17:52:36 Четверг, 18 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Нормализация отношений Японии с сопредельными государствами — главная задача нового премьера

19:05 | 26.12.2012 | Аналитика

Печать

26 декабря 2012. PenzaNews. Председатель Либерально-демократической партии Японии (ЛДП) Синдзо Абэ (Shinzo Abe) официально вступил в должность премьер-министра страны в среду, 26 декабря, после победы его партии на выборах в нижнюю палату парламента. В ходе голосования ЛДП закрепила за собой 294 места, с большим преимуществом опередив правящую Демократическую партию, которая получила лишь 57 мест. Вместе с тем, новая администрация унаследовала от предыдущего правительства целый ряд серьезных внутренних и внешних проблем. Такое мнение выразил научный сотрудник индийского Института оборонных исследований и анализа Пранамита Баруах (Pranamita Baruah) в своей статье «Задачи, стоящие перед Синдзо Абэ», опубликованной в зарубежной прессе.

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ.

Фото: Wikipedia.org

«Основными проблемами внутри государства являются дефляция и взвинчивание курса иены. Администрация Синдзо Абэ уже заявила о своих планах в короткие сроки составить дополнительный бюджет на 2013 финансовый год размером несколько триллионов иен и представить его на рассмотрение очередной сессии парламента, намеченной на конец января 2013 года, для стимулирования экономики. Согласно предвыборной кампании, ЛДП также примет пакет мер, направленных на либерализацию кредитно-денежной политики, включая ежегодное определение целевого показателя инфляции», — пишет индийский эксперт.

Кроме того, по его мнению, в период пребывания Синдзо Абэ в должности премьер-министра Японии будет поднят вопрос о пересмотре конституции страны.

«По некоторым сообщениям, ЛДП рассматривает возможность обсудить со своим партнером по коалиции — партией Новая Комэйто — смягчение требований по внесению поправок в конституцию, предусмотренных 96 статьей. Однако убедить центристов пойти на данный шаг будет непросто, поскольку партия опасается возможного намерения либерал-демократов в будущем пересмотреть 9 статью японской конституции, в соответствии с которой стране запрещено иметь сухопутные, морские, военно-воздушные и другие военные силы», — пояснил Пранамита Баруах.

Между тем, по прогнозам эксперта, проблема ядерной энергетики будет по-прежнему доминировать на внутренних дебатах Японии.

«ЛДП пока воздерживается от оглашения четкой позиции по данному вопросу, возможно, принимая во внимание настроения широких масс. Руководство Либерально-демократической партии сильно критиковало политику «нулевой атомной энергии», предложенную прошлым правительством страны. После аварии на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 года работа большинства ядерных реакторов в Японии остается приостановленной, что, по мнению сторонников ядерной энергии, уже негативно сказалось на промышленности страны и привело к росту безработицы. Таким образом, с приходом к власти либерал-демократов ядерные реакторы могут быть вновь активированы, чтобы справиться с дефицитом энергии, — однако лишь в том случае, если их безопасность будет научно подтверждена. При этом позиция ЛДП по вопросу атомной энергии продолжает сталкиваться с критикой. На данном этапе энергетической политики партии недостает понимания безотлагательности конкретных действий: ведутся разговоры о выстраивании определенной энергетической структуры в течение ближайших 10 лет», — отметил обозреватель.

Еще одной задачей новой японской администрации, по его мнению, станет восстановление внешнеполитических связей.

«Так, японо-американское сотрудничество в области безопасности будет укрепляться и дальше. ЛДП, являлась правящей партией Японии на протяжении более чем пяти десятилетий до 2009 года, поддерживала тесные отношения с Соединенными Штатами. Либерал-демократы не будут менять свой курс на этом фронте. Фактически, планируемый в январе 2013 года визит Синдзо Абэ в США четко демонстрирует приверженность представителей ЛДП японо-американскому сотрудничеству», — пишет автор публикации.

«Тем не менее, сейчас сложно предугадать, как новый премьер-министр справится с решением вопросов, связанных с напряженностью вокруг передислокации американской военно-воздушной базы корпуса морской пехоты Футенма (Futenma) и ростом антиамериканских настроений в связи с увеличением числа преступлений, совершаемых военнослужащими США на Окинаве», — добавил Пранамита Баруах.

В отношении КНР руководство ЛДП, по мнению аналитика, в краткосрочной перспективе займет неагрессивную позицию, несмотря на то, что спор вокруг островов Сенкаку недавно достиг новой высоты после вторжения китайских кораблей в японские воды, а также нарушения воздушного пространства страны.

«Вице-президент ЛДП Масахико Комура (Masahiko Komura) подчеркнул необходимость восстановления «взаимовыгодного стратегического партнерства», достигнутого обеими сторонами в период пребывания Синдзо Абэ на посту премьер-министра в 2006–2007 годах. Сам Абэ, похоже, пытается унять китайскую озабоченность, вызванную собственным воинственным имиджем, настаивая на том, что китайско-японские связи являются «одним из самых важных направлений двусторонних отношений Японии». Однако китайцы не слишком верят его обещаниям улучшить эти связи. Многие СМИ КНР представляют Абэ политиком, считающим войну основным средством разрешения споров, и призывают пекинское руководство внимательно следить за демонстративным посещением японскими властями храма Ясукуни, ситуацией вокруг островов Сенкаку и возможным внесением поправок в пацифистскую конституцию», — отметил научный сотрудник Института оборонных исследований и анализа в Нью-Дели.

Северокорейская программа по созданию ядерного оружия, по предположению эксперта, также станет важной темой внешнеполитических отношений Японии.

«Токио уже столкнулся с серьезной проблемой в сфере безопасности, когда КНДР разместила на своей территории баллистические ракеты средней дальности, способные преодолевать расстояние в 1 тыс. 300 км и непосредственно достигать Японии. Кроме того, давний дипломатический спор государств о судьбе японских граждан, похищенных северокорейскими спецслужбами, может стать еще одной причиной разногласий между сторонами», — полагает обозреватель.

Он напомнил также, что данная проблема стала причиной начала холодной войны между Японией и Северной Кореей десять лет назад: сегодня Пхеньян настаивает на том, что вопрос уже решен, однако Токио считает, что двусторонние отношения не могут быть нормализованы, пока японская сторона не получит полную информацию обо всех пленниках.

При этом Пранамита Баруах считает, что потенциальное влияние политики Синдзо Абэ на связи между Японией и Южной Кореей пока остается неопределенным, поскольку республику также ожидает смена власти.

Эксперт отметил, что при администрации Ли Мен Бака (Lee Myung-bak) отношения двух стран стали довольно напряженными, однако тот факт, что отец победившей на президентских выборах в Республике Корея 19 декабря Пак Кын Хе (Park Geun-hye) — Пак Чон Хи (Park Chung-hee), — ранее также занимавший пост главы государства, проложил путь к нормализации связей с Японией в послевоенный период, способствует появлению прогнозов на улучшение двусторонних контактов.

«В то же время, налаживание отношений между Токио и Сеулом по-прежнему будет сложным, учитывая бескомпромиссную позицию Пак Кын Хе по ряду вопросов, таких как, например, территориальный спор вокруг островов Такэсима», — подчеркнул он, добавив при этом, что недавний запуск баллистической ракеты КНДР может подтолкнуть Южную Корею, Японию и США к объединению усилий в борьбе с государством-отшельником.

«Северной Корее удалось увеличить диапазон полета собственных ракет, что привело к усилению напряженности на полуострове, а также в смежных с регионом странах, включая Японию. По словам южнокорейского министра обороны Ким Кван Джина (Kim Kwan Jin), ракеты имеют дальность полета 10 тыс. км, а, значит, способны достичь западного побережья США. С 1980-х годов безопасности Южной Кореи постоянно угрожали более 600 ракет «Скад» с дальностью 300–500 км, развернутые КНДР», — напомнил обозреватель.

«В октябре 2012 года Южная Корея получила согласие Соединенных Штатов на увеличение дальности своих баллистических ракет с 300 до 800 км, однако эти меры кажутся недостаточными, принимая во внимание напористое и непредсказуемое поведение Пхеньяна. Недавний запуск ракеты четко обозначил проблемы, стоящие перед Японией и Южной Кореей в области безопасности и связанные, в частности, с возможным сбором разведывательной информации. Поэтому эти страны вместе с США могут объединиться, чтобы противостоять следующим вызовам КНДР. Ядерная программа этой страны также может подтолкнуть Японию и Южную Корею к подписанию соглашения о защите военных данных GSOMIA и соглашения о поставках и взаимном обслуживании ACSA, позволяющего обмениваться такими видами поддержки, как осуществление перевозок, предоставление провианта, горючего, амуниций и снаряжения», — добавил он.

Пранамита Баруах считает, что другой деликатной темой может стать многостороннее соглашение о свободной торговле в рамках Транстихоокеанского партнерства.

«Изначально Абэ выступал против такого сотрудничества, «пока оно основывается на снятии всех без исключения тарифных ограничений», однако теперь, кажется, занял несколько иную позицию, заявляя, что «переговоры необходимы, если речь идет о защите национальных интересов», — отметил эксперт.

По его мнению, однозначно оценить потенциальное развитие двусторонних отношений Японии с другими государствами с приходом к власти Синдзо Абэ довольно сложно, однако, несомненным остается тот факт, что исторические разногласия между Японией, Китаем и Южной Кореей являются главным препятствием этих стран на пути к стабильности и процветанию.

«Государства смогут нормализовать отношения в долгосрочной перспективе, только если решаться оставить в стороне этот тяжелый исторический груз и искренне попытаются достичь компромисса, идя на взаимные уступки. Помня об этом, премьер-министр Абэ должен отбросить свой хищный образ и взять на себя ответственность за развитие дружественных отношений с соседними странами, что позволит ему заслуженно называться дальновидным восточноазиатским лидером», — подвел итог Пранамита Баруах.

Актуальное