04:13:23 Суббота, 20 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Южному Судану предстоит решить ряд сложных задач на пути к созданию стабильного государства

13:30 | 11.07.2012 | Аналитика

Печать

11 июля 2012. PenzaNews. Международные эксперты, дающие оценки первому году существования нового государства — Республики Южный Судан (РЮС), отделившейся от Республики Судан по результатам референдума о суверенитете страны 9 июля 2011 года, должны учитывать трудности, с которыми ему пришлось столкнуться не только после обретения независимости, но и до этого — в период борьбы за суверенитет. Такое мнение высказала научный сотрудник Школы восточных и африканских исследований (SOAS) Лондонского университета Хагар Таха (Hagar Taha) в своей статье «Южный Судан год спустя: государственность в перспективе».

Южному Судану предстоит решить ряд сложных задач на пути к созданию стабильного государства

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

По ее словам, Судан всегда имел социальную линию разлома на север и юг — в то время как север был заселен, в основном, мусульманами, которые считали себя арабами, на юге исторически проживали преимущественно христиане и анимисты, относящие себя к суб-сахарским африканским народностям. Объединенное движение сопротивления против «арабского севера» впервые образовалось на юге в 1955 году, и затем переросло в сепаратистскую бунтовщическую армию Аняня, укомплектованную в основном студентами из Южного Судана.

«Во время первой гражданской войны с севером [1955–1972 годы], погибли около 500 тыс. жителей юга. Кроме того, боевые действия вынудили несколько сотен тысяч человек бежать в другие районы страны, либо за ее пределы. Вторая гражданская война [1983–2005 годы] была еще более кровавой — погибли около 2 млн. южан, 4 млн. человек были вынуждены покинуть свои дома», — отметила Хагар Таха.

Она уточнила, что Всеобъемлющий мирный договор между правительством Судана и Суданским народно-освободительным движением в Найроби, подписанный в 2005 году, положил конец кровопролитию и определил дату референдума, который привел к разделению страны. Последствиями длительной борьбы стали огромные человеческие жертвы и серьезные разрушения инфраструктуры на юге Судана.

«Таким образом, несмотря на эмоциональный подъем и надежды, вызванные признанием независимости Республики Южный Судан, стране пришлось противостоять ряду проблем, среди которых нищета, эмиграция, разрушения и экономическая отсталость, спровоцированные длинной и кровавой борьбой с севером», — подчеркнула эксперт.

Кроме того, РЮС столкнулась с множеством серьезных задач, не сумев договориться с Суданом о границе «буферной» зоны, создание которой обеспечило бы спокойствие и стабильность на границах между двумя государствами.

«Юг и север снова были на грани полномасштабной войны, когда между ними развернулось противостояние за пограничные нефтеносные районы. Продолжительные переговоры зашли в тупик: север обвинил юг в краже нефти, и добыча полезного ископаемого, приносящего 98% дохода в казну РЮС, была приостановлена», — пояснила Хагар Таха.

При этом нестабильные отношения с Суданом, по мнению аналитика, — только наиболее очевидные внешние проблемы, с которыми продолжает сталкиваться государство в настоящее время. Еще одним серьезным препятствием на пути его развития можно назвать продолжающийся глобальный экономический кризис, снизивший возможность привлечения необходимых прямых иностранных инвестиций.

Хагар Таха обратила также внимание на то, что бедность в Республике Южный Судан провоцирует большое количество беженцев. По ее словам, с октября 2010 года в РЮС только из Хартума было доставлено 350 тыс. человек, при этом лишь 150 тыс. беженцев покинули Южный Судан в связи с боевыми действиями на границе.

«В результате этого в различных регионах Республики Южный Судан на сегодняшний день проживает огромное количество внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), что провоцирует бедность и оказывает дополнительное давление на инфраструктуру государства», — добавила она.

Кроме того, по мнению аналитика, многих ожиданий не оправдала работа правительства РЮС. Однако, по ее словам, частично это можно объяснить сложностью стоящих перед ним задач — властям приходится бороться с такими социальными проблемами как голод, болезни, неграмотность и внутренние межплеменные столкновения.

«Тем не менее, высокий уровень коррупции, грубые ошибки в управлении и несоблюдение принципов «системы заслуг» для набора на службу и назначения на различные должности еще более усугубляют ситуацию», — подчеркнула эксперт.

Между тем, Южный Судан не единственный регион, который потребовал выхода из состава искусственно созданного в XX веке государства. Только в Африке за последнее время имели место сепаратистские движения в Гане и Ботсване, а одно из них в настоящее время развивается в северном регионе Сомали, известном как Сомалиленд.

«Как показывают эти примеры, многие народы так называемых «стран третьего мира» по-прежнему придают большое значение созданию собственной независимой державы», — отметила Хагар Таха.

По ее словам, в XX веке суверенитет предоставлялся одному «государству» за другим, однако, границы этих стран и входящие в их состав народности по-прежнему оставались поводом непрерывных споров.

«Некоторые меньшинства, которые были ошибочно включены в более широкие рамки государственности, десятилетиями страдали от «железного кулака» правящей элиты большинства, которая зачастую была манипулятивна и авторитарна. Справедливо добиваясь независимости, они снова попадали в ловушку большинства и меньшинства, что сейчас и проявляется в виде межплеменных столкновений в Южном Судане», — считает эксперт.

«После подписания Вестфальского мира в 1648 году многие европейцы посчитали, что суверенное государство было бы лучшей формой социальной организации, служащей во имя их экономических и политических интересов. Народы, которые впоследствии были колонизированы этими странами, должны были проводить свои требования за свободу в тех же рамках, или рисковали быть вытесненными из современного международного сообщества. Таким образом, они требовали суверенитета, но в итоге создавали псевдогосударства с границами на основе западной истории и прихотей авторитарных лидеров, которые преследовали исключительно личные интересы», — отметила Хагар Таха, добавив, что государственность изображалась «в карикатурном образе, а пропуск в международное сообщество был поддельным».

По мнению эксперта, анализируя достигнутый страной прогресс, необходимо понимать весь сложный контекст, в котором появилась Республика Южный Судан, а также учитывать измененяемые свойства государственности и зачастую завышенные ожидания, которые связывают с обретением независимости не только граждане страны, но и политические деятели.

«Возможности, открывающиеся с созданием государства, не так велики, как многие склонны верить. Однако несмотря на трудности, создается впечатление, что все 98% граждан Южного Судана, проголосовавших за суверенитет, не жалеют о своем выборе», — резюмировала Хагар Таха.

9 июля 2011 года Республика Южный Судан (РЮС) стала 54-м суверенным государством Африки. Прежде территории Южного Судана входили в состав единой Республики Судан.

Столица РЮС — город Джуба. Площадь страны — 619 тыс. 745 кв. км. Граничит с Суданом, Эфиопией, Кенией, Угандой, Демократической Республикой Конго и Центральноафриканской Республикой

Президент страны — бывший лидер Суданского народно-освободительного движения Сальва Киир Маярдит (Salva Kiir Mayardit).

Актуальное