11:13:32 Четверг, 18 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Противостояние общим угрозам безопасности может сблизить Россию и Соединенные Штаты

19:43 | 15.03.2013 | Аналитика

Печать

15 марта 2013. PenzaNews. Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин направил 21 февраля 2013 года в адрес премьер-министра РФ Дмитрия Медведева письмо о необходимости создания международной антиастероидной системы. В тексте послания сообщается о серьезности космической угрозы для Земли и неспособности современных средств обнаружения небесных тел предугадать падение метеоритов, что подтвердилось событиями, произошедшими в Чебаркульском районе Челябинской области.

Противостояние общим угрозам безопасности может сблизить Россию и Соединенные Штаты

Фото: Mda.mil

По мнению Дмитрия Рогозина, в ближайшие несколько лет особую опасность для Земли могут представлять два небесных тела: астероид 2004МК4, который подойдет к планете ближе, чем на 35 тыс. км уже в 2029 году, и космический объект 2011АС5 диаметром 140 метров, который приблизится к Земле на расстояние 2 тыс. км в 2040 году.

В своем обращении вице-премьер предложил объединить усилия по созданию системы противоастероидной безопасности с Соединенными Штатами и другими странами, что, в частности, могло бы способствовать разрешению разногласий между Россией и США в области противоракетной обороны (ПРО).

«Эта система и в техническом, и в политическом смысле должна быть всеобщей, всемирной, и здесь надо договариваться в рамках ООН», — цитируют слова Дмитрия Рогозина российские СМИ.

Он также выразил мнение, что развертывание широкого международного сотрудничества на основе такой крупномасштабной программы будет способствовать укреплению доверия между странами и сдерживать конфронтационные тенденции.

Дмитрий Рогозин подчеркнул также, что уже неоднократно высказывался о необходимости выдвижения инициативы по созданию «Стратегической обороны Земли», когда еще занимал должность спецпредставителя президента РФ по вопросам противоракетной обороны.

Так, в частности, в 2011 году политик выступил с предложением перенацелить на астероиды американскую систему ЕвроПРО, размещение элементов которой на территориях иностранных государств до сих пор вызывает у России опасения.

В ходе недавних переговоров генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена (Anders Fogh Rasmussen) с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым стороны пришли к соглашению о том, что решение проблемы ПРО «должно быть найдено в отношениях между Москвой и Вашингтоном».

«Мы к таким беседам готовы, продолжаем диалог и с НАТО как с организацией, и с Соединенными Штатами как главными авторами этой глобальной американской системы противоракетной обороны», — сказал глава российского МИД.

О возможности создания совместных проектов по противодействию угрозам безопасности, как в сфере космоса, так и в области ракетных и ядерных технологий, говорят и международные аналитики и эксперты.

Известный немецкий политолог, научный директор Германо-российского форума Александр Рар (Alexander Rahr) в интервью ИА «PenzaNews» высказал мысль о том, что со временем Москва и Вашингтон достигнут определенной договоренности о сотрудничестве в сфере противоракетной обороны.

«Рано или поздно Россия — со своими технологиями и видением стратегии развития системы ПРО — присоединится к разработкам НАТО, потому что теоретически ракеты некоторых исламских государств, недружественно настроенных по отношению к РФ, могут принести стране много головной боли», — отметил он, добавив однако, что на данном этапе между Западом и Москвой еще много противоречий.

По мнению эксперта, несмотря на опасения России, США не откажутся от реализации проекта ЕвроПРО.

«Данная система создается против Ирана и Северной Кореи, поскольку именно эти страны в скором времени могут стать новыми атомными державами. Это заставит НАТО размещать ПРО, в том числе и для успокоения общественности, опасающейся потенциального запуска ракеты с ядерной боеголовкой в сторону Европы или Америки», — пояснил политолог.

Кроме того, по его словам, ЕвроПРО является своего рода гарантом дальнейшего присутствия США на европейском континенте, и, несмотря на дороговизну проекта, Вашингтон будет разворачивать там свои противоракетные установки.

«При этом традиционное американское оружие, такое как ракеты и атомные боеголовки, со временем уйдет из Европы. Держать его там глупо — тогда Россия тем более может почувствовать себя спровоцированной», — сказал Александр Рар.

Между тем вопрос создания единой системы по противодействию космическим угрозам, на его взгляд, становится все более актуальным.

«Человечество нуждается в технологии, способной защитить планету от возможного столкновения с астероидами — инцидент в Челябинской области мог стать причиной колоссальных жертв, если бы метеорит упал на 10 км ближе к городу. Мне кажется странным, что этот вопрос еще не попал на американо-российскую повестку дня, ведь, по-моему, только у Москвы и Вашингтона есть хотя бы какие-то разработки по защите Земли от опасных небесных тел. Другие страны будут только подключаться к таким технологиям», — отметил собеседник агентства, подчеркнув, что предложение о совместных проектах в данной области он слышал лишь от вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина.

По мнению эксперта, астероидная опасность является одним из серьезных вызовов, который может активизировать сотрудничество, способное сплотить мировое сообщество.

«Если стереотипы холодной войны уйдут в прошлое, военные и космические специалисты России и Соединенных Штатов смогут сесть за стол переговоров и начать разрабатывать такую единую программу», — добавил политолог.

В свою очередь научный сотрудник Объединенного королевского института по исследованию вопросов безопасности и обороны в Лондоне Игорь Сутягин (Igor Sutyagin) отметил, что политической воли для создания совместной системы противоастероидной безопасности нет ни в Европе, ни в США, что, по его мнению, объясняется отсутствием реальной возможности защититься от опасных космических объектов.

«Эта проблема настолько технически непроста и дорогостояща, что политики пока не желают засучивать рукава и браться за ее решение в трудных экономических условиях», — сказал эксперт.

Тем не менее, понимание такой угрозы, по его словам, существует уже давно.

«На протяжении около 20 лет исследовательские работы в этой области финансируются в Соединенных Штатах, Великобритании и Японии. В США, например, имеется поддерживаемая государством постоянно действующая программа по астрономическому наблюдению с целью обнаружения опасных небесных тел. В 2005 году было опубликовано совместное письмо космонавтов и астронавтов всего мира с призывом серьезно задуматься о противоастероидной защите, что придало дополнительный импульс разработкам», — напомнил научный сотрудник британского исследовательского института.

При этом, по мнению эксперта, возвращение к диалогу о сотрудничестве в сфере противоракетной обороны должно приветствоваться.

Вместе с тем перспективу создания системы противовоздушной обороны, подконтрольной и НАТО, и России, Игорь Сутягин назвал «блеклой», поскольку натовцы, по его словам, не могут быть уверены в ее надежности при условии такого двойного управления.

«Право России контролировать боевое применение системы ПРО НАТО будет согласовано не раньше, чем РФ согласится дать странам блока право контролировать боевое применение зенитно-ракетного полка, прикрывающего, например, Курск и Пензу. Кроме того, сам Североатлантический договор запрещает государствам, не входящим в альянс, оказывать влияние на решения НАТО в области безопасности», — пояснил он.

Эксперт Фонда Карнеги по вопросам нераспространения ядерного оружия Пол Шульте (Paul Schulte) разделил мнение о том, что реализовать подобный совместный проект будет сложно.

«Такое сотрудничество политически важно — создание единой системы ПРО стало бы эффективным способом для снятия ненужных подозрений в отношениях между НАТО и Россией, однако существуют определенные логические и технические проблемы, затрудняющие совместное использование систем слежения и управления», — сказал он ИА «PenzaNews».

По словам эксперта, взаимодействие, в частности, осложняется позицией России, требующей юридических гарантий ненаправленности системы ЕвроПРО против сил сдерживания РФ.

«Запад испытывает истинные трудности в понимании того, что именно Россия вкладывает в понятие «юридические гарантии», и это серьезно тормозит дискуссию. Верите ли вы, что в случае начала войны, какие-либо правовые ограничения будут способны помешать действиям, направленным на защиту миллионов людей? Какие законы могут найти свое применение в условиях обмена ядерными ударами?» — задался вопросом собеседник агентства.

«Я бы назвал сознательное бездействие и отказ защищать граждан, которых можно было бы защитить, военным преступлением», — подчеркнул Пол Шульте.

Тем не менее, аналитик выразил уверенность в необходимости поддержания дружественного диалога между странами НАТО и Россией.

«Сложности обоюдного управления системой ПРО в «экстремальных» условиях конфликта не должны затруднять реализацию программ совместных исследований в этой сфере или мешать дискуссии о том, каким может быть сотрудничество в некризисный период», — отметил эксперт Фонда Карнеги.

В свою очередь старший научный сотрудник по вопросам регионального сотрудничества и безопасности Международного института стратегических исследований на Ближнем Востоке Майкл Эллеман (Michael Elleman) назвал взаимодействие США и НАТО с Россией важным условием для дальнейшего развития стратегических отношений.

«Создание единого центра обработки данных в области ПРО стало бы важным шагом на пути к масштабному сотрудничеству по противоракетной обороне. На мой взгляд, Россия отказывается от полноценного договора из-за опасений, что такое взаимодействие будет расцениваться как молчаливое согласие с планами Вашингтона по развертыванию элементов ПРО в Европе», — сказал собеседник агентства.

По его словам, разногласия в сфере противоракетной обороны в настоящий момент имеют политический характер.

«Барак Обама (Barack Obama) будет упорно стараться развеять опасения России, реструктурируя дальнейшие планы по развертыванию ЕвроПРО, однако чтобы преуспеть, ему придется добиться значительного прогресса по иранскому ядерному досье. И даже если этот шаг американского президента навстречу Москве окажется успешным, сотрудничество двух сторон по противоракетной обороне будет непростым. В обеих странах должны появиться новые учреждения, деятельность которых была бы направлена на кооперацию в сфере ПРО, и это может оказаться самым трудным на пути к взаимодействию», — отметил Майкл Эллеман.

Спикер по вопросам внешней политики фракции Свободной демократической партии (СвДП) в Бундестаге Райнер Штиннер (Rainer Stinner) подчеркнул, что на данном этапе не доволен ходом обсуждения вопроса противоракетной обороны.

«Как правило, первым шагом в таком процессе становится создание проекта по совместному анализу и оценке потенциальных угроз, однако это до сих пор не сделано. Россия и НАТО находятся в постоянном диалоге, при этом каждая из сторон имеет свой подход и понимание проблемы. Россия по-прежнему воспринимает НАТО как угрозу, а альянс, в свою очередь, не готов предоставить право вето на свои решения государству, не входящему в его состав», — сказал он, добавив, что весь этот проект пока крайне политизирован.

По мнению депутата парламента ФРГ, возможность создания единой системы противоракетной обороны будет более реальной, когда РФ перестанет видеть в НАТО угрозу.

«Я с большим интересом узнал от российских внешнеполитических деятелей, что предложение Дмитрия Медведева о создании новой архитектуры европейской безопасности все еще находится на этапе рассмотрения в Москве. Мы должны использовать это в качестве отправной точки для интенсивного обсуждения общих проблем безопасности», — резюмировал Райнер Штиннер.

Актуальное