09:39:29 Четверг, 25 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Пензенской области необходимо увеличивать присутствие в сельскохозяйственном сегменте — Марат Фаизов

14:32 | 30.08.2011 | Интервью

Печать

30 августа 2011. PenzaNews. Заместитель председателя правительства Пензенской области Марат Фаизов ответил на вопросы корреспондента информационного агентства «PenzaNews» о ходе уборочной кампании, а также пояснил, почему в Пензе не ожидается сезонного повышения цен на овощи и в связи с чем регион не может обеспечить себя собственным хлебом.

Заместитель председателя правительства Пензенской области Марат Фаизов

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

— Марат Фаритович, как Вы оцениваете темпы уборочной кампании этого года? Каковы прогнозы на урожай озимых и яровых культур в Пензенской области?

— На сегодняшний день мы обмолотили 70% площадей, уборочная кампания проходит на площади в 580 тыс. гектаров — около 50% приходится на озимые, столько же — на яровые зерновые и зернобобовые культуры. Урожайность на сегодня составляет около 19 центнеров с гектара, намолочено около 900 тыс. тонн.

Несмотря на все потери, которые мы получаем из-за осадков, участившихся в августе, есть надежда собрать урожай зерна в объеме 1 млн.–1 млн. 100 тыс. тонн. Это те цифры, на которые в этом году можно максимально рассчитывать, так как прошлый засушливый год наложил свой отпечаток — осенью озимые пережили непростой период и зима была для них достаточно сложной.

— Планируется ли приобретение местными хозяйствами фуражного зерна в других регионах, и есть ли возможность в будущем обеспечить Пензенскую область собственным хлебом?

— Абсолютное большинство наших хозяйств — 90–95% — полностью обеспечивает себя фуражом. За пределами региона корма закупают только крупные пензенские хозяйства, занимающиеся птицеводством и свиноводством — это вынуждают делать большие объемы потребляемого комбикорма.

Если говорить о хлебе, то на нашем продовольственном рынке есть свои особенности. Надо честно признаться, что мы не можем в полной мере обеспечить себя продовольственной пшеницей — той, из которой могли бы печь свой хлеб.

У нас есть небольшое количество пшеницы третьего класса, которая используется нашими предприятиями для получения муки, а затем выпечки хлеба, но большая часть муки пензенскими переработчиками закупается в других регионах.

Дело в том, что для получения первого или второго класса зерна аграрии Пензенской области должны понести несоразмерно большие затраты. Это связано с высокой кислотностью местной почвы, наличие которой трудно объяснить. Но у нас PH почвы составляет 5,2, а должен быть — 7,4. То есть нейтральность наших почв должна быть выше, а она низкая.

Все это прямо или косвенно влияет на возможность усвоения культурными растениями элементов питания из почвы. Даже если там будет азот, калий и фосфор, растение не сможет их освоить. В ситуацию можно вмешаться, но понеся высокие затраты. Такую пшеницу фермер будет вынужденно предлагать, допустим, по 10 рублей за килограмм, а соседний регион предложит по 5 рублей.

Что мы должны делать? Мы должны продавать ту продукцию, которая присуща нашему региону, а она есть — сахарная свекла и ряд других овощных культур, в том числе второй хлеб — картофель. Кроме того, мы можем получать качественные дешевые корма для местного производства мяса и молока. Вот в этом сегменте и нужно увеличивать свое присутствие. Может быть, сначала не будет хватать мощностей для больших объемов переработки, поэтому то, что возможно, необходимо переработать и продать, а с продукцией, не подлежащей переработке, — выходить на рынок и завоевывать нового покупателя, к чему мы в настоящее время стратегически стремимся.

— Марат Фаритович, засушливое лето прошлого года показало необходимость активного развития мелиорации и внедрения в сельское хозяйство высокотехнологичных подходов. Извлекли ли пензенские сельхозтоваропроизводители соответствующие уроки из неблагоприятной ситуации?

— Все те хозяйства, где на 10–15% увеличилось производство картофеля и овощей, в этом году начали использовать полив или орошение. Многие фермеры закупили недостающую или не имеющуюся ранее поливальную и оросительную технику. Если говорить конкретно, то такие хозяйства в 2011 году появились в Пензенском, Лопатинском и Колышлейском районах.

Не секрет, что в большинстве своем наши производители были избалованы существующими осадками. Наличие влаги ранее позволяло обходиться без орошения, но овощеводы извлекли уроки из прошлого года. Например, некоторые частники начали возделывать площадки на прилегающих к водоемам территориях, где можно организовать оптимальную подачу воды. Это немаловажно, и мы их в этом поддерживаем.

— Как изменилась структура посевов на пензенских полях в этом году? В сторону каких культур смещается акцент, чем это продиктовано и как обстоит ситуация с переработкой урожая?

— В этом году в Пензенской области было посеяно практически в два раза больше гороха — засеянная площадь увеличилась с традиционных 15 тыс. до 30 тыс. гектаров. Также больше на пензенских полях стало проса, чечевицы, рапса, на 10 тыс. гектаров увеличилась площадь под сахарной свеклой — с 50 до 61 тыс. Почти на 40 тыс. гектаров было засеяно больше подсолнечника. Все это так называемые рыночные культуры — высоко экономические для наших аграриев.

Если говорить о переработке и имеющихся в регионе мощностях, то, например, кроме основного завода по производству растительных масел, на территории Пензенской области есть достаточно небольших цехов по переработке подсолнечника. Конечно, ряд хозяйств, не имеющих возможности производить масло, будет продавать подсолнечник как «валютную» культуру.

Что касается гороха, то рацион, прежде всего, птицефабрик включает в себя высокобелковые культуры, которым он и является, поэтому горох у нас в регионе очень востребован. Также у нас есть цеха по переработке проса, и, я думаю, мы сможем оказать собственникам помощь в их пуске, чтобы максимально использовать наличие тех мощностей, которые есть в области.

— В этом году сельское хозяйство нашего региона столкнулось с несвойственной проблемой — несколько тысяч гектаров было подвержено нашествию саранчи. Известно, что ликвидация насекомых обошлась областному бюджету в 15 млн. рублей. Какие шаги предприняты, чтобы этого не допустить, и понесут ли ответственность хозяйства, на необрабатываемых полях которых саранча была обнаружена?

— Если говорить в целом о земле и о ее экономически эффективном использовании, то в текущем году в Пензенской области начата серьезная работа в этой сфере. По поручению губернатора Василия Бочкарева создана межведомственная группа, которая отработала 22 района, 16 из них отработаны по два и три раза — мы возвращались туда, где были вынесены те или иные решения, чтобы убедиться, что тот или иной район сделал выводы из наших диалогов и учел озвученные в свое время замечания.

При визите в муниципальные образования мы, в первую очередь, проверяем взаимодействие муниципальных служб с представителями федеральных структур — Росреестра и Россельхознадзора, и контролируем создание объединенного банка данных по неэффективным собственникам с тем, чтобы там, где это будет необходимо, район мог обратиться в суд.

Безусловно, хозяйства, допустившие наличие саранчи и понесшие определенные потери, попадают под профилактическую работу. Ведь нападению насекомых подверглась большая часть залежных, необрабатываемых земель. Саранча обладает достаточно высоким интеллектом и чувством самосохранения, избирая такие участки, где человек ее не тревожит и не наносит ей урон своими действиями. Естественно, работая через ту комиссию, о которой я сказал, мы дотягиваемся до собственников, которые эту саранчу разводили, и, объединившись с федеральными структурами, выносим решение о дальнейшей ответственности собственника.

Стоит отметить, что в отличие от соседних регионов, в Пензенской области каждый участок, на котором была обнаружена саранча, обрабатывался, и в 99% случаев мы добивались полной гибели насекомых.

Кроме того, не меньший урон в этом году пензенским посевам нанес луговой мотылек, также поражающий растения, однако его присутствие напрямую связано с комфортными для вредителя погодными условиями — высокими температурами, в результате чего у насекомых происходило многократное размножение, и оптимальной влажностью, которую обеспечили многочисленные осадки этого лета.

Именно в связи с этим в текущем году мы сумели оценить хороший уровень работы Россельхозцентра, специалисты которого вовремя прогнозируют, отслеживают и предупреждают массовое размножение вредителей.

— Марат Фаритович, губернатор Василий Бочкарев постоянно призывает местных товаропроизводителей активнее заниматься выращиванием овощей и, в частности, картофеля. Много ли в настоящее время на территории Пензенской области крупных организованных хозяйств, занимающихся овощами? И главное — ждать ли в этом году сезонного повышения цен на продукты питания?

— В этом году у нас складывается неплохой урожай картофеля — порядка 150–160 центнеров с гектара, таким образом, мы полностью закрываем свою потребность во втором хлебе. Даже можно смело говорить о том, что порядка 200–250 тыс. тонн мы сможем продать.

Ситуация с организованными хозяйствами, занимающимися производством овощей, также улучшается. Их стало больше почти на 15%. Хотя урожайность здесь чуть ниже, чем по картофелю, — 135–140 центнеров с гектара — мы также не сомневаемся, что закроем потребность жителей Пензенской области в огурцах, томатах, луке, капусте и столовой свекле, которые будут даже на 2–5 рублей дешевле, чем прошлой осенью.

Пик продаж традиционно начнется с 1 сентября, когда стартует сезон заготовки, и, согласно нашим прогнозам, чем ближе к старту, тем ниже цена. Например, если совсем недавно картофель стоил порядка 18–20 рублей за килограмм, то прошедшая ярмарка выходного дня показала стоимость 12–13 рублей, а ряд хозяйств Бессоновского района предлагал картофель и по 11 рублей за килограмм.

— Пользуются ли популярностью ярмарки выходного дня среди населения, а главное — в достаточном ли объеме реализуется на них сельскохозяйственная продукция и действительно ли она значительно дешевле, чем предлагаемая в магазинах?

— Хозяйств много, особенно широко представлены малые формы, частные подворья, кооперативы, фермеры, львиная доля которых участвует в ярмарках с овощной и крупяной продукцией.

Стоит отметить и недостаток — это касается оформления торговых мест: отсутствие ценников и информации о том или ином районе. Мы работает над этим каждые выходные, так как многие покупатели предпочитают, допустим, земетчинскую продукцию или лук из Наровчата или Бессоновки, а когда есть вывеска, человек не сомневается в качестве предлагаемого товара.

Хочется сказать, что сейчас нас очень выручает ярмарочная площадка в Ухтинке, которая открылась совсем недавно и перехватывает покупателей из пригородной зоны. То есть те, кто раньше приезжали на ярмарку на улице Суворова, сейчас могут пополнить свои запасы в Ухтинке, где и цена на 1,5–2 рубля дешевле, чем в Пензе. В целом же, согласно мониторингу, продукция, реализуемая на ярмарках выходного дня, на 10–15% ниже магазинной.

— Спасибо за интересные ответы на наши вопросы!

Актуальное