20:46:24 Четверг, 18 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Международные эксперты говорят о необходимости дальнейших переговоров по вопросам ЕвроПРО

14:16 | 14.05.2012 | Аналитика

Печать

14 мая 2012. PenzaNews. Конференция «Фактор противоракетной обороны в формировании нового пространства безопасности» была проведена по инициативе министерства обороны Российской Федерации в Москве 3–4 мая. В рамках форума, в котором приняли участие более 200 высокопоставленных дипломатов, политиков и военных из 50 стран мира, обсуждались различные аспекты проблемы — от оценки угроз распространения ракетных технологий до определения направлений сотрудничества в целях поддержания стратегической стабильности и равноправного партнерства.

Международные эксперты говорят о необходимости дальнейших переговоров по вопросам ЕвроПРО

Фото с сайта Mil.ru

«В последнее время эта тема приобрела особую остроту. Обозначились две альтернативы развития событий. Первая — одностороннее развертывание ПРО и, как реакция на это, — принятие адекватных ответных мер. Вторая — достижение компромисса и развитие взаимовыгодного сотрудничества по реагированию на ракетные вызовы и угрозы», — говорится в сообщении МИД России.

Как отмечают в оборонном ведомстве, наряду с официальными представителями ведущих государств и международных организаций на форуме также присутствовали известные эксперты российских и иностранных исследовательских центров.

Стоит отметить, что громкий резонанс получило прозвучавшее в ходе конференции заявление начальника Генштаба Вооруженных сил РФ генерала армии Николая Макарова о возможном нанесении российской стороной упреждающего удара по объектам ПРО в Европе.

«С учетом дестабилизирующего характера системы ПРО, а именно создания иллюзии нанесения безнаказанного разоружающего удара, решение об упреждающем применении имеющихся средств поражения будет приниматься в период обострения обстановки. Недоверие и настороженность сторон существенно возрастут. Хочу здесь особо подчеркнуть, что размещение и тем более применение средств поражения мы считаем крайней мерой реагирования на размещение ПРО в Европе. Хочется верить, что нам никогда не придется ее задействовать», — заявил военачальник.

В свою очередь, официальные лица США продолжают утверждать, что видят угрозу только со стороны Ирана, и система ЕвроПРО не будет направлена против России, а, следовательно, не изменит стратегического баланса сил. Более того, спецпосланник США по вопросам ПРО Эллен Тошер (Ellen Tauscher) уже не так категорична в высказываниях о предоставлении России некоторых гарантий.

«Россия хотела определенных юридических гарантий. Надо придти к соглашению о сотрудничестве и о том, как мы будем его осуществлять прежде, чем дадим юридические гарантии», — сказала она в ходе пресс-конференции в Москве.

При этом генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) заявил 11 мая 2012 года о том, что НАТО будет активно развивать систему ЕвроПРО в предстоящие 8–10 лет. По его словам, развертывание элементов ПРО НАТО на территории Румынии запланировано на 2015 год, в Польше — на 2018 год.

Тем не менее, московская конференция имела очень важное значение, так как позволила конфликтующим сторонам в очередной раз озвучить свои позиции относительно значения системы ПРО и последствий ее развертывания в Европе. Такое мнение выразил в интервью ИА «PenzaNews» руководитель исследовательской группы по разоружению и контролю над вооружением Института исследований мировых проблем и политики безопасности при Гамбургском университете Гетц Нойнек (Goetz Neuneck).

«Многое еще необходимо обсудить — технические, а также политические нюансы. Однако сегодня нет необходимости принятия незамедлительного решения по данному вопросу — в распоряжении сторон еще достаточно времени, чтобы разработать общую платформу для сотрудничества», — отметил эксперт.

Кроме того, аналитик подчеркнул, что на данном этапе противоракетная оборона НАТО располагает крайне скромными возможностями.

«Существующая система имеет весьма ограниченные с технической точки зрения радары и перехватчики. Подробно изучив их характеристики, на сегодняшний день можно усомниться в способности ПРО эффективно работать и перехватывать ракеты. Научные исследования свидетельствуют о том, что нынешняя система не способна противостоять так называемым мерам противодействия ракетному оружию. Ее возможности очень преувеличены», — сказал Гетц Нойнек.

Вместе с тем, эксперт считает вполне понятным желание России сотрудничать в качестве равноправного партнера по противоракетной обороне.

«Страны альянса не хотят полностью зависеть от РФ, а российская сторона, в свою очередь, не хочет вмешательства со стороны НАТО. Это основная проблема. Тем не менее, если государства будут вести совместную работу, в том числе и в научно-исследовательских центрах, они смогут найти взаимовыгодные технические решения по перехвату ракет с юга. Но это возможно только при условии взаимопонимания сторон», — отметил аналитик, подчеркнув, что общий язык по данному вопросу пока не найден.

Несмотря на это, обе стороны, по мнению Гетца Нойнека, не заинтересованы в начале новой холодной войны и гонке вооружений, так как это нанесет огромный удар по экономике стран.

Директор программы по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) Ян Энтони (Ian Anthony) разделяет мнение немецкого исследователя и считает, что сегодняшняя ситуация очень далека от времен холодной войны.

«По многим вопросам, представляющим взаимный интерес, таким как торговля, контакты между людьми, энергетическая безопасность, региональная безопасность, распространение оружия массового уничтожения, соглашения между странами существуют», — напомнил эксперт.

Ян Энтони подчеркнул, что единственная проблема, напоминающая времена холодной войны, — это область военной безопасности.

«Здесь, несмотря на заявления стран о том, что все они хотели бы двигаться в направлении гарантированной взаимной безопасности, практически нет прогресса в таких важных вопросах, как контроль над вооружениями и укрепление доверия», — сказал он, добавив, что развитие ситуации зависит от политических решений на высоком уровне.

При этом аналитик отметил особую значимость включения европейских участников в дискуссию о противоракетной обороне на конференции в Москве — прежде тема в основном обсуждалась Россией и Соединенными Штатами. Однако, по его словам, прошедшая встреча вряд ли сможет изменить позиций стран по вопросам ПРО, о чем и свидетельствуют высказывания сторон в ходе дискуссии.

«Упреждающий удар по ПРО — акт войны, а это не является частью дипломатического обмена. Такой удар может привести к развертыванию военных действий между НАТО и Россией», — заявил Ян Энтони.

Тем не менее, не все эксперты разделяют подобную точку зрения. Так, старший научный сотрудник по вопросам регионального сотрудничества и безопасности Международного института стратегических исследований на Ближнем Востоке Майкл Эллеман (Michael Elleman) считает, что органы военного планирования должны «разрабатывать план действий на каждый возможный сценарий».

«Такое развитие событий не исключено, но только в самом крайнем случае. На мой взгляд, заявление генерала было сделано для того, чтобы в очередной раз отметить недовольство РФ размещением системы ПРО в Европе», — отметил аналитик.

Кроме того, эксперт напомнил, что НАТО и Россия ведут переговоры по сотрудничеству в области противоракетной обороны, и, несмотря на то, что секторальный подход, предложенный РФ, в настоящий момент не является осуществимым, страны открыты для дальнейшего обсуждения.

«Возможно, в будущем это предложение будет доработано, и вопрос о сотрудничестве будет рассматриваться снова, однако на сегодня страны НАТО не считают подобное решение приемлемым. Тем не менее, это не означает, что не следует ожидать прогресса в переговорном процессе. НАТО слышит Россию, Россия слышит НАТО — конференция имела большое значение для продолжения дискуссии», — отметил Майкл Эллеман.

Тем не менее, по словам старшего научного сотрудника Международного института стратегических исследований на Ближнем Востоке, добиться юридических гарантий будет крайне сложно.

«Я не вижу для этого предпосылок. Барак Обама и его администрация говорили о предоставлении политических гарантий, но это на данный момент не устраивает Россию», — сказал он.

Более того, руководитель центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, полковник, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук Анатолий Цыганок (Anatoly Tsyganok) считает, что прийти к каким-либо соглашениям будет крайне сложно, так как американская система противопоставляется российской и наоборот.

«Пока совместная система ПРО — глупость несусветная. Мы ориентированы против США, США — против нас. Нужно четко определить возможные угрозы», — подчеркнул эксперт.

При этом директор берлинского Центра Бертольда Бейца по изучению России, Украины, Белоруссии и Средней Азии при Германском совете внешней политики Александр Рар (Alexander Rahr) назвал заявления Николая Макарова об упреждающем ударе нелепыми.

«Я думаю, что это отголосок холодной войны. Высказывания генерала вызвали в Европе только смех. Говорить о нанесении таких ударов по территории НАТО абсурдно», — сказал эксперт.

Стоит отметить, что по сообщениям СМИ, о начальной стадии операционной готовности системы ПРО НАТО будет объявлено на саммите Североатлантического альянса 20–21 мая в Чикаго.

«В России поняли, что они не могут предотвратить создание системы ЕвроПРО, потому что американцы считают, что эта система может защитить США и их союзников от каких-то мнимых ракет из Ирана и Северной Кореи. Отговорить американцев от этого решения невозможно», — отметил аналитик.

При этом эксперт убежден в необходимости переговоров по совместной системе ЕвроПРО. По его словам, рано или поздно Запад должен понять, что Россия не враг, а стратегический партнер и будущий союзник.

Сами европейцы, по мнению аналитика, допускают большую ошибку, не участвуя в этих дискуссиях. Хотя это помогло бы Европе понять, что наряду с Америкой есть такая великая, мощная в определенной сфере военных технологий держава как Россия, и что она может стать защитницей Европы.

«Конечно, с Россией нужно сотрудничать — другого выхода нет», — резюмировал эксперт.

Вопрос создания системы противоракетной обороны обсуждается лидерами России и США с конца 1960-х годов. В конце 90-х к переговорам присоединились страны НАТО.

Система противоракетной обороны территории США (НПРО) создается, согласно заявлениям американской администрации, для защиты территории страны от ракетно-ядерного удара со стороны КНДР, Ирана и Сирии (ранее также назывались Ирак и Ливия).

Создаваемая система ПРО США включает в себя центр управления, станции дальнего обнаружения и спутники слежения за запусками ракет, станции наведения ракет-перехватчиков, сами ракеты-носители для вывода противоракет в космос с целью уничтожения баллистических ракет противника.

Стратегическая концепция НАТО 1999 года указывает на необходимость противоракетной обороны для борьбы с ядерной, биологической и химической угрозами всеми странами-участницами Североатлантического альянса.

Ожидается, что страны-члены НАТО предоставят средства обнаружения и комплексы боевых средств, а НАТО разработает систему и будет содействовать интеграции всех указанных компонентов.

НАТО представляет будущее сотрудничество с Россией по ПРО как функционирование двух самостоятельных, но взаимодействующих систем. В частности сотрудничество с Россией по ПРО может осуществляться путем обмена информацией и возможной совместной деятельности с совмещением возможностей НАТО и потенциала системы ПРО, имеющейся у России.

Российское предложение включает сотрудничество в «секторальном» формате, когда стороны отвечают за перехват баллистических ракет, запускаемых из назначенных в их зону ответственности географических районов. Такая система предусматривает наличие совместного механизма России и НАТО по оценке угроз и принятию решений.

Актуальное