16:39:46 Четверг, 28 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Эскалация напряженности вокруг Ирана грозит перерасти в вооруженный конфликт

11:59 | 06.03.2012 | Аналитика

Печать

6 марта 2012. PenzaNews. Ядерная проблема Ирана сегодня находится в центре внимания всего мирового сообщества. Отказ Тегерана прекратить обогащение урана и его решимость развивать все аспекты ядерного топливного цикла вызвали усиленное давление со стороны международного сообщества. США, Израиль и ряд других стран Запада обвиняют власти Ирана в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран, в свою очередь, отвергает все обвинения, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

Эскалация напряженности вокруг Ирана грозит перерасти в вооруженный конфликт

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

На конференции по разоружению, проходящей в эти дни в Европейском отделении ООН в Женеве, министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи (Ali Akbar Salehi) заявил, что существует два пути разрешения проблем, касающихся ядерной программы — сотрудничество или конфронтация. По его словам, Иран, «уверенный в мирном характере своей ядерной программы, всегда настаивает на первой альтернативе», предлагает начать переговоры по проекту международного договора, запрещающего ядерное оружие, и рассматривает его производство или хранение как «великий грех».

Однако опубликованный в ноябре 2011 года отчет инспекторов ООН поставил под сомнение заявления иранского руководства о мирной природе ядерной программы. В своем отчете МАГАТЭ указало на имеющиеся доказательства того, что «Иран осуществлял деятельность, связанную с разработкой ядерного устройства» и что работа над этим проектом может проводиться и по сей день. В своем обновленном отчете, опубликованном 24 февраля 2012 года, МАГАТЭ, среди прочих выводов, указало на то, что «агентство продолжает испытывать серьезную обеспокоенность относительно возможных военных аспектов ядерной программы Ирана».

Ряд государств и организаций ввели в отношении Ирана санкции, требуя обеспечить полную прозрачность своей ядерной программы и доказать ее исключительно мирную направленность. В настоящее время в отношении Ирана действуют также четыре резолюции Совета Безопасности ООН. США и ЕС для полной изоляции Ирана от международной финансовой системы приняли серьезные меры, направленные против центрального банка и коммерческих финансово-кредитных учреждений. США также расширили список санкций в отношении Ирана, введя дополнительные меры против компаний, связанных с ядерным сектором и его нефтехимической и нефтяной промышленностью, тем самым фактически лишая страну возможности инвестировать в этот сектор экономики.

В ответ на введенные санкции, Иран пообещал перекрыть Ормузский пролив — стратегически важный пункт для транспортировки нефти. Кроме того, 19 февраля 2012 года Иран принял решение приостановить экспорт нефти в Великобританию и Францию, а также пригрозил запретить поставки нефти и в остальные страны ЕС, поскольку страны Европы намерены сократить с июля текущего года импорт иранской нефти и арестовать активы центрального банка Ирана.

Арабо-американский исследователь по вопросам Ближнего Востока Ареф Ассаф (Aref Assaf) полагает, что недавние заявления Ирана о возможном закрытии Ормузского пролива являются всего лишь пустыми угрозами, которые, тем не менее, могут иметь непредвиденные последствия.

По мнению специалиста по Ирану из Фонда Карнеги за международный мир Карима Саджадпура (Karim Sadjadpour), иранский режим на сегодняшний день «страдает от своеобразной шизофрении», разрываясь одновременно между двумя иллюзиями — своего могущества и огромной незащищенности.

«Что касается администрации Обамы, то она пытается оказать достаточное давление на иранский режим с тем, чтобы привести его обратно к столу переговоров и заставить пойти на значимые компромиссы в ядерной сфере. Очень сильное давление оказали санкции против центрального банка, а теперь еще и валютный кризис в стране. Существует также внешнее давление. Основной союзник Ирана — сирийский режим — на грани краха. Вопрос состоит в том, что именно верховный лидер аятолла Хомейни посчитает выходом из кризиса — ядерный компромисс с целью снятия напряженности или получение ядерного оружия в качестве защиты от внешнего давления. Современная история служит плохим примером: отказ Каддафи от ядерной программы сделал возможной внешнюю интервенцию в Ливии», — отметил эксперт.

Между тем, глава Комитета начальников штабов американских вооруженных сил генерал Мартин Демпси (Martin Dempsey) заявил, что в случае закрытия пролива США «примут меры и откроют доступ» к нему, что означает использование военных методов. При этом официальный представитель Белого дома Джей Карни (Jay Carny) на брифинге, который состоялся 2 марта, подтвердил что США по-прежнему не исключают никаких вариантов решения иранской ядерной проблемы, включая военный, однако заявил, что предпочтительным путем остается дипломатический.

В свою очередь израильские власти объявили, что не станут предупреждать США о своем решении нанести превентивный удар по ядерным объектам в Иране, чтобы снизить вероятность того, что ответственность за неспособность предотвратить потенциальное нападение Израиля будет возложена на Америку.

На прошедших 5 марта 2012 года в Вашингтоне переговорах президента США с руководством Израиля иранская ядерная программа и возможность израильского удара по Ирану для ее ликвидации вновь стали основным вопросом. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ответ на призыв Барака Обамы воздержаться от «вольных разговоров о войне» подтвердил, что Израиль оставляет за собой право решить, наносить ли ему удар по Ирану в целях предотвращения угрозы аннигиляции еврейского государства или нет. Обама попытался убедить Нетаньяху в том, что у США и Израиля идентичные задачи в области предотвращения создания Ираном ядерного оружия, подчеркнув при этом, что время для дипломатии еще есть, хотя США не снимают с повестки дня никакие меры, в том числе военные.

Реакция Тегерана на заявления Тель-Авива последовала незамедлительно: верховный лидер Исламской республики аятолла Хомейни подтвердил готовность нанести ответный удар и сообщил, что отныне любая страна или группировка, выступающая против «сионистского режима», получит всестороннюю поддержку Ирана. Кроме того, была опубликована доктрина нападения на Израиль, указывающая города и объекты в стране, которые подвергнутся ракетным ударам Ирана. Так, на Тель-Авив и Хайфу будут направлены баллистические ракеты «Шахаб-3», а атомные объекты и исследовательские центры Израиля будут атакованы ракетами «Седжил».

По мнению обозревателей, израильское руководство обеспокоено тем, что иранская ядерная программа вскоре может вступить в «зону иммунитета», когда объекты будут переведены в места, недоступные для ударов авиации Израиля, что сделает и без того сложную воздушную операцию почти невозможной. Именно поэтому Израилю важно нанести удар весной или летом, когда погодные условия наиболее благоприятны для превентивных бомбардировочных операций. При этом, как считают американские обозреватели, нападение приведет лишь к временному прекращению ядерной программы Ирана.

«В отношении Ирана, Израиль и США, вероятно, имеют две разные точки отсчета времени. Обе страны опасаются того, что иранская ядерная программа может еще больше дестабилизировать и так неспокойный Ближний Восток, провоцируя гонку ядерных вооружений в регионе, стимулируя воинственность Ирана и угрожая ценам на нефть. США наряду с другими странами преследовали смешанную политику, используя дипломатию и все более ужесточающиеся санкции для того, чтобы переубедить иранский режим развивать свою ядерную программу. Администрация Обамы предпочитает придерживаться этого же курса и использовать невоенные средства разрешения споров с Ираном, по крайней мере, на данный момент», — отметил член Центра имени Сабана по ближневосточной политике при Институте Брукингса Натан Сакс (Natan Sachs).

Директор исследовательских программ Института демократии и сотрудничества Джон Локленд (John Laughland) в интервью ИА «PenzaNews» заявил о том, что ему сложно оценить серьезность заявлений Израиля относительно удара по Ирану.

«Израиль говорит об этом, начиная с 2004 года. Неясно, насколько такое решение будет разумным со стороны Израиля, даже с точки зрения его собственных интересов. Очевидно, что Иран может защитить себя и, вероятно, даже нанести ответный удар. Война может нарушить мировые поставки нефти, что причинит ущерб всей мировой экономике. Как и многие другие, я опасаюсь такого сценария. Никто не выиграет от этой войны. Единственным бенефициаром мог бы стать Израиль, потому что он очень опасается Ирана. США, конечно, тоже могли бы извлечь пользу от этой войны в геополитическом смысле, получив дружественный режим вместо враждебно-настроенного государства, которое сейчас представляет собой Иран. Однако речь не идет о войне наподобие той, которую развязали против Ирака, — войне, направленной на завоевание территории и смену режима. Несомненно, после начала военных действий, миссия может быть расширена, и этого, конечно, хотели бы США. Если честно, то вообще трудно представить, как можно нанести военное поражение такой огромной стране, как Иран. Нам даже не удалось справиться с исламистами, с «Талибаном» в Афганистане. Мне представляется невозможным также и то, что израильтяне будут настолько глупы, чтобы нанести ничем неспровоцированный удар по исламской стране. Однако никогда нельзя с уверенностью об этом судить. Ведь огромное количество людей, в том числе в США, призывают к войне, что, по моему мнению, крайне безответственно», — сказал эксперт.

В последнее время американские аналитики, действительно, активно обсуждают возможную стратегию нанесения ударов по Ирану, особенно по подземному заводу по обогащению урана Фордо рядом с Комом. В опубликованном в конце февраля 2012 года отчете Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) в Вашингтоне указывается на то, что завод Фордо, предположительно, включает в себя большое количество противовзрывных дверей, обширных разделительных бетонных стен, укрепленных потолков со слоем земли между пластами бетона. Американские эксперты признают, что они не уверены в том, сможет ли новейшее противобункерное оружие Пентагона — авиабомба Massive Ordnance Penetrator — за один удар разрушить подземные укрытия. Однако, по их мнению, постоянные бомбардировки в течение нескольких дней способны сделать подземный объект непригодным к использованию и нанести невосполнимый ущерб технической инфраструктуре.

В 130-страничном отчете, посвященном анализу ситуации вокруг Ирана, Энтони Кордесмен (Anthony Cordesman) и Александр Вилнер (Alexander Wilner), эксперты Центра стратегических и международных исследований, указывают на наличие у США и их союзников ресурсов и возможностей для силового решения иранской ядерной проблемы.

«США и их союзники установили значительное военное присутствие в Заливе в ответ на увеличивающийся потенциал Ирана по ведению ассиметричной войны. США содержат установки в Кувейте (несколько совместно-управляемых воздушных и военных объектов), Катаре (ключевые воздушные объекты и центры командования и управления), Бахрейне (где базируется пятый флот США) и Омане. США тесно сотрудничают с Саудовской Аравией и ОАЭ и имеют большие группы военной поддержки в обеих странах. Великобритания и Франция также играют важную роль. США уже пересматривают всю свою силовую позицию в Заливе с учетом вывода войск из Ирака и иранской угрозы. Америка размещает свои продвинутые противоракетные крейсеры в Средиземном море и может направить дополнительные вооружения в Залив», — отмечают они.

Между тем, в феврале МИД России выразил опасения, что авиабаза США, находящаяся в киргизском аэропорту «Манас», может быть задействована США в потенциальном конфликте с Ираном. Авиабаза используется для поддержки операции НАТО «Несокрушимая свобода» в Афганистане, и договор о ее размещении действует до 2014 года. В конце февраля 2012 года президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев высказался против использования авиабазы США в возможном нападении на Иран.

«База в Кыргызстане не должна использоваться против Ирана. Поэтому мы и говорим о том, что после 14-го года в аэропорту «Манас», гражданском аэропорту, не должно быть больше иностранных военнослужащих, то есть какой-либо базы», — сказал глава государства.

Однако в киргизском обществе есть и те, кто требует немедленного закрытия базы. Так, в киргизские СМИ недавно поступило обращение от имени «Мусульманского комитета сопротивления Кыргызстана», который требует немедленно выдворить из страны американских военных, а саму базу закрыть. Ранее никому неизвестная группа призывает к актам саботажа, а также к расправе над американскими военнослужащими, называя их захватчиками и оккупантами и заявляя, что те «ведут войну против наших братьев мусульман в Афганистане и Ираке, готовят удар по Ирану и Сирии». В обращении группа также угрожает расправой президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву в случае, если авиабаза не будет закрыта немедленно.

Несмотря на заявления Обамы о том, что военные действия против Ирана возможны только в крайнем случае, у аналитиков есть все основания полагать, что политическая элита США готова к войне с Ираном в любом случае даже без достаточных доказательств военной направленности ядерной программы. Так, 16 февраля 2012 года член Сената США Джо Либерман (Joe Lieberman) опубликовал заявление, в котором 32 сенатора, как республиканцы, так и демократы, призывают правительство США предпринять действия, чтобы помешать Ирану в стремлении к наращиванию военно-ядерного потенциала.

Комментируя такое изменение в политике США в отношении Ирана, американский журналист и писатель Роберт Пэрри (Robert Parry) заявил, что существует очень тонкая, но важная разница между стремлением Ирана к получению ядерного оружия и его стремлением к развитию военно-ядерного потенциала.

«Данное различие важно, потому что «потенциал» может означать почти все что угодно, так как мирные ядерные исследования также могут применяться для создания ядерной бомбы. Запрет Ирану развивать «потенциал», скорее всего, потребует войны между США и Ираном — это курс, о котором тайно мечтали неоконсерваторы, по меньшей мере, все последние десять лет», — пояснил он.

Старший член-корреспондент Института по изучению Центральной Азии и Кавказа при университете Джона Хопкинса Халил Каравели (Halil Karaveli) отметил, что эскалация напряженности вокруг Ирана подтверждает то, что мировое сообщество не позволит иранскому режиму завладеть ядерным оружием.

«Израиль, США и Евросоюз не допустят, чтобы Иран стал ядерной державой даже ценой начала войны против этой страны. Но заставит ли это Исламскую Республику отказаться от своей ядерной программы? Скорее, наоборот, — война ускорит ее развитие. Санкции, действующие против Ирана, калечат его экономику, международное давление изолирует от внешних контактов, но стремление освоить ядерные технологии остается непоколебимым. Внутри правящей элиты Ирана существуют разногласия по поводу целесообразности провокаций Израиля и США, но работы по обогащению урана продолжаются. Думаю, Израиль и США все же предпримут военные атаки против иранских ядерных объектов. Но конечной целью американцев является не уничтожение заводов по обогащению урана, а расшатывание политической стабильности в стране и свержение правящего режима. Угрозы перекрыть Ормузский пролив — это признак растущего отчаяния. Перекрыть пролив — значит, ударить по собственной безопасности. Ситуация может выйти из-под контроля в любой момент», — сказал Халил Каравели.

Однако позиции других игроков на международной арене, особенно Китая и России, расходятся с видением ситуации США и Израиля. Так, представитель МИД Китая Хонг Лей заявил, что КНР надеется на скорейшее возобновление диалога между всеми заинтересованными странами по вопросам ядерной проблематики Ирана, а премьер-министр РФ Владимир Путин в своей статье «Россия и меняющийся мир», опубликованной в газете «Московские новости», предупредил об опасности нарастающей угрозы военного удара по Ирану.

«Если это произойдет, то последствия будут поистине катастрофическими. Их реальный масштаб представить невозможно. Убежден, решать проблему нужно только мирным путем. Мы предлагаем признать право Ирана на развитие гражданской ядерной программы, включая право обогащать уран. Но сделать это в обмен на постановку всей иранской ядерной деятельности под надежный и всесторонний контроль МАГАТЭ. Если это получится — тогда отменить все действующие против Ирана санкции, включая односторонние. Запад слишком увлекся «наказанием» отдельных стран. Чуть что — хватается за санкционную, а то и за военную дубину», — пишет глава российского правительства.

Кроме того, Владимир Путин во время своей встречи 24 февраля в Сарове с экспертами по глобальным угрозам национальной безопасности, укреплению обороноспособности и повышению боеготовности Вооруженных сил выразил мнение, что «под видом борьбы с недопущением распространения оружия массового уничтожения, за счет нового возможного члена ядерного клуба, за счет Ирана, предпринимаются попытки другого характера и цели ставятся другие — сменить режим». Однако он добавил, что позиции России и Запада совпадают по другому вопросу: Российская Федерация не заинтересована в том, чтобы Иран стал ядерной державой.

Иран как государство без ядерного оружия является участником Договора о нераспространении ядерного оружия с 1970 года и развивает свою ядерную программу уже более 50 лет, официально только в мирных целях. Иран не является членом Режима контроля за ракетной технологией и активно работает над получением, разработкой и развертыванием широкого круга баллистических ракет и систем запуска ракет.

Переговоры по разрешению ядерной проблемы между пятеркой постоянных членов Совбеза ООН — США, Россией, Францией, Великобританией, Китаем совместно с Германией (P5+1) и Ираном не принесли значимых результатов и зашли в тупик из-за нежелания Тегерана обсуждать прекращение его программы по обогащению урана.

По данным неправительственной организации «Инициатива по сокращению ядерной угрозы», важными составляющими ядерной инфраструктуры Ирана является водо-водяной реактор в Бушере, предприятие по переработке урана в Исфахане, объекты по обогащению урана в Натанзе, строящийся завод в Коме, а также объекты в Араке: завод по производству тяжелой воды и строящийся тяжеловодный исследовательский реактор.

Актуальное