21:00:00 Четверг, 25 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Начало восстановления экономики еврозоны не гарантирует скорейшего выхода из кризиса

09:03 | 18.10.2013 | Аналитика

Печать

18 октября 2013. PenzaNews. Экономика стран еврозоны возобновила рост после длительного спада, однако заместитель директора лондонского Центра европейских реформ Саймон Тилфорд (Simon Tilford) в своей статье «Восстановление еврозоны: целого мира мало», опубликованной в зарубежной прессе, призвал политиков и финансистов не делать поспешных выводов о преодолении кризиса.

Начало восстановления экономики еврозоны не гарантирует скорейшего выхода из кризиса

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

«Окончание продолжавшейся полтора года рецессии в валютном союзе было встречено с облегчением многими политиками, которые, возможно, забегая вперед, стали указывать на оправданность собственных методов управления кризисом. По словам представителей правительственных структур, экономика еврозоны идет на поправку, и восстановление будет набирать обороты в ближайший квартал. Если это так, то перспективы евро действительно хороши — быстрый рост облегчит обслуживание долгов, снизит безработицу и поможет сдержать политический популизм. Однако, к сожалению, этот оптимизм почти наверняка неуместен», — пишет автор публикации.

По его словам, финансисты всегда должны опасаться делать какие-либо выводы, основываясь на данных в период исключительно плохих экономических показателей.

«Экономика имеет свойство восстанавливаться, и это, в частности, демонстрирует скачок темпов роста в Великобритании в нынешнем году, однако есть все основания сомневаться в том, что выход еврозоны из рецессии во втором квартале 2013 года является началом экономического подъема, способного значительно увеличить коэффициент платежеспособности и снизить безработицу», — отметил эксперт.

На его взгляд, происходящее в европейской экономике до сих пор сложно назвать восстановлением.

«ВВП увеличился лишь на 0,3% и вырастет в лучшем случае на такую же величину в третьем квартале. Учитывая подобные темпы роста, еврозоне потребуется два с половиной года, чтобы вернуться к докризисным показателям», — пояснил свою позицию аналитик.

Между тем, по его мнению, возвращение к росту вряд ли оправдывает стратегию жесткой экономии, поскольку этому, напротив, способствовало некоторое смягчение бюджетной политики.

«Инвестиции, действительно, незначительно увеличились, однако их объем по-прежнему почти на 4% ниже по сравнению с прошлым годом. Между тем, частное потребление во втором квартале 2013 года было меньше, чем в первом. Наибольшее значение для возобновления экономического роста сыграл положительный чистый экспорт. Такое качество роста не может стать основой устойчивого экономического восстановления. Маловероятно, что фискальная политика будет и впредь вносить позитивный вклад в развитие после третьего квартала 2013 года. Многие страны еврозоны отстали от намеченных планов по сокращению дефицита и, следовательно, будут вынуждены ужесточить политику. Германия дала понять, что не намерена создавать какие-либо финансовые стимулы, несмотря на профицит бюджета и небольшой рост собственной экономики. Налогово-бюджетная политика не может выступать основным якорем экономической активности в еврозоне в течение следующих нескольких лет, однако она не станет и источником экономического роста», — отметил Саймон Тилфорд.

По его словам, чистый экспорт помог экономике еврозоны остаться на плаву.

«Со второго квартала 2009 года и до второго квартала 2013 года экономика еврозоны увеличилась на 3%. За этот период внутренний спрос снизился на 0,7%. Иными словами, наблюдаемый сегодня рост полностью зависел от спроса за пределами валютного союза, и без него экономические показатели продолжили бы сокращаться», — уточнил заместитель директора лондонского Центра европейских реформ.

Он также напомнил, что в результате в еврозоне стали наблюдаться резкие колебания сальдо счета текущих операций. Так, в 2008 году дефицит еврозоны составлял 85 млрд. евро, или менее 1% от ВВП, а в 2013 году профицит предположительно составит около 2,5% ВВП.

«Политики рассматривают эти изменения как свидетельство повышения конкурентоспособности, однако на самом деле все намного проще: падение внутреннего спроса в еврозоне также снизило необходимость и в импорте, тогда как растущий спрос по всему миру увеличил экспорт европейских товаров», — пояснил аналитик.

По его мнению, еврозона является слишком крупной экономикой, чтобы весь остальной мир мог сохранить ее на плаву.

«Рост экспорта в валютном союзе за последние 10 лет в большей степени обеспечивали развивающиеся рынки. Например, в период с 2002 по 2012 годы экспорт в Китай увеличился в 4 раза. Однако в настоящее время этот рост существенно замедлился — в первом полугодии 2013 года экспорт в Китай был менее чем на 1% выше, чем годом ранее. То же самое можно сказать и об экспорте в страны Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы. Доля общего объема европейских поставок в США и Великобританию сократилась до менее четверти, а, значит, скромное восстановление экономик этих государств не будет значительно стимулировать экспорт в зоне евро», — отметил эксперт.

Между тем, увеличение экспорта, на его взгляд, не вызовет существенного восстановления инвестиционного спроса, а, следовательно, занятости населения и потребительской активности.

«Экономическое восстановление, как правило, происходит за счет инвестиций, поскольку этот компонент ВВП подвержен влиянию рецессии как ни один другой. Еврозона не является исключением — инвестиции сократились приблизительно на 20% по сравнению с докризисным периодом. Некоторые компании, вероятно, сделают капиталовложения, которые они когда-то отложили на неопределенный срок, однако шанс на возвращение расходов к докризисному уровню в обозримом будущем небольшой», — пишет Саймон Тилфорд.

По его словам, это, во-первых, связано с тем, что серьезное оживление инвестиционной деятельности всей еврозоны требует облегчения долгового бремени для испытывающих трудности государств.

«Напряжение будет снижено, однако этот процесс неизбежно займет долгое время. Стратегия в отношении Греции дает хорошее представление о том, каким образом будут решаться возникающие вопросы. Политики станут воздерживаться от крупных списаний, которые способны дать толчок к восстановлению доверия, предпочитая вместо этого пролонгировать сроки погашения задолженностей. Одним из оснований для этого послужит то, что большая часть долга в настоящее время лежит на государственных учреждениях, и списать их, когда убытки несут налогоплательщики, а не частные инвесторы, гораздо труднее», — пояснил экономист.

«Во-вторых, слабость банковских балансов означает, что кредиты становятся дорогими и дефицитными — в августе их число в еврозоне в целом сократилось почти на 4% по сравнению с прошлым годом, причем в наиболее пострадавших от кризиса странах этот показатель упал еще ниже. Банки по-прежнему будут испытывать нехватку оборотного капитала, и доверие к ним останется слабым из-за их неспособности оказать достаточную фискальную поддержку странам еврозоны», — добавил он.

Более того, даже если еврозона будет агрессивно пытаться уменьшить долги борющихся с экономическими сложностями государств и рекапитализировать свои банки, объем инвестиций, по мнению эксперта, вряд ли вернется на докризисный уровень, потому что капиталовложения в южных странах валютного союза были неустойчивыми.

«Для того чтобы инвестиции всей еврозоны достигли прежних объемов, они должны расти в Германии. Однако нет никаких признаков, что это произойдет в ближайшее время. Во втором квартале 2013 года уровень немецких инвестиций по-прежнему был на 5% ниже показателей пятилетней давности, при этом доля инвестиций в ВВП была меньше, чем 10 лет назад», — пишет автор статьи.

По его словам, восстановление частного потребления требует сочетания таких факторов, как снижение уровня безработицы, рост реальной заработной платы и сокращение доли сбережений домашних хозяйств.

«В свете снижения инвестиций уровень безработицы во всей еврозоне остается высоким. На фоне исключительно низкого внутреннего спроса позиции рабочих на рынке труда ослабли, и реальные доходы находятся под давлением — небольшие успехи Германии в этом направлении более чем нивелируются неудачами других стран валютного союза. Но и в ФРГ уровень частного потребления упал с 59% ВВП в 2002 году до 56% в 2012 году. В настоящее время этот показатель начал повышаться, однако темпы роста недостаточны для того, чтобы повысить его долю в ВВП. Пока режим жесткой экономии по-прежнему доминирует в политике, вряд ли стоит удивляться, что домохозяйства воздерживаются от финансовых затрат», — отметил заместитель директора лондонского Центра европейских реформ.

Он также подчеркнул, что Германия является ориентиром для всей еврозоны.

«Опыт этой страны должен обеспокоить сторонников нынешней стратегии. Немецкие политики любят утверждать, что внутренний спрос в настоящий момент способствует экономическому росту в той же мере, что и чистый экспорт. Но чистый экспорт страны, как и ранее, положительный, и это означает, что Германия становится все более зависимой от внешнего спроса. И хотя внутренний спрос повышается, это происходит довольно вялыми темпами. В отличие от ФРГ, еврозона не сможет полагаться на недооцененную валюту и чистый экспорт в целях стимулирования экономического роста», — добавил Саймон Тилфорд.

По его мнению, валютному союзу необходима политика, которая подходила бы для крупной континентальной экономики, неспособной полагаться на развитие экспорта как на один из путей достижения экономического роста.

«Во-первых, странам с большим сальдо торгового баланса не следует ужесточать фискальную политику — вместо этого они должны пытаться повысить спрос и сбалансировать свою экономику. Европейская комиссия должна быть также обеспокоена низкими темпами роста заработной платы и крупным структурным сальдо платежного баланса, как и чрезмерно быстрым ростом зарплат и торговым дефицитом», — отметил аналитик.

Между тем еврозона, на его взгляд, не должна стать «Соединенными Штатами» Европы с большим федеральным бюджетом и фискальными трансфертами, подобным тем, что уже существуют в странах ЕС. Это, по словам эксперта, было бы политически невозможно и сомнительно с экономической точки зрения.

«Валютному союзу нужна функционирующая банковская система, а долговое бремя стран еврозоны должно быть уменьшено до уровня, сопоставимого с возможностью возвращения к устойчивому экономическому росту», — подчеркнул Саймон Тилфорд.

«Конец рецессии может принести больше вреда, чем пользы, если побудит политиков настойчиво продолжать реализуемую сегодня стратегию», — резюмировал он.

Актуальное