10:21:16 Пятница, 29 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Проблема беженцев в Австралии может вновь «утонуть» в политическом споре — Кэрин Бринкли

20:08 | 22.08.2012 | Аналитика

Печать

22 августа 2012. PenzaNews. Проблема беженцев в Австралии является на сегодняшний день одной из наиболее обсуждаемых и неоднозначных в стране. Независимая комиссия под руководством бывшего министра обороны Ангуса Хьюстона (Angus Houston) подготовила комплекс мер, направленных на урегулирование данного вопроса. Один из пунктов предложенного плана предусматривает создание специальных центров по приему претендентов на статус беженцев за пределами государства. При этом Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй (Navi Pillay) призвала власти Австралии пересмотреть свое решение, выразив беспокойство, что возобновление подобной практики может повлечь за собой нарушения прав человека и отрицательно сказаться на психологическом состоянии потенциальных беженцев.

Сидней, Австралия.

Фото: Flickr.com

Вместе с тем, главный исполнительный директор Брисбенского института Кэрин Бринкли (Karyn Brinkley) считает этот комплекс мер одним из самых гуманных подходов к решению проблемы беженцев, который, однако, рискует увязнуть в политическом споре.

«На протяжении десятилетий лица, прибывающие в Австралию в поисках убежища на лодках, были пешками в национальной политике государства. Так, в августе 2001 года прежний премьер-министр Джон Говард (John Howard) отказал Норвежскому грузовому судну «Тампа», спасшему и перевозившему на своем борту 438 афганских беженцев, в праве входа в территориальные воды Австралии», — напомнила Кэрин Бринкли в интервью ИА «PenzaNews».

По ее словам, это решение, а также последующий приказ, отданный подразделению австралийского спецназа взять судно под контроль, вызвали осуждение международного сообщества, однако, жесткая позиция Джона Говарда по вопросу беженцев накануне выборов предоставила ему поддержку большого числа избирателей, встревоженных терактами в США.

«С тех пор, среди приоритетных направлений национальной безопасности Австралии по-прежнему доминируют политика охраны границ страны и проблема беженцев», — отметила эксперт.

Так, в 2009–2010 годах правительство страны, по словам главного исполнительного директора Брисбенского института, выделило 654 млн. долларов на то, чтобы остановить поток мигрантов, стремящихся к австралийским берегам на лодках.

«Вместе с тем около 95% мигрантов прилетают в страну на самолетах, а число принятых страной беженцев по сравнению с показателями в других странах очень мало», — подчеркнула Кэрин Бринкли.

Кроме того, питаемые политическим оппортунизмом споры вокруг проблемы в Австралии, по мнению аналитика, эмоциональны, но при этом зачастую не подкреплены достаточной информацией.

«Австралийцы считают, что прибывающие беженцы пытаются обойти закон и «официальную очередь». При этом многие просители убежища бегут из тех стран, где нет подобной процедуры и очередности, но данный факт малоизвестен и не придается широкой огласке», — сказала собеседница агентства.

Тем временем политическая риторика, по ее словам, опирается на вопросы безопасности, и поддерживается предположением, что среди прибывающих беженцев могут быть террористы. Кроме того, возникают опасения, что Австралия может стать привлекательной целью для торговцев людьми.

«Совсем недавно, после трагической гибели не достигших берегов Австралии мигрантов, главным тезисом риторики стало спасение жизней. Однако политика не изменилась, ее цель — остановить лодки», — подчеркнула аналитик.

Она добавила, что эта проблема продолжает «преследовать» федеральное правительство и в сложный предвыборный период.

«Надеясь выйти из политического тупика, руководство Австралии поручило решение этого вопроса независимой комиссии под руководством бывшего министра обороны, главного маршала авиации страны Ангуса Хьюстона (Angus Houston)», — напомнила Кэрин Бринкли.

Она отметила, что разработанный комиссией комплекс мер, так называемый Хьюстонский план, включает в себя 22 пункта, один из которых предусматривает расширение гуманитарной программы, то есть количества принимаемых беженцев, с 14 тыс. до 20 тыс. в год, а затем и до 27 тыс. человек.

«Стоит отметить, что предложенный план также предполагает отмену положения о воссоединении семьи для беженцев, прибывших на лодках — они должны будут проходить через стандартную процедуру миграции семьи, число мест в рамках которой будет увеличено до 4 тыс. в год», — пояснила аналитик.

Положение о создании временных центров для прибывших по воде претендентов на статус беженца в республике Науру и в Папуа – Новой Гвинее вызвано необходимостью создания равных условий для всех мигрантов — это, по мнению Кэрин Бринкли, позволит принимать решения относительно приплывших в тех же временных рамках, что и для «обычных» претендентов. При этом задержанные беженцы из «группы риска» до принятия решения будут направлены в Австралию.

«Один из пунктов предусматривает отмену обязательного наказания для несовершеннолетних, прибывающих в Австралию незаконными рейсами», — подчеркнула главный исполнительный директор Брисбенского института.

Более того, комиссия, по словам обозревателя, предложила внести существенные изменения в действующее между правительством Австралии и Малайзии соглашение с целью усиления защиты лиц, ищущих убежища.

«Основной упор был сделан на предотвращение несанкционированного пребывания в страну беженцев на лодках, при этом предложение оппозиции разворачивать суда вспять было отклонено», — сказала собеседница агентства.

Кроме того, рекомендации по расширению гуманитарной программы и регионального сотрудничества свидетельствуют, по мнению эксперта, о «жестких, но не жестоких» принципах политики Хьюстона.

«Австралийское правительство одобрило все 22 предложенных комиссией пункта. Теперь основная задача заключается в разработке плана по их реализации. Однако обозреватели уже стали задаваться вопросом о целесообразности создания временных центров для принятия беженцев за пределами страны, а также действенности запрета на воссоединение семьи для мигрантов, прибывших на лодках. Последнее, по их мнению, может привести к тому, что по воде в Австралию будет прибывать еще большее число женщин и детей, или же целые родственные группы», — добавила Кэрин Бринкли.

Между тем, по ее словам, рекомендации Хьюстонской комиссии обнадеживают долгосрочным стратегическим региональным подходом к вопросу переселения и являются комплексом практичных, разумных и приемлемых компромиссов и для федерального правительства, и для оппозиционных сил, о чем свидетельствует тот факт, что обе стороны приписывают себе заслуги в совершении этого политического прорыва.

Тем не менее, эксперт полагает, что некоторые важные вопросы остались нерешенными, а значительные возможности — упущены.

«Предложенные меры не способствуют улучшению ситуации для жителей тех стран, где нет австралийских иммиграционных центров. Жители Афганистана и Пакистана не имеют возможности официально добиться разрешения на убежище. Следовало бы также пересмотреть и скорректировать иммиграционные правила в других странах, обеспечив людей необходимой поддержкой, четко определив критерии, приоритеты и сроки процедур», — отметила она.

Кроме того, Кэрин Бринкли подчеркнула, что при высоком уровне занятости населения Австралии в некоторых отраслях экономики наблюдается нехватка кадров, а многие беженцы — это опытные и квалифицированные работники, находящиеся в поиске новой жизни и безопасности для себя и своих близких.

«Не учитывать навыки и опыт, который эти люди могут предложить австралийским работодателям взамен на предоставление убежища кажется мне недальновидным», — сказала эксперт.

По ее словам, австралийский парламент должен принять решение о внесении поправок в миграционное законодательство страны, и, скорее всего, это будет сделано. Однако обойтись без жесткой риторики и «политического подсчета очков», по мнению аналитика, вряд ли удастся.

«Принятие поправок может отрицательно сказаться на конкурентоспособности оппозиции страны, которая вряд ли захочет, чтобы такой серьезный для Австралии вопрос урегулировала действующая власть государства. А значит, самый гуманный подход к решению проблемы беженцев в Австралии может «утонуть» в политическом болоте», — резюмировала Кэрин Бринкли.

Актуальное