Некоторые культурные итоги 2015 года в Пензе
Печать
24 декабря 2015. PenzaNews. Предыдущий 2014 год, как уже мало кто помнит, был объявлен в России Годом культуры. Вот так всеобъемлюще. Последующие годы решили пройтись по разделам. Так 2016 год объявили Годом кинематографа. А уходящий 2015 год был Годом литературы. Поэтому, подводя итоги культурного года в Пензе, мы прежде всего хотим обратить внимание на итоги именно Года литературы.
Фотография © PenzaNews Купить фотографию
«Поворот к книге»
Во всей России Год литературы стартовал, как и положено, 1 января, а вот в Пензе почему-то 4 февраля. Именно в этот день губернатор Пензенской области Василий Бочкарев, как сообщили местные СМИ, «прибыл в главное книгохранилище Пензы, чтобы открыть Год литературы». В своей речи губернатор в числе прочего заявил: «Я хотел бы пожелать нам всем вернуться к книге».
Завершается Год литературы в Пензе известием о закрытии библиотеки на улице Попова. Ну, то есть не совсем закрытие, а ее перенос с высот Западной поляны в низины Терновки. Съезд библиотек с центральных гор в низинные окраины — это пензенский тренд, если вспомнить перенос основных фондов главной областной библиотеки в Дальнее Арбеково на радость главным пользователям — студентам. А если верить публикациям в газете «Улица Московская» и статьям сотрудников Высшей школы экономики, Западная поляна заселена исключительно людьми высоких культур и образований, так что библиотека им уже и не нужна — они и так все прочитали. А вот жителям Терновки, погрязшим во тьме невежества, она очень даже пригодится. Может, это и резонно. По нашему же скромному мнению, в Год литературы можно было бы больше внимания уделить открытию в библиотеках пунктов доступа к электронным ресурсам и работам по оцифровке фондов.
Книгоиздание
Кстати, в лермонтовской библиотеке работа по оцифровке идет. Открывается доступ к книгам и материалам по краеведению. А вот книга «Декабристы-пензяки» ученого секретаря Дмитрия Мурашова, так фактически была издана именно в электронном формате на сайте библиотеки. А вот в бумажном было отпечатано лишь несколько презентационных экземпляров. А жаль — данная книга, о которой мы подробно писали в позапрошлом номере НСГ, — безусловно, главное литературное событие года в Пензе. А, кроме того, и заметное событие в стране вообще, где новых изданий об истории восстания декабристов в год его 190-летия было на удивление мало.
Как на удивление мало в Год литературы было книгоиздательских новинок в Пензе. Безусловно, необходимо выделить новые тома «мемуарной серии» пензенского краеведа Игоря Шишкина. Два тома, вышедшие в этом году, посвящены запискам о Пензе конца XIX – начала XX веков. Отлично изданные и довольно дорогие по пензенским меркам книги — отзвук юбилейной программы.
70-летие Победы было отмечено изданием книги Валерия Мельника «Три войны генерала Глазунова», посвященной первому командующему воздушно-десантными войсками в годы Великой Отечественной войны, уроженцу Колышлейского района Василию Глазунову.
Благодаря поддержке общества краеведов мордовской автономии был издан наконец-таки капитальный труд доктора исторических наук, профессора ПГУ Владимира Первушкина «Средневековая культура мордвы». Издан красиво, с богатым иллюстративным материалом.
Вот и все.
Наши памятники
Отходя от непосредственной тематики «Года литературы», следует отметить открытие памятников и мемориальных досок деятелям культуры. Самым главным и шумным стоит считать бюст Сталина, который отныне стоит на улице Кирова, лицом к улице Кураева. Собственно, это было даже не открытие, а перенос вместе с резиденцией обкома КПРФ. Но до этого он стоял в райковских закоулках на улице Дарвина и в глаза не бросался. А теперь — вот вам, в центре города! Кто-то даже высчитал, на сколько метров по рельефу он теперь выше памятника жертвам репрессий на улице Московской (на Райках, впрочем, он гораздо выше был). Шуму подняли предостаточно — отметились и в российских, и в зарубежных СМИ. Но поскольку фактически бюст расположен на территории частного владения, сделать власти с этим ничего не могут. Причем здесь культура? Ну, так главный труд отца народов посвящен-таки вопросам языкознания!
Гораздо меньше шума вызвало открытие на станции Пенза-III скромного памятника чешским легионерам, погибшим в боях с защитниками Пензы в 1918 году в ходе так называемого «белочешского мятежа». Если бы местные власти не решили проводить церемонию открытия с участием чешской правительственной делегации почему-то тайно, то шума бы не было вообще. А так — получили протесты молодежных левых активистов, негативный резонанс аж в Европе.
Протесты, уже независимо от политических пристрастий, вызвала и установка фигуры школьницы напротив магазина «Малыш». Она, напомним, была изготовлена и установлена за счет фирмы, производящей школьную форму, о чем на «постаменте» и было честно указано. Большинство горожан сочли ее уродливой и не соответствующей сложившемуся облику центральной пешеходной улицы города. Городские власти вроде бы вняли и с наступлением зимы убрали фигуру и спрятали ее во внутреннем дворе городской администрации. Однако ходят слухи, что весной ее опять вернут.
В этом году в Пензе появились памятные доски в честь писателя Анатолия Мариенгофа и музыканта Алексея Турищева, автора музыки песни-марша «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».
Символично было появление у здания областной библиотеки в Арбеково арт-объекта — открытой книги со знаменитым стихотворением «Парус» Михаила Лермонтова. Этакий мемориал книге в Год литературы.
Утраты
Пенза в 2015 году лишилась сразу двух виднейших деятелей культуры. На 69-м году жизни скончался музыкант и педагог Виктор Чех — символ пензенского джаза, воспитавший множество замечательных исполнителей, выступающих ныне по всему миру.
Ушел из жизни и бессменный директор пензенской картинной галереи Валерий Сазонов.
Приходы и уходы
На смену возглавлявшему картинную галерею 43 года Валерию Сазонову пришел десятилетиями занимавший место заместителя начальника управления культуры Кирилл Застрожный. Если Валерий Сазонов возглавил галерею в 27 лет, то Застрожный — в 63. Однако, как и его предшественник, он большое внимание уделил пополнению фондов музея. Если Сазонов за время своего директорства собрал большую коллекцию русского авангарда первой половины ХХ века, то Застрожный начал с того, что самолично слепил во дворе галереи снеговика, ради освещения такого события пригласив телевидение.
От должности начальника управления культуры области был освобожден Евгений Шилов. Практически подстрелен на взлете. Человек только-только стал переходить в «бронзовую» начальническую форму, начав говорить о себе в третьем лице: «Тут некоторые говорят, что Шилов джаз не любит. Нет. Просто Шилов любит хорошо сыгранную музыку». Пожелаем ему обрести новое высокое место, соответствующее столь ярко раскрывшимся способностям.
Год кинематографа
Будущий год объявлен в России Годом кинематографа. Но в Пензе знаменательное кинематографическое событие произошло уже в этом году — предпремьерный показ фильма «Память осени» Андрея Соколова. Сюжет фильма — переживания семьи скончавшегося чиновника по поводу вынужденного оставления государственной дачи. Снимал режиссер фильм в Пензе, в заповедном «Октябрьском саду», где расположены уютные домики пензенской политической элиты, во избежание ситуаций фильма находящиеся в частной собственности.
Следующий 2016 год не предвещает Пензе каких-либо громких культурных событий. И главная надежда, как всегда, на энтузиастов, благодаря которым в Пензе который год проходят «Jazz May», фестиваль народных умельцев «Канитель», книжная ярмарка. Дай им Бог здоровья и удачи!
О сохранении памятников
Говоря об итогах культурного года в Пензе, нельзя не упомянуть о состоянии памятников архитектуры, которое по сию пору остается в большей части плачевным.
Однако в этом году накануне майских праздников местные власти сочинили акцию «Сохраним памятники истории и культуры». Состояла она в том, что работники учреждений культуры города вышли с тряпками-ведрами и отмывали пензенские памятники, благоустраивая при этом прилежащую территорию.
Специально к этой акции сообщили, что на территории города насчитывается 168 объектов культурного наследия (14 — федерального значения, 152 — регионального, 2 — местного): 17 памятников, 27 могил заслуженных деятелей и выдающихся людей, 122 здания, жилых дома, сооружения и 2 достопримечательных места. Еще 71 объект не имеет статуса памятника.
Нельзя сказать, что в минувшем году ограничивались только сгоном культработников на помывку памятников. Начался ремонт двух исторических зданий: дома №13 на улице Лермонтова и №4 на улице Бакунина. Эти объекты — многоквартирные дома, которые также относятся к памятникам культурного наследия регионального значения. А также работы по реставрации зданий на улице Белинского — бывшей линии присутственных мест. В то же время не находится средств даже на должную консервацию памятника архитектуры на улице Калинина, 2, который недавно подожгли бомжи. Разрушается «Дом Панчулидзева» на улице Красной, находящийся на балансе МВД. Была надежда, что данный вопрос обсудят с министром, который должен был приехать на открытие памятника своему древнему предшественнику Дурново в селе Трескино, но министр не приехал. Минувший год ознаменовался инициативой «Посад» — это проект преобразования городского квартала (улица Ключевского) в музей деревянного зодчества под открытым небом. Охранная зона на Ключевского — единственная в Пензе, где памятником объявлено не отдельное здание, а целый архитектурный ансамбль из деревянных домов. Она должна стать отправной точкой для будущего туристического онлайн-маршрута по старой Пензе.
По реальным образцам резных наличников Пензы, сохраненных коллекционерами, планируется восстанавливать декор реальных домов. Восстановление одного фасада будет выходить порядка 20 тыс. рублей. Это недорого. Но все равно требует спонсора. И, разумеется, поддержки от власти. Прежний мэр Пензы Юрий Кривов живо интересовался инициативой архитекторов-энтузиастов. Но на сегодняшний день проект находится в подвешенном состоянии. Будет очень жаль, если он останется нереализованным.
Короче, в 2016 году есть чем заняться.
Максим Денисов
«Новая социальная газета, №47 (192), 24 декабря 2015 года