12:21:23 Пятница, 19 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Отсутствие политической воли у властей Индонезии способствует разжиганию религиозной нетерпимости

20:15 | 06.07.2012 | Аналитика

Печать

6 июля 2012. PenzaNews. Работа индонезийского Национального антитеррористического агентства (BNPT), занимающего ведущие позиции в сфере противодействия растущему религиозному радикализму в стране, в будущем рискует стать менее эффективной. Такое мнение высказал заслуженный научный сотрудник Института мира и урегулирования конфликтов Баладас Гхошал (Baladas Ghoshal) в статье «Религиозная нетерпимость в Индонезии: политическое безразличие или бюджетные ограничения?»

Отсутствие политической воли у властей Индонезии способствует разжиганию религиозной нетерпимости

Фото: Kevin Aurell

По его словам, недавнее сокращение бюджета Индонезии, в том числе отразится на деятельности агентства, так как вынудит его руководителей уменьшить число программ по выявлению террористических группировок и отменить многие профилактические мероприятия в рамках кампании по «де-радикализации» поддерживаемых правительством школ и мечетей на базе партнерства с умеренными религиозными лидерами и группами.

«В конечном счете, это отрицательно скажется на борьбе с терроризмом и радикализмом в Индонезии», — подчеркнул эксперт.

При этом он отметил, что данная организация пытается сдерживать экстремизм, ведя борьбу только с террористическими группировками, однако такая стратегия вряд ли сможет решить проблему терроризма в целом.

«В Индонезии существуют экстремистские объединения, не взрывающие бомб, не устраивающие теракты, однако, они проповедуют насилие, практикуя жестокую борьбу за нравственные устои, а также преследуют меньшинства», — уточнил научный сотрудник Института мира и урегулирования конфликтов.

Баладас Гхошал разделил позицию авторитетного индонезийского Института Вахида, занимающегося проблемами ислама, которая заключается в том, что, в первую очередь, «необходимо препятствовать развитию экстремизма, порождающего терроризм».

«Меньшинство может создать хаос, когда так называемое «немое большинство» по-прежнему молчит из-за страха прослыть «не истинными мусульманами», — пишет эксперт.

Аналитик напомнил, что после того, как высший исламский орган Индонезии — Совет улемов (MUI) — выпустил фетву, запрещающую либеральные концепции ислама, секуляризм и плюрализм, мусульмане, придерживающиеся «жесткой линии», стали настаивать на ликвидации Объединения либерального ислама (JIL), созданного прогрессивными и умеренными мусульманами и возглавляемого Улилом Абсаром Абдаллой (Ulil Absar Abdalla). Руководителю данной организации неоднократно угрожали после публикации серии статей, критикующих консерватизм некоторых мусульманских лидеров в стране.

«При этом даже некоторые религиозные школы-интернаты в Индонезии попали под влияние экстремистских священнослужителей. Исламисты Ближнего Востока, Пакистана, Бангладеш, а также бывшие моджахеды взяли под свой контроль мечети и медресе, радикализируя религиозный дискурс и пытаясь завоевать сердца и умы простых мусульман», — отметил Баладас Гхошал.

По его словам, бездействие правительства и мягкое отношение к радикально настроенным исламистам также способствуют росту религиозной нетерпимости в стране с самым большим мусульманским населением в мире.

«С начала правления президента Индонезии Сусило Бамбанга Юдхойоно произошел подъем радикального ислама, что, по мнению обозревателей, является самой большой угрозой демократии Индонезии. Такие организации, как Хизб ут-Тахрир Индонезия и Фронт защитников ислама пользуются исключительно жесткими религиозными интерпретациями, оправдывая применение законов шариата и нарушение прав религиозных меньшинств», — пишет он.

По мнению аналитика, такие действия подрывают сдержанность, терпимость и плюрализм ислама, закрепленные в Панча Сила — основных принципах индонезийской государственности, единства и демократии, сформулированных первым президентом страны.

«Многие эксперты выражают обеспокоенность тем, что агрессия радикальных исламистских маргиналов может запятнать репутацию государства как религиозно терпимого и свободного», — добавил Баладас Гхошал.

Научный сотрудник Института мира и урегулирования конфликтов также высказал мысль о том, что террористический акт, совершенный смертником в церкви в Центральной Яве 25 сентября 2011 года указывает не только на новый уровень угроз для представителей религиозных меньшинств в Индонезии, но и на политическую слабость, способствующую развитию исламского экстремизма.

«По данным группы по защите прав человека Института демократии и мира Сетара в Джакарте, в 2010 году в Индонезии произошло около 75 нарушающих свободу вероисповедания эпизодов, в том числе жестоких нападений, в отношении христианской общины. А прошедший месяц стал особенно тяжелым для христианского меньшинства Индонезии — около 100 протестантов подверглись нападению мусульманской толпы в недостроенной церкви в Бекаси на окраине столицы», — пишет в статье эксперт.

Кроме того, по его словам, ультраконсервативное правительство провинции Ачех на севере Суматры закрыло, по меньшей мере, 16 христианских церквей, ссылаясь на отсутствие разрешения на строительство.

«В мае текущего года вопрос о религиозной нетерпимости в мусульманской Индонезии вновь привлек международное внимание, когда приверженцы «жесткой линии» ислама вынудили руководство страны отменить концерт американской поп-звезды Леди Гаги (Lady GaGa), билеты на который были уже распроданы», — напомнил Баладас Гхошал, добавив, что наиболее известной радикальной группой, не допустившей проведение мероприятия, стал Фронт защитников ислама.

«Подобные организации выступают против доктрины Панча Сила и призыва индонезийской конституции к «единству в многообразии», религиозной свободе и демократии», — пояснил аналитик.

Между тем, по его словам, экстремистские группы и близкие к ним должностные лица игнорируют закон и нарушают права национальных меньшинств при почти полной безнаказанности. Так, например, церковь Ясмин в городе Богор, пригород Джакарты, остается закрытой, так как разрешение на строительство было аннулировано по решению мэра Диани Будиарто (Diani Budiarto), несмотря на постановление Верховного суда о возобновлении строительных работ, принятое в декабре 2010 года.

«Правительство крайне осторожно в принятии каких-либо мер ввиду растущего влияния экстремистских группировок на «уличную» политику, а также некоторые крупные мусульманские организации. Из-за недостатка политической воли наблюдается стабильный подъем экстремистских настроений после падения режима авторитарного президента Сухарто в 1999 году, контролировавшего радикальные объединения. Местный христианин, бывший участник студенческого движения протеста, сыгравшего ключевую роль в свержении правительства Сухарто, утверждает, что экстремисты использовали власть народа для продвижения собственных целей, тогда как их истинным замыслом было свержение демократии и создание исламского государства», — пишет Баладас Гхошал.

Эксперт отметил также, что в 2010 году Фронт защитников ислама и новое объединение — Исламский Президиум Бекаси — развернули кампанию против «христианизации» в Западной Яве, обвинив местные храмы в агрессивных попытках обратить мусульман в свою веру, что в соответствии со статьей 156 (А) можно приравнять к богохульству.

«Радикальные исламисты обязались создать молодежную армию, чтобы контролировать и нападать на церкви, подозреваемые в «христианизации». Несмотря на то, что этот акт сам по себе может рассматриваться как «враждебность» в соответствии со статьей 156 (А), президент страны Сусило Бамбанга Юдхойоно призвал к терпимости и не предпринял в отношении организаторов никаких действий», — подчеркнул он.

Тем временем, некоторые исламские дружинники, участвующие в кампании против «зла и пороков» в Индонезии, по словам аналитика, превратились в экстремистских боевиков.

«В новом докладе Международной кризисной группы говорится, что идеологические и тактические линии внутри индонезийского радикального сообщества довольно размыты, что затрудняет возможность отличить так называемых «террористов» от приверженцев «жесткой линии» ислама», — пишет Баладас Гхошал.

Один из членов Международной кризисной группы, старший советник Сидни Джонс (Sidney Jones) отмечает, что во имя «сохранения нравственности» и пресечения каких бы то ни было «отклонений» члены группировки из Киребона, обвиняемые в причастности к терактам, совершенным смертниками в 2011 году, перешли от палок и камней к использованию бомб и оружия, что может стать привычным алгоритмом действий.

Баладас Гхошал полагает, что случай в Киребоне указывает на смену поколений боевиков — это уже не те, кто обучался за рубежом или принимал участие в военных столкновениях мусульман и христиан в восточной части Индонезии десять лет назад. Эти люди стали экстремистами, слушая публичные лекции радикального толка, а террористы-смертники, устроившие взрывы в церквях и мечетях, изготовили бомбы, руководствуясь информацией из Интернета, считает эксперт.

«Правительство должно бороться с разжиганием ненависти и преступлениями на религиозной почве, чтобы остановить радикализацию приверженцев «жесткой линии» ислама. И это, прежде всего, требует политической воли, а не увеличения бюджета», — подвел итог научный сотрудник Института мира и урегулирования конфликтов.

Актуальное