16:40:14 Пятница, 19 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Переписывание истории «под себя» присуще молодым государствам — Геннадий Белорыбкин

12:54 | 22.10.2010 | Общество

Печать

Пенза, 22 октября 2010. PenzaNews. Ректор Пензенского института развития образования, известный историк Геннадий Белорыбкин прокомментировал ИА «PenzaNews» ситуацию с искажением исторических фактов в школьных учебниках, периодически возникающую в странах постсоветсткого пространства. По мнению ученого, проблема необъективного подхода к истории до конца не решена, в том числе и в России.

Геннадий Николаевич! В средствах массовой информации все чаще освещаются факты попыток переписывания школьных учебников по истории, изданных министерствами образования различных стран СНГ. Если взять в качестве примера Среднюю Азию, некоторые казахские историки пытаются представить Российскую империю и СССР агрессором и оккупантом в глазах нынешних школьников, хотя процесс интеграции того же Казахстана в состав нашей страны был сложным и далеко неоднозначным. Что, на ваш взгляд, заставляет ученых и политиков в определенный период времени «переосмыслить» историю своего народа и попытаться навязать искаженные факты подрастающему поколению?

— Любое государство должно формировать национальное самосознание и собственную историю. После распада Советского Союза ни одной стране не хочется признавать заслуги другой. Каждой предпочтительно иметь свою могучую историю и своих богатырей, сражавшихся за Родину. Вот тут историки и начинают брать конкретные факты для переосмысления, заменяя слова «друзья» и «братья» на «оккупанты». Грубо говоря, плотины, которых в Казахстане много, строили не русские, а казахи, пригласив для этого соседей. Один и тот же факт, но интерпретация разная. Это нормальное, закономерное явление. Любое молодое государство всегда переписывает историю «под себя».

Большие политики стремятся приукрасить историю и сделать ее более яркой, чтобы ребенок с детства впитывал ощущение величия собственной страны и гордился своими героями. Другое дело, когда историк теряет чувство меры и начинаются перекосы.

— Может, здесь как раз и кроется главная опасность? Со временем у молодого поколения бывших союзных республик может сформироваться совершенно иной менталитет, воспринимающий ближайших соседей в качестве исторического врага. Способно ли это, по вашему мнению, привести к ухудшению межгосударственных отношений?

— Ничего не произойдет, пока есть такие вещи, как политика и экономика. Сейчас между странами СНГ налажены тесные экономические связи, и до тех пор, пока они сохраняются и обе стороны взаимоотношений стабильно развиваются, будут и совместные конференции, и дискуссии, способные привести любую ситуацию в нормальное русло.

Если же внутри одной из стран что-то пойдет не так, то сразу потребуется образ врага, что и произошло, например, в Грузии. Ни одна национальная элита никогда не признается, что она не умеет управлять своей страной, и обязательно создаст образ внешнего неприятеля.

— А по каким учебникам истории учатся российские дети? Встречались ли вам издания, одобренные министерством образования и в то же время искажающие исторические факты, в Пензенской области?

— Недавно в Казани я приобрел книгу, в которой говорится о том, что татарский народ до сих пор борется за свою независимость, а русские представляются оккупантами. У нас в регионе резко искажающих исторические факты книг я не встречал, тем более, рекомендованных министерством образования. Возможно, что-то и завозится на книжный рынок, но осуществлять за этим контроль в свободном обществе не представляется возможным.

При этом стоит отметить, что даже рекомендованные министерством образования пособия, также вызывают споры среди ученых. Не будем далеко ходить за примерами и возьмем учебник по новой отечественной истории. На его страницах, рассказывая про Советский Союз, умудрились ни разу не упомянуть о КПСС. Иными словами, этот хребет, который держал весь СССР, как-то сразу раз — и пропал. Таким образом, даже наши учебники зависят от политики государства. В начале 90-х годов всю история вымазали сплошь черной краской. А сейчас, оказывается, мы не такие уж и плохие, есть и приятные вещи в истории нашей страны, которыми нужно гордиться. Но это опять же неспроста. Сейчас Россия на подъеме, а страна, которая хочет подниматься, не может жить на отрицательных примерах — ей нужны положительные.

— Спасибо, Геннадий Николаевич за краткую, но интересную беседу.

Белорыбкин Геннадий Николаевич родился в 1962 году.

Окончил с красным дипломом Казанский государственный университет, аспирантуру при Институте языка, литературы и истории Киевского филиала АН СССР.

С 1996 года работал в ПГПУ им. В.Г. Белинского, в 1998 году был назначен заведующим кафедрой истории древнего мира, средних веков и археологии.

С 2005 года руководит аспирантурой по специальности «археология».

Доктор исторических наук, профессор, ведущий археолог Поволжья и страны, внесший заметный вклад в изучение средневековой истории мордовского народа.

Автор более 150 научных работ, в том числе 2 монографий по археологии и истории.

Имеет множество наград, среди которых почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2007 г.), почетная грамота губернатора Пензенской области (2004 г.), благодарность министра культуры республики Болгария (2006 г.), медаль ВВЦ (2008 г.), памятная медаль «Патриот России» (2009 г.) и другие.

Актуальное