08:22:38 Четверг, 18 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Гуманитарный кризис в Южном Судане требует немедленных действий — Бифф Боффингтон

12:58 | 22.01.2016 | Аналитика

Печать

22 января 2016. PenzaNews. Власти Южного Судана, где с декабря 2013 года не прекращается межэтнический вооруженный конфликт, должны в кратчайшие сроки заняться поиском выхода из гуманитарного кризиса при активном участии мирового сообщества. Об этом пишет обозреватель, бизнес-консультант Бифф Боффингтон (Biff Boffington) в статье «Судьба Южного Судана: внутренняя борьба за власть», опубликованной в зарубежных СМИ.

Гуманитарный кризис в Южном Судане требует немедленных действий — Бифф Боффингтон

Фото: Wikipedia.org

Он отмечает, что кровопролитные столкновения между народностью динка, к которой относится президент страны Салва Киир (Salva Kiir), и племенем нуэр — его представляет бывший вице-президент Риек Мачар (Riek Machar) — привели к острому дефициту продуктов питания и товаров первой необходимости, затронувшему более 4 млн. людей.

«Страна, недавно добившаяся независимости, вскоре может вновь погрузиться в абсолютный хаос. Соглашение между властями и повстанцами, подписанное [27 августа 2015 года] при содействии ряда африканских государств, на грани разрыва. Другие оппозиционные вооруженные группировки, которые не участвовали в мирных переговорах, продолжают набирать силу. Казалось бы, через четыре года после обретения независимости в Южном Судане должен царить оптимизм, однако вместо этого население страдает от гуманитарного кризиса невообразимых масштабов», — пишет автор статьи.

По его словам, с начала конфликта в 2013 году в результате боестолкновений десятки тысяч людей погибли, свыше 2,4 млн. — лишились дома, а более 770 тыс. человек стали беженцами.

Обозреватель также ссылается на опубликованный в октябре 2015 года отчет Африканского союза о ситуации в Южном Судане, в который вошли сведения о фактах массовых убийств, изнасилований и каннибализма, совершенных правительственными войсками и повстанцами за двухлетний период гражданской войны.

«По данным Международной кризисной группы, в стране насчитывается 24 вооруженных группировки, действующих независимо от правящей власти и оппозиции. В 2016 году новые столкновения, представляющие собой серьезную угрозу для хрупкого мира в Южном Судане, будут неизбежны», — констатирует Бифф Боффингтон.

Говоря об экономической подоплеке гуманитарного кризиса, он приводит данные Всемирного банка, согласно которым из-за вооруженного конфликта страна недополучила около 15% ВВП в 2014 году, а увеличение оборонного бюджета привело к урезанию расходов на социальную сферу и строительство жизненно важной инфраструктуры.

Аналитик указывает, что нефтедобывающая отрасль — основная статья доходов Южного Судана — за последние два года пережила серьезные потрясения: из-за гражданской войны объемы добычи «черного золота» сократились на 20% — до 265 тыс. баррелей в сутки, в то время как цена на него упала значительно ниже 50 долларов.

«В связи с этим министр финансов и экономического планирования Южного Судана Дэвид Денг Аторбеи (David Deng Athorbei) заявил об отказе от фиксированного обменного курса национальной валюты к доллару США и переходе на плавающий рыночный. Это значит, что через несколько недель или месяцев инфляция станет серьезной проблемой, которая ляжет тяжелейшим грузом на плечи населения страны», — считает бизнес-консультант.

По его мнению, вышеописанные проблемы почти исключают экономический рост в Южном Судане в обозримом будущем, в то время как очередная волна насилия, спровоцированная народным отчаянием, является лишь вопросом времени.

Кроме того, автор статьи обращает внимание на ряд специфических особенностей южносуданской политики, которые мешают разрешить межэтнический конфликт.

«[Известный эксперт по Судану] Алекс де Ваал (Alex DeWaal) пишет, что политический процесс в стране обычно сводится к непрекращающимся дебатам по незначительным вопросам. При этом откладывать и затормаживать решение сложных проблем считается нормой — настолько, что во многих случаях такая стратегическая отсрочка становится решающим элементом политической борьбы», — подчеркивает Бифф Боффингтон.

Он также отмечает, что противоречия между властью и оппозицией обострились после президентского декрета от 24 декабря 2015 года о реформе административного устройства Южного Судана, в соответствии с которым были образованы 18 штатов в добавление к 10 имеющимся.

По словам аналитика, это решение вызвало шквал критики со стороны представителей оппозиции и зарубежного сообщества, которые считают, что этот шаг грозит привести к срыву августовского мирного соглашения.

В частности, как пишет Бифф Боффингтон, новые границы были определены без должного согласования со всеми сторонами и без одобрения парламента страны, что противоречит конституции, а в ряде новых штатов и вовсе отсутствует надлежащая материальная база для работы органов самоуправления.

«Государство, население которого было изначально разобщено по культурным и этническим признакам, нуждается в усилиях по объединению. […] Подобные уловки ради переизбрания на предстоящих президентских выборах только расшатают политическую ситуацию в стране», — считает автор статьи.

Он напоминает, что мирное соглашение между властью и оппозицией стало возможным только при зарубежном участии, в том числе со стороны Эфиопии, Кении и Уганды, которые входят в Межправительственный орган по вопросам развития (МОВР).

«Когда же процесс выполнения соглашения замедлился из-за предсказуемой волокиты с обеих сторон, главы государств МОВР так и не провели запланированную встречу в ноябре 2015 года, и на сегодняшний день у них до сих пор нет согласованной стратегии», — констатирует аналитик.

Вместе с тем он подчеркивает, что усилия миссии Совбеза ООН в Южном Судане, срок действия мандата которой был продлен до июля 2016 года решением от 15 декабря, не возымели должного эффекта, поскольку не были адаптированы к политическим и социальным реалиям страны.

По мнению Биффа Боффингтона, оружие в Южном Судане по-прежнему остается единственным инструментом решения глубоко укоренившихся проблем, поэтому правительство должно как можно скорее закрепить за собой монополию на применение силы и соблюдать ранее достигнутые договоренности с оппозицией.

Кроме того, обозреватель считает, что мировое сообщество должно принять активное участие в разрешении кризиса в Южном Судане и быть готово к введению санкций против правительства на уровне Совбеза ООН и Международного уголовного суда.

«Страны МОВР, которые выступали посредниками в ходе первоначальных мирных переговоров, а также Китай, Норвегия, США, Великобритания и другие государства должны занять более твердую позицию и оказать дипломатическое давление на правительство Южного Судана», — полагает автор статьи.

Южный Судан стал независимым государством 9 июля 2011 года по итогам референдума, который прошел с 9 по 15 января в соответствии с Найвашским соглашением 2005 года между Народной армией освобождения Судана и центральным правительством страны о завершении гражданской войны.

За отделение и создание нового государства в Африке проголосовали свыше 3 млн. 700 тыс. южных суданцев, что составляет чуть менее 99% голосов при явке почти в 98%.

Последней новой страной черного континента была Эритрея, отделившаяся от Эфиопии в 1993 году.

Вместе с тем конфликт между Суданом и Южным Суданом до сих пор не исчерпан: вопрос о принадлежности спорного района Абьей, расположенного в приграничной зоне между двумя государствами, богатой нефтью, остается нерешенным. 20 июня 2011 года было подписано соглашение о создании демилитаризованной зоны и размещении на его территории миротворческого контингента под флагом ООН.

Актуальное