Убийство Усамы бен Ладена имеет символическое значение — Давид Эйдельман
Печать
6 мая 2011. PenzaNews. Израильский историк и политтехнолог Давид Эйдельман (David Aidelman) дал интервью ИА «PenzaNews», в котором представил экспертное видение ситуации, связанной с проведенной спецоперацией в Пакистане, в результате которой был убит лидер террористической организации «Аль-Каида» Усама бен Ладен.
Фото из личного архива Давида Эйдельмана
— Как, на Ваш взгляд, смерть бывшего лидера «Аль-Каиды» может отразиться на ситуации в мировой политике? В частности, на политике США, тем более, что недавно президент Барак Обама решил не опубликовать фотографии убитого бен Ладена.
— Во-первых, стоит обратить внимание, что убийство бен Ладена имеет, прежде всего, символическое значение. И тут виртуальные соображения не менее важны, чем конкретные политические стратегии: фотография того, как Обама с присными наблюдают за ликвидацией; предварительная утечка в «Twitter»; сообщение о том, что захоронение прошло со строгим соблюдением всех ритуалов; информация о том, что власти будут публиковать фотографии убитого террориста, сообщат о результатах ДНК, затем о том, что фотографии публиковать не будут.
Значимость каждого выбора измеряется американским руководством, прежде всего, его знаковостью. Сложная стратегия виртуальных ходов с измерением реакции, получением обратной связи, последовательностью сообщений — здесь поражает не менее чисто оперативной стороной. Причем, не следует забывать, что Барак Обама должен учитывать и многосторонние внешнеполитические соображения, и резон во внутренней политики.
— Вы согласны с заявлением лидеров Саудовской Аравии, которые выразили уверенность в том, что убийство Усамы бен Ладена поможет в борьбе с терроризмом?
— В этом утверждении есть смысл. Устранение Усамы бен Ладена — это действительно символическая победа в войне с международным терроризмом. Усама был иконой. Символы — вещь немаловажная. Сам факт того, что он жив и здравствует, неуловим и непобедим, вопреки всем усилиям США — вдохновлял на новые акции его последователей. Уничтожен вдохновитель исламистских террористов. Это само по себе немало, хотя, к сожалению, и не означает, что мир навсегда избавился от террора.
— Глава администрации исламистов в секторе Газа Исмаил Хания сказал: «Если новость верна [бен Ладен ликвидирован], то мы рассматриваем случившееся как продолжение американской политики, основанной на угнетении и пролитии мусульманской и арабской крови». Как Вы думаете, не наступит ли обострение в отношениях между США и странами Ближнего Востока?
— Вряд ли от Исмаила Хании следует ожидать другой реакции. Но, обратите внимание, подобное мы слышим только от ХАМАСа и Талибана. Реакция мусульманского мира на это событие вообще заслуживает тщательного рассмотрения, ибо разрушает устоявшиеся стереотипы. «Умма исламия» раскалывается и меняется на глазах. Саудовская Аравия приветствовала ликвидацию уроженца и бывшего гражданина этой страны. Официальный Багдад одобрил ликвидацию главы «Аль-Каиды». Власти Бахрейна выразили надежду на то, что смерть бен Ладена позволит международному сообществу объединить усилия по борьбе с терроризмом.
Жители арабских стран, в целом, спокойно отнеслись к сообщениям о гибели в Пакистане главаря «Аль-Каиды». Сейчас этот регион сотрясают совсем другие вещи. Мустафа Алани, возглавляющий Программу исследования терроризма и вопросов безопасности в Дубае, говоря о ситуации в арабских странах, заявил практически следующее: «Мы можем увидеть протесты против нарушения свобод и демократии. Но акции протеста против ликвидации бен Ладена невозможны». С другой стороны, лидеры террористических организаций выразили свой протест. Но можно ли от них ожидать иной реакции?
Египетские «братья-мусульмане» призвали США как можно скорее вывести войска из Ирака и Афганистана, так как Вашингтон, ликвидировав бен Ладена, может считать, что одержал победу в борьбе против терроризма. А официальный Тегеран вновь заявил, что после гибели бен Ладена у Соединенных Штатов и их западных союзников не осталось предлога для продолжения своего военного присутствия в регионе. И Вашингтон, действительно, с этой символической победой может начать вывод войск. Для обоснования этого шага американцам до сих пор не хватало успешных примеров, свидетельствующих о выполненной миссии. Если бы Обама вывел войска из Ирака и Афганистана без ликвидации бен Ладена, республиканцы обвинили бы его в вегетарианстве и пораженчестве.
Кстати, обратите внимание, что когда тело главного врага Америки доставили на авианосец «Карл Винсон», там постарались неукоснительно соблюсти все необходимые ритуалы мусульманской традиции: его обмыли, обернули, как требуют того нормы религии, в белый саван, положили в пакет с грузом, прочли над ним по-арабски молитву, положили на доску и спустили в море. Это было распоряжение президента Обамы, который очень серьезно относится к таким вещам, поскольку является сыном мусульманина, и его полное имя, как вы помните, Барак Хусейн Обама.
— На Ваш взгляд, не идут ли военные США по пути России, которая ликвидировала боевиков на северном Кавказе? Или это обычная практика для американских военных?
— Убийство террористического лидера – это многократно обсуждавшаяся и в США, и в Европе, и в Израиле, и в мусульманских странах проблема. Она имеет множество своих «за» и «против». Во-первых, это крайне сложная и опасная операция. Стоимость устранения наиболее известных террористов иногда может быть чрезмерно высокой, поскольку требуется такая масса усилий, что это вообще трудно с чем-нибудь сравнить. Во-вторых, даже достигнув успеха, государства, организовавшие подобные операции, иногда сталкивались с куда более серьезными проблемами. Подобные ликвидации подставляют агентурную сеть, часто вызывают «эффект бумеранга», ухудшение международных отношений. В новейшее время первыми тактику точечных ликвидаций применил Израиль, после того как в 1972 году палестинская группировка «Черный сентябрь» захватила в заложники, а потом убила большинство членов израильской олимпийской команды в Мюнхене. Особенно тяжело провести такую операцию на чужой территории.
В США с 1981 года, после того как вскрылась роль ЦРУ в подготовке ряда государственных переворотов и устранений, президент Рональд Рейган после большого скандала издал знаменитую директиву №12333, запретившую ЦРУ прямо или косвенно участвовать в убийствах. Приказ ЦРУ о проведении тайной операции может отдать лишь президент США только на основе рекомендаций Национального совета по разведке и только в случае, если задачи внешней политики США не могут быть достигнуты с применением обычных дипломатических методов.
Однако, прежний опыт США в подобных вопросах — весьма плачевный. В 1986 году им не удалось ликвидировать ливийского лидера Муаммара Каддафи, а в 1998 году Усаму бен Ладена. И в том, и в другом случае американцы пытались пользоваться авиацией. В мае 2002 года ЦРУ использовала беспилотный самолет, вооруженный ракетами, чтобы уничтожить известного афганского полевого командира Гульбеддина Хекматиара. В конце 2002 года в Йемене американский беспилотный самолет обстрелял ракетами автомобиль, в котором находились руководители местной ячейки «Аль-Каиды».
Хотя следствие и суд — это всего лишь механизмы отправления справедливости, главное, чтобы власти США и других стран не вошли во вкус борьбы со злом при помощи внесудебных расправ.
Есть много причин, почему США могли бы не желать устраивать суд над бен Ладеном: он мог слишком много рассказать, если бы находился под следствием и судом, множились бы возмущения, возникали бы более опасные угрозы (в том числе и захвата заложников)... Суды над Пиночетом, Хусейном, Милошевичем засвидетельствовали, что доказывать преступления против человечности долго и сложно, процесс превращается в рутину, публика теряет к нему интерес, а то и начинает жалеть подсудимых. Вашингтону нужно было поставить мгновенную точку. Он ее и поставил, убив Усаму бен Ладена.
— Как Вы оцениваете будущее «Аль-Каиды»?
— Смерть бен Ладена имеет отношение, скорее, к глобальному идеологическому противостоянию, чем к жизни конкретного человека и его организации. «Аль-Каиде» нанесен тяжелейший стратегический удар. Хотя это удар более идеологический, чем военный. Террористическая корпорация идеологически обезглавлена. На практике бен Ладен не руководил оперативными действиями уже много лет. Того, что было раньше, когда приказы поступали из единого центра, уже не реализовывалось. Разведка США установила, что Усама бен Ладен не пользовался ни электронной, ни телефонной связью. Бывший директор ЦРУ Майкл Хайден в эфире CNN напомнил о том, что «Аль-Каида» является сетью, а не пирамидой, и, обезглавив эту организацию, невозможно ее развалить. Смерть бен Ладена — это еще не смерть «Аль-Каиды».
У них, безусловно, появился мотив отомстить, но стоит напомнить, что возможность мести зависит больше от реальных возможностей террористов, чем от их гнева, а нынешняя «Аль-Каида» — это отдельные группки в самых разных мусульманских странах, которые верят, что сражались под руководством Усамы бен Ладена.
Судя по всему, ни одна из ныне существующих террористических групп не обладает достаточными ресурсами и возможностями, чтобы провести акцию, подобную тем, что произошли в свое время в Лондоне или Мадриде, не говоря уже о Нью-Йорке. Кроме того, за последние 10 лет все западные страны многократно увеличили численность своих служб по борьбе с террором.
Вполне возможно, что ликвидация главаря может, наоборот, парализовать его сторонников, на некоторое время лишить его организацию устойчивости. Когда в 2004 году правительство Шарона ликвидировало лидера ХАМАСа шейха Ахмеда Исмаила Ясина, то все эксперты предсказывали мегатеракты со стороны ХАМАСа. Но их не последовало. Прав был тогда Шарон, принявший волевое решение, а не рефлексирующие эксперты, которые просчитывали варианты.
Кроме того, там уже начались споры о кандидатуре преемника. Египтянин Айман аз-Завахири большим уважением не пользуется. Лидеры второго эшелона начинают бороться за власть, что мешает им заниматься «основной» деятельностью — совершением терактов. Кроме того, из-за опасений за собственную жизнь, они на некоторое время вынуждены снизить активность и уделять большее внимание собственной безопасности.
— Спасибо за интересную беседу!
Давид Эйдельман — политтехнолог, историк, социальный психолог, руководитель PR-компании «DA» (Израиль, Иерусалим).
Родился в 1968 году в Молдавии. Основатель Еврейской школы в городе Бухаре. Проживает в Израиле с 1996 года. Автор ряда междисциплинарных образовательных программ, один из основателей и руководителей проекта «Лидерство 2000» — семинаров развития лидерских способностей для представителей различных слоев израильского общества.
С 2001 по 2004 годы — один из руководителей правозащитного движения «ЯДИД».
С 2004 по 2008 годы работал в команде израильских премьер-министров Ариэля Шарона и Эхуда Ольмерта. Являлся пресс-секретарем правящей партии «Кадима».
Удостоен звания «Рыцарь борьбы с коррупцией» правозащитным движением «Омец» и первым каналом израильского телевидения в 2009 году.
В 2010 году работал на президентских выборах в Украине в качестве политтехнолога.