08:20:15 Четверг, 25 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Решение Узбекистана о приостановке членства в ОДКБ не повлияет на работу организации

20:10 | 03.07.2012 | Аналитика

Печать

3 июля 2012. PenzaNews. Власти Узбекистана приняли решение о приостановлении своего участия в деятельности Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), направив соответствующую ноту в секретариат ОДКБ в минувший четверг, 28 июня. Согласно уставу каждое государство имеет суверенное право выйти из состава организации, однако, «приостановка членства» в ОДКБ в одностороннем порядке не предусмотрена — такое решение может принять только руководящий совет в наказание стране-участнице. Об этом в интервью ИА «PenzaNews» заявил пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов.

Решение Узбекистана о приостановке членства в ОДКБ не повлияет на работу организации

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

«Если государство-член ОДКБ желает выйти из организации, оно должно направить ноту о соответствующем решении нам в секретариат за шесть месяцев до выхода. В данном случае этого пока не сделано», — подчеркнул он.

Кроме того, пресс-секретарь отметил, что, будучи членом ОДКБ, Узбекистан игнорировал принятие основных соглашений и фактически не взаимодействовал с организацией по линии военного сотрудничества — страна отказывалась от участия в штабных тренировках, учениях и оперативной подготовке.

«У Узбекистана особая позиция по коллективным усилиям ОДКБ, направленным на стабилизацию ситуации в Афганистане — он называет ее достаточно острой и отдает предпочтение решениям на двусторонней основе», — отметил Владимир Зайнетдинов, добавив, что выход Узбекистана никак не скажется на деятельности организации, и она продолжит работу в обычном режиме.

По мнению казахстанского политолога, арабиста, карьерного дипломата, редактора журнала «Эксклюзив» Расула Жумалы (Rasul Jumaly), решение Узбекистана нельзя назвать сенсационным, поскольку Ташкент «весьма часто меняет свои внешнеполитические предпочтения и настроения».

«В 1999 году Узбекистан уже выходил из ОДКБ, но затем вошел в ее состав снова. Такая переменчивость Ташкента проявляется не только по отношению к Организации договора о коллективной безопасности, но и, например, к ШОС, а также к Организации за демократию и экономическое развитие ГУАМ. Это специфика внешней политики государства», — отметил эксперт.

По словам аналитика, одной из причин этого решения Ташкента стало разочарование страны в сотрудничестве с ОДКБ — организацией, которая, на взгляд ряда экспертов, не способна защитить ни себя, ни отдельных союзников в случае форс-мажорных обстоятельств. Узбекистан, по мнению Расула Жумалы, задается вопросом, на кого он сможет опираться в случае непредвиденного развития событий после вывода войск НАТО из Афганистана: стране будет нужна особая поддержка, «если власть восстановят талибы — та сила, которая в свое время не скрывала очень гневного отношения к режиму Ислама Каримова».

«Наблюдается глобальная смена во внешних приоритетах Узбекистана от России и ОДКБ в сторону США — как это уже было в конце 90-х годов вплоть до андижанских событий 2005 года. Ставка в этой игре сделана на НАТО. Динамичное сближение между Ташкентом и Вашингтоном происходит не только в плане военно-политического, но и стратегического и экономического сотрудничества», — сказал он.

Кроме того, политолог напомнил, что южный маршрут из Афганистана закрыт из-за сложных отношений Североатлантического альянса с Пакистаном, а, значит, большая часть войск будет выводиться на север. В связи с этим в Узбекистане, по словам Расула Жумалы, поднимается вопрос о создании базы НАТО.

Научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Нику Попеску (Nicu Popescu) также не исключает возможности создания подобного объекта на территории центрально-азиатского государства, так как «американцам важно иметь как можно больше логистических путей отступа из Афганистана».

«Это материально выгодно Узбекистану и позволит США меньше зависеть от Пакистана, с которым у НАТО сложились очень напряженные отношения. Кроме того, Ташкенту важно, чтобы после вывода войск и Америка, и Россия продолжали поддержку нынешнего правительства Афганистана, не допустив прихода к власти талибов», — сказал эксперт.

По его словам, Узбекистан всегда любил держать дистанцию не только от России, но и от интеграционных объединений Центральной Азии, и в этом смысле для Ташкента нетрадиционно было само участие в ОДКБ, а не решение покинуть данную организацию.

«Это второй выход Узбекистана из той же воды, и я не думаю, что это серьезно повлияет на его отношения с другими участниками блока. И будучи членом ОДКБ, государство не имело хороших отношений ни с Таджикистаном, ни с Кыргызстаном, ни с Казахстаном. Полагаю, они останутся на том же уровне недоверия», — отметил Нику Попеску, подчеркнув при этом, что выход Узбекистана вряд ли значительно осложнит или улучшит деятельность ОДКБ.

Однако старший научный сотрудник исследовательской группы по проблемам России и постсоветских стран немецкого фонда «Наука и политика» Уве Хальбах (Uwe Halbach) высказал мысль о том, что решение Ташкента о приостановлении членства может ослабить Организацию договора о коллективной безопасности.

«Этот шаг Узбекистана указывает на то, что ОДКБ не является сплоченной структурой, а понятия государств по вопросам безопасности и мира значительно расходятся. Я думаю, что теперь возможность вмешательства блока в какие-либо региональные или локальные конфликты, как, например, в 2010 году в Киргизии, будет очень ограниченной», — сказал он.

Кроме того, эксперт напомнил, что отношения Ташкента с другими странами в регионе по-прежнему остаются довольно хрупкими и нестабильными. Узбекистан, по его словам, — очень «деликатный участник любой региональной организации», поскольку имеет собственное, отличное от других мнение по каждому вопросу.

«При этом спустя 7 лет отношения между Ташкентом и Вашингтоном стали значительно ближе — это связано, в том числе, с ситуацией в Афганистане и северным маршрутом, где Узбекистан играет ключевую логистическую роль», — отметил Уве Хальбах.

По мнению немецкого аналитика, решение Узбекистана о приостановлении членства в ОДКБ доказывает, что страна в значительной степени фокусируется на своем национальном суверенитете и не желает сотрудничать в рамках региональных организаций, что воспринимается правящей элитой государства как ограничение собственной независимости. Ташкент, по словам эксперта, обеспокоен возможным вмешательством союза в политику страны.

По информации российских СМИ, в 2011 году в устав Организации договора о коллективной безопасности были внесены серьезные поправки относительно открытия военных объектов на территории стран-участниц блока.

«Государства-члены принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск (сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами Организации, после проведения неотложных консультаций (согласования) с другими государствами-членами», — говорится в седьмой статье третьей главы действующего устава ОДКБ.

В связи с этим старший научный сотрудник Центра политических исследований России Вадим Козюлин (Vadim Kozyulin) предположил, что вслед за выходом из ОДКБ Узбекистан может принять решение об открытии на своей территории новой американской базы.

«США намерены значительно сократить свой контингент в Афганистане до конца 2014 года и нуждаются в новом союзнике в регионе, который мог бы стать опорной точкой и местом хранения военного имущества, базирования авиации и, не исключено, беспилотников, которые в будущем, возможно, будут контролировать регион под флагом борьбы с терроризмом», — отметил эксперт.

По его мнению, Узбекистан, учитывая непростую обстановку, получил определенные гарантии безопасности от Соединенных Штатов.

«В противном случае, я не удивлюсь, если Узбекистан снова подаст заявку на членство в ОДКБ лет через пять. Ведь так уже было», — напомнил Вадим Козюлин.

Анализируя возможные последствия решения Ташкента, эксперт отметил, что оно нанесет определенный удар по имиджу организации.

«Однако нужно отметить, что именно позиция Узбекистана в ОДКБ зачастую была причиной такого имиджа — он голосовал против многих важных для блока соглашений и протоколов, что согласно правилу консенсуса было равнозначно наложению вето. Нередко Узбекистан, фактически, срывал инициативы, поддержанные всеми другими членами организации», — сказал аналитик, добавив, что в новых условиях организация станет «легче на подъем, а значит — мобильнее».

Более того, старший научный сотрудник Центра политических исследований России высказал мнение, что ОДКБ проявит себя уже в ближайшем будущем в совместных решениях, например, по кибербезопасности.

«Будущий Афганистан таит угрозу распространения экстремистской идеологии. После вывода коалиционных сил из этой страны, радикально настроенные исламисты Центральной Азии испытают прилив сил — ведь никогда еще демократические ценности не были в столь плачевном состоянии, как после американских кампаний в Ираке и Афганистане. Это сулит ОДКБ много работы по противодействию терроризму и наркотрафику», — подвел итог Вадим Козюлин.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном 15 мая 1992 года в Ташкенте.

В 1993 году к блоку присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия.

В 1999 году Грузия, Азербайджан и Узбекистан приостановили участие в ДКБ, отказавшись продлить договор. Ташкент восстановил членство в союзе в августе 2006 года.

В соответствии с уставом ОДКБ, любая страна-участница имеет право выйти из состава организации в любое время.

Актуальное