00:57:52 Пятница, 26 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Сельское хозяйство Пензенской области нуждается в лидерах-патриотах — Иван Фирюлин

17:52 | 01.07.2013 | Интервью

Печать

Пенза, 1 июля 2013. PenzaNews. В сельском хозяйстве Пензенской области не хватает лидеров-патриотов. Такое мнение в интервью ИА «PenzaNews» высказал заместитель председателя правительства – министр сельского хозяйства Пензенской области Иван Фирюлин. Собеседник агентства также обозначил основные направления развития различных отраслей агропромышленного комплекса региона и поделился своими взглядами на работу на земле в целом.

Сельское хозяйство Пензенской области нуждается в лидерах-патриотах — Иван Фирюлин

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

— Иван Иванович, предлагаю начать разговор с подведения итогов всероссийского семинара по развитию рыбоводства, который прошел в Пензенской области. Среди 14 регионов Поволжья Пенза занимает третье место по объему производства рыбы на искусственно созданных водоемах. Благодаря чему, на Ваш взгляд, область сумела достичь такого показателя, и в то же время, почему мы не на первом месте? Каковы факторы, сдерживающие развитие данной отрасли в регионе?

— Так сложилось традиционно. Если взять Саратов, то сама территория, наличие рек там способствуют развитию рыбоводства, на Волге всегда этим занимались, поэтому и лидируют в настоящее время. А если говорить о нашем мощном Сурском водохранилище, то четыре зоны для рыбоводства здесь были выделены совсем недавно.

Вопрос о необходимости увеличения в Пензенской области объема производства рыбы в искусственных водоемах с целью доведения его до норм потребления был поднят губернатором Василием Бочкаревым, который говорил, что есть овраги, есть масса уже действующих прудов, а мы ничего не делаем. И я благодарен как бизнесу, так и власти, которой удалось если не убрать совсем, то сгладить противоречия, существующие в законодательстве. Конечно, есть службы, которые контролируют лов рыбы, и мы все должны понимать, что нельзя этого делать, к примеру, во время нереста, и этот механизм отработан. У нас же люди привыкли к тому, что можно все, и порой лов оказывается не только спортивным, но просто граничит с варварством. К счастью, этот этап нам удалось пройти, в том числе благодаря малым формам хозяйствования, которые пришли в этот бизнес. Сейчас начинается новый этап развития, и возникает вопрос с передержкой свежей рыбы, которая должна быть на столе постоянно, а не только осенью.

— В ходе церемонии открытия семинара губернатор Василий Бочкарев как раз одной из главных задач, стоящих перед отраслью рыбоводства, назвал не только увеличение объемов производства рыбы, но и доведение продукции до конкретного потребителя. Почему многие производители рыбы предпочитают заниматься лишь ее разведением, но не уделяют должного внимания переработке, упаковке, работе с розничными торговыми сетями?

— Переработка — узкое место, однако к этому бизнес сегодня уже готов. Самое главное, на мой взгляд, то, что не приходится заставлять людей, и они хотят не просто работать, а работать вместе. И меня подкупает у наших рыбоводов именно это — осознание необходимости объединения, которое присутствует в этой отрасли, в отличие от производителей других видов сельскохозяйственной продукции. Мне эта позиция нравится.

Действительно, если само производство рыбы является очень скрупулезным занятием, то еще более сложными задачами оказываются хранение, переработка и доставка продукта в торговые сети. У наших производителей партии обычно очень небольшие, поэтому в ходе семинара мы приводили всем в пример работу предпринимателя Олега Тоцкого, который имеет собственную торговую сеть, место для хранения охлажденной рыбы, цех переработки и так далее. В Пензенской области в будущем необходимо организовать систему переработки не только местной, но и привозной рыбы.

— Насколько мне известно, в ближайшее время в Пензенской области будет разработана и принята программа по развитию рыбоводства с учетом отечественных и белорусских наработок. А, кроме того, будут выделены средства на строительство к водоемам дорог. Какие меры и виды поддержки, по Вашему мнению, необходимо предусмотреть в документе? И есть ли уже карта или приблизительный маршрут прокладки новых дорог?

— В данную отрасль необходимо вкладывать очень много средств. В программе поддержки, рассчитанной на три года, средства предусмотрены, но мы можем направлять их выборочно, поэтому на начальном этапе определили приоритетными сферы передержки и переработки рыбы. Поддержка будет предусмотрена в качестве субсидирования части затрат предприятий на конкурсной основе.

Конечно, рыбоводам хотелось бы, чтобы выделялись средства на комбикорм, закупку малька и так далее, но нами заложен тот объем финансов, который и мотивирует бизнес больше вкладывать, и стимулирует его развитие.

Кроме того, нельзя умалять значение и не учитывать организационной поддержки власти. Плюс мы оказываем помощь рыбоводам во всех спорных вопросах, связанных с федеральными структурами.

Что касается дорог, то средства на них будут поступать из дорожного фонда, и это другая статья бюджета, однако я благодарен Василию Кузьмичу [Бочкареву] за понимание необходимости наличия пути постоянной доставки продукции до потребителя, формирования системы поставок. И здесь губернатор смотрит в наше будущее.

Говоря о конкретных маршрутах, мы все знаем, где пруды расположены, будем принимать от бизнеса заявки и, в первую очередь, конечно, строить дороги к крупным предприятиям, уже имеющим опыт сбыта и работы с торговыми сетями.

— Иван Иванович, совсем недавно губернатор дал Вам поручение сформировать группы для инспектирования работы животноводческих ферм на предмет сохранения поголовья. Насколько известно, такие группы уже приступили к работе. Кто вошел в их состав, и каковы первые результаты проверок?

— Данные группы начали работу 5 мая, и в настоящее время завершено инспектирование всех животноводческих ферм. Причем стоит отметить, что мы смотрели ситуацию в животноводстве в целом, и сейчас на местах проходят межрайонные совещания, для участия в которых приглашаются представители различных районов.

Для инспектирования каждой фермы мы привлекли ветеранов отрасли, представителей сельскохозяйственной академии и ветеринарной службы, специалистов отдела животноводства нашего министерства, и я сам как министр проехал половину районов. После объезда нами был составлен план мероприятий для каждого предприятия, в котором серьезное внимание обращается на изменение технологии воспроизводства стада, выращивание молодняка, его содержание, технологию производства молока и другие текущие вопросы. В то же время, в связи с реализацией на территории региона государственных программ по развитию мясного и молочного скотоводства мы просим бизнес составить собственный план модернизации имеющейся животноводческой фермы.

Хотелось бы отметить, что в 49% ферм мы сегодня имеем надои ниже 3 тыс. литров, хотя голштино-фризская порода при нормальном содержании и кормлении должна давать не менее 4,5 тыс. литров. Дело в том, что отношение специалистов к современным технологиям животноводства находится на низком уровне. Например, в Белоруссии люди понимают, что растениеводство не может быть главенствующим направлением сельского хозяйства, поскольку это вопрос продовольственной безопасности страны. Тем более что и федеральным, и областным бюджетами сейчас предусмотрена очень серьезная поддержка животноводства.

Наша задача как власти — убедить бизнес перестать жить прежними технологиями и начать применять современные, абсолютно несложные технологии для воспроизводства молодняка. И еще одна важная задача — беречь кадры на селе. Это ведь определенная стабильность и сохранение уклада жизни крестьян. Если ферма плохо работает, она не может обеспечить людей достойной заработной платой.

Вообще, мне кажется, мысль о том, что тот, кто не любит животноводство, тот не любит Пензенскую область, совершенно правильная. Хотя, конечно, очень тяжело вернуть прежний патриотизм. Сегодня всеми движет коммерческий интерес. Но в человеке это чувство подспудно все равно присутствует, его надо просто разбудить.

— В ходе визита министра сельского хозяйства России Николая Федорова в Пензенскую область Вы представили главе ведомства проект по откорму бычков молочных пород, запланированный к реализации в 2015 году. Кто возьмется за это? Уже найден инвестор? И как именно государство, на Ваш взгляд, может поддержать создание таких откормочных предприятий вокруг существующих молочных комплексов?

— Этим будет заниматься компания «Дамате». Сейчас она осуществляет очень серьезные вложения в производство мяса индейки в Нижнеломовском районе, которое к 2015 году выйдет на мощность в 60 тыс. тонн.

Новый проект подразумевает использование бычков от дойного стада «Русской молочной компании», а в Нижнеломовском районе на базе введенного завода по переработке мяса индейки намечено открыть завод еще и по переработке мяса КРС. Об этом шла речь в ходе визита в Пензу председателя правления ОАО «Россельхозбанк» Дмитрия Патрушева, и проект получил поддержку как кредитного учреждения, так и губернатора Василия Бочкарева.

Если говорить в целом о поддержке откормочных предприятий, то Пензенская область сейчас вошла в федеральную целевую программу по мясному скотоводству, хотя объем финансирования пока не определен. Но, к примеру, в аналогичной региональной программе предусмотрены такие направления, как коренное улучшение сенокосов и пастбищ, капитальное строительство с возмещением части затрат из федерального и регионального бюджетов, реконструкция существующих комплексов, закупка оборудования, техники для кормопроизводства, племенного скота. То есть речь идет о серьезных преференциях из бюджетов обоих уровней.

Не будем скрывать, что в Пензенской области развитие мясного скотоводства отстает. Мы, например, хорошо движемся по птице, сейчас осваиваем производство индейки, и если компании «Дамате» удастся реализовать задуманное, это станет серьезным вкладом в развитие производства мяса КРС.

— Говоря и о мясном, и о молочном скотоводстве, одним из первых сопутствующих вопросов является проблема заготовки кормов. Как на сегодняшний день обстоит дело с заготовкой в Пензенской области? И каковы Ваши прогнозы на урожай в этом году в целом?

— Темпы уборки кормовых культур усилились, и погода этому благоприятствует. Сейчас заготовлено порядка 8 центнеров кормовых единиц на одну условную голову. Многолетних трав осталось убрать 18%, темп набран, затем пойдут однолетние травы. Основная масса кормов будет заготавливаться осенью — это кукуруза и другие силосные культуры. Однако уже сейчас можно заявить о том, что с учетом опыта прошлых лет наше животноводство будет обеспечено кормами.

Хотя мы могли бы завершить заготовку кормов уже в третьей декаде мая. То, что убирается сегодня, не представляет собой качественного энергетического корма, это сухое вещество, и продукция с этого корма будет соответствующей. Конечно, мы сейчас настраиваем руководителей менять отношение к делу, и, кстати говоря, тот, кто занимается молоком всерьез, завершил уборку кормов до 10 июня, та же «Русская молочная компания», и это правильный подход к кормопроизводству и животноводству.

Ситуация в целом по культурам сейчас в Пензенской области является удовлетворительной. Если организация уборочной кампании пройдет должным образом, мы выполним поставленные задачи и получим 1 млн. 200 тыс. тонн зерна, сахарной свеклы — более 2 млн., подсолнечника — 245 тыс. тонн. Но все зависит от самого человека, который должен грамотно распорядиться своим трудом и тем, что он смог вырастить.

— По данным пресс-службы Минсельхоза, в ходе посевной кампании картофель в Пензенской области был высажен на 99% выделенных территорий, овощи — на 96%. А можно уточнить — сколько в личных подсобных хозяйствах, а сколько в организованных? Вообще у жителей Пензенской области есть шанс увидеть на прилавках крупных магазинов местный картофель? Тем более что глава региона поставил четкую задачу — сделать Пензенскую область лидером по производству картофеля.

— Большая часть картофеля посажена в личных подсобных хозяйствах, доля организованных хозяйств в этой отрасли — от 15 до 20%. Мы понимаем, что сдерживающим фактором здесь становится отсутствие хранилища, логистика так же является узким местом.

Сегодня на предприятиях должны быть пункты для хранения картофеля, и нам необходимо создавать межрайонные логистические центры, чтобы не развозить картофель по торговым точкам с каждого предприятия семь дней в неделю, а делать это один раз в неделю организованно и в больших объемах. И в 2014 году областной бюджет готов вложить средства для решения озвученных задач.

— В настоящее время в Астраханской области продолжается нашествие саранчи, и эта проблема неразрывно связана с вопросом неэффективности использования земель сельхозназначения, где эти насекомые размножаются. Как, на Ваш взгляд, необходимо усовершенствовать законодательство, чтобы устранить проблемы при изъятии у собственников необрабатываемых земель?

— В Пензенской области на данный момент неэффективно используется 460 тыс. га пашни, и более половины этой площади составляет паевая земля. Мы поставили перед сельскими образованиями задачу по определению собственников, но есть и проблема межевания — в ряде случаев владелец просто не знает, где именно находится его участок. Несмотря на то, что механизм муниципального контроля работает слабо, я думаю, что за 2013 год и первое полугодие 2014 года мы найдем каждого собственника и его землю и будем помогать в передаче пашни в аренду.

Причем сегодня есть арендаторы, которые заключают договора на землю, к примеру, на 11 месяцев. В растениеводстве такого быть не может — сегодня на земле один хозяин, завтра — другой, послезавтра — третий. Аренда должна быть долговременной.

Например, в Городищенском районе народ предприимчивый. Люди, наоборот, просят землю, которой у них уже нет. А у других сегодня некому обрабатывать из-за того, что не хочет человек работать. При этом если раньше рынок бобовых, рапса, рыжика был абсолютно мертв, то сегодня Европа готова купить этот товар, поэтому мы должны сделать все, чтобы ввести заброшенные пашни в оборот.

Конечно, правовой механизм по изъятию очень сложный. Есть практика судебных решений по таким делам. Кроме того, можно пятикратно увеличить налог для владельцев необрабатываемых угодий, и налоговая мотивация будет подталкивать — или передавай землю или занимайся ею сам. Однако допустим, человек является владельцем, но не работает на земле, прошли все процедуры, необходимые для обращения с иском в суд, а он берет и переоформляет участок на другую организацию. И та же повторная процедура занимает еще три года. Действовать так он может долго, и ему никто не вправе запретить это делать. Наше законодательство хорошо работает в части защиты прав собственника, что породило отношение к земле как к сберегательному банку, она стала капиталом и постоянно растет в цене. Но это неправильно. Земля, в первую очередь, должна давать урожай.

— Иван Иванович, Вы работаете в должности министра сельского хозяйства в течение почти полутора лет. Ранее, как известно, возглавляли СПК «Петровский» и имеете большой опыт непосредственной работы в отрасли. Как изменился Ваш взгляд на процессы, происходящие в сельском хозяйстве, когда Вы оказались в кресле чиновника?

— У власти есть два рычага — стимулирование развития производства и обеспечение продовольственной безопасности путем финансовых поддержек из бюджета, а также организационный момент: личные встречи, беседы, обучение предпринимателей. И результаты этой работы становятся видны не через год, а, как минимум, через три года. Однако стоит отметить, что в 2013 году пензенский бизнес привлек кредитов под оборотные средства в 1,8 раза больше уровня прошлого года, по зерновым культурам люди стали работать с полным комплексом защиты, с использованием минеральных удобрений, чего раньше не было.

Однако сейчас я могу сказать, что у большинства руководителей сельскохозяйственных предприятий нет понимания ситуации, у нас нет хороших управленцев. Может быть, мы слабо готовим кадры, так как в животноводстве сильно хромает технологическая дисциплина.

Отсюда все наши проблемы — и финансовые, и низкая производительность труда, и недостаточный уровень заработной платы, и низкая рентабельность. Мы жалуемся, что власть нам не помогает, хотя сами на местах ничего не делаем.

Я всегда привожу в пример Беларусь — у них тоже есть проблемы, но они в свое время сумели не потерять управляемость различными секторами сельского хозяйства, и народ там говорит своему президенту «спасибо» за то, что он не допустил уничтожения производства, которое сейчас активно модернизируется с целью соответствия запросам рынка.

У нас же сегодня появился вид поддержки на каждый литр производимого молока, а большинство хозяйств даже не предоставляют нам расчеты, или у них отсутствуют показатели по белку, жиру, сорту и другие показатели по техническому регламенту. Не все готовы работать в серьезных условиях конкуренции.

— Каким главным качеством, на Ваш взгляд, должен обладать руководитель сельхозпредприятия и вообще человек, решивший всерьез заняться сельским хозяйством? С каким девизом Вы лично идете по жизни?

— Как в песне поется: «Есть только миг — за него и держись!», хотя я не пессимист. Мне пришлось начинать свою трудовую деятельность в жестких условиях — с 1973 по 1978 годы и завершать, так как до пенсии остается чуть-чуть, тоже под прессингом непростых требований, которые перед нами ставит государство и губернатор. И самое трудное — донести до людей мысль, что работать необходимо в команде.

Для руководителя сельскохозяйственного предприятия, помимо того, что он должен уметь понимать людей и ставить четкую задачу перед специалистами, главное — все-таки быть хорошим экономистом. Если ты производишь продукцию, то знаешь ее себестоимость, знаешь ценовую политику на рынке, просчитываешь доходы и расходы, естественно платишь налоги и зарплату. Люди должны идти за лидером и тогда все получится.

— Спасибо за интересную беседу!

Актуальное