11:38:53 Четверг, 25 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Грузия добивается помощи США в усилении своего военного потенциала

19:31 | 17.02.2012 | Аналитика

Печать

17 февраля 2012. PenzaNews. Президент Грузии Михаил Саакашвили во время последней встречи с президентом США Бараком Обамой, которая состоялась в Овальном кабинете 30 января 2012 года, упорно делал акцент на развитии отношений в сфере военного сотрудничества — в частности, на усилении оборонного потенциала республики. Однако американский президент, внимательно выслушав своего грузинского коллегу, в ходе итоговой пресс-конференции так и не сказал ничего конкретного по этому поводу.

Грузия добивается помощи США в усилении своего военного потенциала

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

«Заявления двух президентов для прессы по окончании встречи указывают на сохраняющиеся расхождения в позициях касательно поставок вооружения в Грузию. Тбилиси активно добивается, чтобы США предоставили или продали Грузии «оборонительное» вооружение, а Вашингтон все колеблется», — прокомментировал результаты встречи независимый вашингтонский журналист, специализирующийся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке, автор блога «The Bug Pit» на сайте EurasiaNet Джошуа Кучера (Joshua Kucera).

Обама негативно отнесся к представленному в конце 2011 года законопроекту Конгресса о «нормализации» военных отношений с Грузией в части, касающейся продажи вооружения в республику. Это не первая попытка Конгресса и, в частности, Республиканской партии, оказать давление на администрацию Обамы с целью смены политики в отношении Грузии. В феврале 2011 года четыре сенатора США от Республиканской партии — Джон Кил, Джеймс Риш, Марк Кирк и Джеймс Инхоф — обратились с письмом к министру обороны США Роберту Гейтсу, призывая администрацию Обамы разместить радиолокационную станцию системы противоракетной обороны TPY-2 на территории Грузии.

Хотя эти просьбы и были проигнорированы, по мнению Джоша Рогина (Josh Rogin), аналитика блога «The Cable» журнала «Foreign Policy», письмо является знаком того, что обновленный состав Конгресса был готов наращивать усилия в направлении восстановления военно-технического сотрудничества с Грузией, которое практически не развивалось после грузино-российского конфликта 2008 года.

В число других сенаторов, которые в последние годы призывают увеличить военную поддержку и сотрудничество с Грузией, входят Джон Маккейн, Джо Либерман и Ричард Лугар, один из ведущих республиканцев в составе комитета по международным отношениям Сената США. Последний, в частности, еще в декабре 2009 года заявлял, что Тбилиси испытывает недостаток военного потенциала для организации обороны своей территории.

Между тем, Йос Бунстра (Jos Boonstra) и Нейл Мелвин (Neil Melvin) в своем рабочем докладе «В поисках ответа на дефицит безопасности на Южном Кавказе» для европейского исследовательского центра FRIDE в Мадриде отметили, что в США видят острую необходимость в пересмотре политики в отношении Южного Кавказа. Это объясняется изменением политического расклада в Вашингтоне после промежуточных выборов в Конгресс США и сомнениями в способности политики «перезагрузки» обеспечить безопасность в Евразии.

Однако, по их мнению, политика США при президенте Обаме кажется более разборчивой, чем при его предшественнике Джордже Буше, который придавал слишком большое значение Грузии как «светочу демократии», поэтому Америка, оставаясь ключевым игроком в регионе, не желает заполнять вакуум в безопасности, вызванный ослаблением позиций ОБСЕ и НАТО в регионе.

В целом, эксперты дают различные оценки того, как изменится политика США в отношении военного сотрудничества с Грузией в ближайшее время.

Директор берлинского Центра Бертольда Бейца по изучению России, Украины, Белоруссии и Средней Азии при Германском Совете внешней политики Александр Рар (Alexander Rahr) в интервью ИА «PenzaNews» заявил, что не видит причин говорить о резком изменении политики США в отношении военного сотрудничества с Грузией.

«Президент Обама, фактически начиная с прихода к власти (уже после вооруженного конфликта между Россией и Грузией), не встречался с Саакашвили. Это был такой качественный сигнал в сторону России, что Обама рассматривает Саакашвили как виновника войны 2008 года. Сейчас американцы понимают, что с Россией в вопросах «перезагрузки» ситуация зашла в тупик. В вопросах санкций против Сирии Россия заняла очень твердую позицию и не сотрудничает с Западом так, как во время ливийского конфликта. Я не думаю, что американцы заинтересованы вооружать Грузию против России, ни в коем случае. Я не вижу никаких тенденций для того, чтобы Америка возвращалась к попыткам политики Буша-младшего изолировать Россию или проводить политику сдерживания на постсоветском пространстве. Я также не вижу сегодня четких интересов Америки в этом регионе. Фактически США уже «сдали» Украину и Белоруссию, а Азербайджан делает то, что он хочет в планах «Набукко» и своей энергетической политике, создает свои собственные союзы с Турцией. Вопрос, скорее всего, заключается в том, что если по Ирану будут нанесены удары, то США нужен плацдарм на Южном Кавказе для своего военного присутствия. Я думаю, что именно в связи с этим, США оставляют себе возможность в таком случае использовать территорию Грузии. Поэтому сейчас и возобновляются какие-то переговоры с Саакашвили по военному сотрудничеству», — пояснил он.

Эксперт Германского совета по международным отношениям Штефан Майстер (Stefan Meister), в свою очередь, полагает, что сейчас в некоторых кругах в США растет поддержка в отношении планов Грузии по наращиванию своего военного потенциала.

«Наблюдается небольшой сдвиг в политике США, поскольку раньше Обама даже не хотел встречаться с Саакашвили. Все проекты администрации Буша по продвижению демократии и сдерживанию России были в свое время приостановлены Обамой. Но, я полагаю, теперь на него оказывают давление Конгресс и Республиканская партия с целью изменить эту политику, а он не хочет давать им повода для критики. Кроме того, Обама, кажется, пытается найти баланс между продвижением демократии, что традиционно является частью внешней политики США, и поддержкой своих союзников, с одной стороны, и желанием избежать тех методов, которые использовались при Буше, — с другой. Например, американские чиновники в беседах со мной здесь, в Берлине, указали на необходимость найти новый баланс в подходах США к постсоветскому миру. Поэтому политика, скорее всего, меняется, и США рассматривают возможность усиления военного сотрудничества и возобновления поставок вооружения в Грузию», — отметил эксперт.

Как заявил глава Программы мониторинга Европы и Центральной Азии (EUCAM programme) европейского исследовательского центра FRIDE в Мадриде Йос Бунстра (Jos Boonstra), Грузия стремится лишь укрепить свои позиции в регионе и на мировой арене, афишируя свои тесные связи с Вашингтоном.

«Грузия очень громко заявляет о возможности усиления военного сотрудничества с США и получении или закупке оборонительных вооружений. США с меньшим энтузиазмом говорят о таком сотрудничестве в силу также того, что не хотят создавать дополнительное напряжение в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Обе страны четко не определили, к чему конкретно приведут усиленное сотрудничество и поставки вооружений. По моему мнению, такое сотрудничество, вероятно, будет ограничено, и, скорее всего, используется правительством Грузии для создания более привлекательного образа», — отметил он.

Йос Бунстра пояснил, что за последний год США (а также НАТО) играли более скромную роль на Южном Кавказе. По его мнению, сейчас наступила «пора созревания» внешней политики США: американцы могли прийти к выводу, что Южный Кавказ — это стратегически важный для них регион, причем даже не из-за России, а из-за Ближнего Востока (прежде всего, Ирана), транспортных путей в Афганистан и Азию, а также продолжительных локальных конфликтов в регионе.

«Грузия, являясь маленькой страной, внесла значительный вклад в миссию ИСАФ (ISAF) в Афганистане. Американцы хотят серьезно ее воспринимать и быть с ней настоящим партнером. Однако поскольку о вступлении Грузии в НАТО в ближайшем будущем не может идти речи, американцы, вероятно, полагают, что им нужно что-то ей предложить за усилия в Афганистане и отсутствие возможностей интеграции республики в региональные механизмы оборонного сотрудничества. Грузия же с трудом находит свое место в сотрудничестве в вопросах безопасности, потому что она не станет частью НАТО или ЕС в обозримом будущем и не заинтересована участвовать в оборонном сотрудничестве, координируемом Россией через Организацию Договора о Коллективной Безопасности», — добавил Йос Бунстра.

Эксперт Александр Рар также скептически оценил возможность вступления Грузии в НАТО, несмотря на заявления чиновников Североатлантического альянса о том, что Грузия добилась «значительного прогресса в процессе вступления в НАТО», и ее официального объявления в декабре 2011 года государством-претендентом.

«НАТО на Южный Кавказ сегодня расширяться не будет, потому что всем понятно — у Альянса нет возможности вмешиваться в межтерриториальные конфликты, которые там существуют. Фактически, НАТО сейчас ориентировано на арабские страны — Ливию, Сирию и Иран. НАТО сейчас нет никакого дела ни до Грузии, ни до территориальных конфликтов на Кавказе, поэтому об этом не может быть речи», — пояснил он.

В свою очередь, Штефан Майстер (Stefan Meister) считает, что Грузии необходимо вооружение для обороны своей территории, так как НАТО не придет к ней на помощь в случае возникновения конфликта в регионе.

«Грузия, конечно же, опасается нападений со стороны России, ведь ее вооруженные силы находятся в Южной Осетии — в непосредственной близости от инфрастуктуры Грузии. Однако я не думаю, что у России есть такие планы. Но часть понимания и идеологии Саакашвили состоит в том, что Россия — это большой враг, против которого Грузия должна уметь себя защитить. Поэтому основная угроза заключается в сознании Саакашвили. Но вряд ли целью получения вооружения является лишь противостояние России. Саакашвили не настолько глуп, чтобы попытаться отвоевать Южную Осетию или Абхазию. Это, скорее, часть общей тенденции к милитаризации в регионе, как, например, в Армении и Азербайджане. В регионе вообще складывается крайне опасная ситуация», — заявил Штефан Майстер.

Говоря о последствиях усиления роли США в вооружении Грузии, бывший начальник Главного управления международного сотрудничества Минобороны РФ генерал-лейтенант в отставке Евгений Бужинский (Evgeny Buzhinsky) отметил, что отношения России и США в таком случае обязательно бы испортились.

«Грузия — это особый случай, и будь я на месте американских политиков, то не стал бы привлекать слишком большого внимания к отношениям с Грузией. Если они хотят оттолкнуть Россию, пусть не говорят о «транзите» [согласии России на транспортировку военных грузов США в Афганистан через российскую территорию], и тогда опять воцарится «холодный мир», — пояснил он.

Между тем, 13 февраля 2012 года Белый дом опубликовал проект бюджета на следующий финансовый год, который начинается в октябре текущего года. Военная помощь, которую США намерены выделить Грузии в 2013-м финансовом году, составляет 14 млн. 400 тыс. долларов США, что значительно больше, чем для всех стран Кавказа и Центральной Азии вместе взятых. Например, Армения и Азербайджан получат по 2 млн. 700 тыс. долларов. Аналогично, в 2012-м финансовом году Грузии было выделено 18 млн. долларов США военной помощи, — более половины той суммы, которую получили все остальные страны Кавказа и Центральной Азии вместе взятые. Однако пока остается неясным, будет ли эта помощь включать поставку вооружений для Грузии.

Актуальное