событий, а не в силу какой-то грандиозной стратегии. Коммерческие авантюры Восточно-индийской торговой компании привели к военному вмешательству британского правительства в Китае, что повлекло за собой Опиумные войны.

Традиционные подходы Китая заключались в работе с другими государствами напрямую и требовании от них гарантий защиты китайских интересов. При этом Китай безвозмездно пользовался режимом безопасности, который обеспечивали западные игроки, как, например, в Афганистане. Однако отсутствие действующего правительства в Сомали заставило Китай сделать более существенный вклад в проведение операций против пиратов в Аденском заливе. Хотя Пекин все еще не желает поддерживать операции по военному вмешательству в таких странах, как Сирия, такое положение дел может измениться. У Китая больше миротворцев ООН в «голубых касках» по всему миру, чем у какого-либо другого постоянного члена Совета безопасности ООН. Он мог бы последовать примеру западных держав, которые долгое время использовали легитимность ООН для прикрытия своих собственных интересов.

Западу следует рассматривать это как возможность, а не как угрозу. Необходимо поощрять переход Китая от невмешательства к политике вовлеченности, которую он продемонстрировал в вопросах, касающихся Ирана, Северной Кореи и Судана. Инцидент на реке Меконг и спасательная операция в Ливии указывают на то, что Китай инициировал свою собственную доктрину «ответственности по защите» (R2P), по крайней мере, в отношении своих граждан и работников за рубежом.

Китай пробрался в лигу сверхдержав, ловко выстраивая дружественные отношения с региональными державами. Однако, отказываясь принимать сторону одного из противников на международной арене, он непременно столкнется с негативными последствиями по мере роста своего влияния. Пять лет назад немногие могли предположить, что военно-морские силы Китая будут патрулировать Аденский залив. Точно так же в будущем мы однажды станем свидетелями того, как Пекин потребует в ООН принять меры для предотвращения кризиса в богатой природными ресурсами стране, такой как Ангола, где Китай имеет большие интересы.

Такой подход не совсем совпадает с мантрой об «ответственном участнике», заявленной в западных столицах несколько лет назад, но Китай можно подтолкнуть к взаимодействию, взывая к его собственным интересам. Как США и Европа научились на примере Арабской весны, так и Китай приходит к осознанию, что только переговоров с действующим режимом в той или иной стране недостаточно. Судоходный маршрут Ланканг-Меконг мог бы стать Аденским заливом или «медным поясом» Катанги в Африке по мере того, как будут открываться новые коридоры для транспортировки природных ресурсов, становясь не только торговыми каналами, но и зонами действия полевых командиров и бандитов. Для обеспечения долгосрочного доступа к природным ресурсам Китаю придется найти друзей среди лидеров стран всего идеологического спектра, а не только среди подобных Каддафи и Мугабе.

Если Китай будет руководствоваться этой активной стратегией, он избежит империалистических ошибок, которые могли бы растянуться на века, и уйдет тем самым от негативной ответной реакции. В конце концов, Китай еще никогда не завоевывал колонии, а, скорее, покупал их. Этот прогноз может показаться слишком оптимистичным. И хотя многие на Западе дрожат от страха при мысли о более интервенционистском Китае, вполне вероятно, что мировое сообщество только выиграет от активно отстаивающего свои интересы и готового к действию Пекина.

Джонас Парелло-Плеснер — старший член в области политики Европейского Совета по международным отношениям с 2010 года. Ранее занимал должность исполнительного директора одной из неправительственных организаций в Дании, состоял на дипломатической службе, включая работу в качестве старшего советника по Китаю и Северно-Восточной Азии с 2005 года по 2009 год.

Параг Кханна – внештатный старший член Европейского Совета по международным отношениям в Лондоне. Автор книг «Как управлять миром: прокладывая курс на новый Ренессанс» (2011 год) и «Второй мир: империи и влияние в новом мировом порядке» (2008 год). Состоял в группе советников Барака Обамы по внешней политике во время его президентской кампании. Работал старшим советником по геополитике сил специального назначения США в Ираке и Афганистане в 2007 году, членом программы глобального развития в институте Брукингс (2002–2005 годы), сотрудником Всемирного экономического форума в Женеве (2000–2002 годы) и исследователем Совета по международным отношениям в Нью-Йорке (1999–2000 годы).

Актуальное