07:28:39 Среда, 24 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

То, что легко дается, не нужно делать вообще — Вера Полозкова

14:45 | 04.09.2012 | Интервью

Печать

Пенза, 4 сентября 2012. PenzaNews. Поэтесса, актриса и драматург Вера Полозкова, давшая в Пензе сольный концерт «Знак неравенства», ответила на вопросы поклонников своего творчества в ходе встречи, предварившей выступление. Гостья города рассказала о том, как впервые побывала в США, об истории создания собственной музыкальной группы и планах на театральные гастроли.

Поэтесса, актриса и драматург Вера Полозкова

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

— Вера, расскажите о том, почему у Вас не получилось приехать в Пензу в июне, как это планировалось изначально?

— Дело в том, что в это время я впервые была в Америке и летела из Нью-Йорка. Мне нужно было прилететь в Москву в 7.00 и уже в 9.00 вылетать в Пензу, и доблестная компания «Трансаэро» со всего огромного рейса потеряла только мой чемодан. Причем перед тем, как заполнить анкету о потере, сотрудники компании долго убеждали меня, что я схожу с ума и не узнаю собственные вещи в другом чемодане, оставленным кем-то до меня. В итоге, когда я прибежала на регистрацию на рейс в Пензу, оказалось, что посадка закончилась 20 минут назад. Я начала плакать, поехала домой и выяснила, что, помимо того, что у меня села зарядка телефона, так еще и нет ключей от квартиры, которые уехали в Пензу вместе со всей группой.

— Расскажите подробнее о визите в Нью-Йорк?

— Я всегда представляла подобные города съемочной площадкой для какого-то сериала, но когда приехала туда, все оказалось очень странно и как-то по-родному, потому что Нью-Йорк — это город, в котором учитывается любая крайность и не считается чем-то вопиющим, какой бы ты ни был странный, дикий... Прекрасная черная женщина в пурпурном парике, очень хорошо одетая спит на лавочке в городском парке в обнимку со своим спутником, потому что они, видимо, устали. Человек едет в метро с гитарой, ничего не собирает, а просто сам себе играет блюз. Или респектабельные местные жители в каких-то невероятных костюмах входят в маленькую китайскую «едальню», заказывают там за доллар какие-то пельмени и выходят их есть в парк. Они презирают любые условности и очень дорожат обществом разных людей в своем городе, что глубоко меня поразило.

В Нью-Йорке у меня было всего четыре дня — я ездила на книжную ярмарку, но успела посмотреть три мюзикла на Бродвее, и когда-нибудь обязательно вернусь в этот город. Надо просто придумать — зачем.

— Такое явление, как «Вера Полозкова», могло возникнуть только в столице или это случайное стечение обстоятельств?

— У меня есть почти 15 знакомых юных невероятно талантливых пишущих девушек — одна живет в Питере, другая из Казани, то есть я не единственное такое явление. Я вообще не знаю — явление ли я? (смеется). Что касается Москвы, то это мой родной город, и он предоставляет определенные возможности, в частности, не везде есть такие театры, где можно было бы ставить современный текст так, как ты хочешь, приглашать играть людей, с которыми ты мечтал работать. В других городах это, наверное, сложнее, хотя при желании можно сделать все, что угодно.

При этом в Москве могут жить далеко не все. Очень многие люди, приехав и доказав себе что-то за первый год пребывания в столице, возвращаются на родину со спокойным сердцем, понимая, что они ничего не теряют. Надо иметь специфическое устройство, чтобы там жить, потому что на самом деле это очень тяжело, временами — совсем.

— Получается, что Вы сейчас существуете в треугольнике «Театр – литература – музыка»?

— Группа и театр воюют между собой. Даже организационно некоторые вещи накладываются друг на друга. Например, меня ждет очень смешной сентябрь: есть такой фестиваль «Текстура», посвященный кино, драматургии и театру, который проходит в Перми и является, наверное, одним из лучших в России, так вот я там член жюри и в течение 10 дней ничего не смогу делать, так как с утра до ночи буду сидеть либо в кинотеатре, либо в театре и смотреть все пьесы. Кроме того, в сентябре меня ожидает Львов и так далее. Но сказать себе, что надо от чего-то отказаться, я пока не могу, потому что все довольно органично вытекает одно из другого.

Если говорить о группе, то инициатором ее создания выступила Елена Грачева, которая и позвала ребят. На самом деле мы рассчитывали сыграть один раз на презентации альбома и попрощаться, но эта история продолжается уже примерно год, и мы не собираемся расставаться. Интересно, что до начала работы в группе Веры Полозковой двое из ребят были панками, но у всех нашлось что-то общее, чтобы не поубивать друг друга во время гастролей. Иногда, конечно, они устраивают довольно пышные выяснения отношений, что добавляет своего колорита во все происходящее. Да и было бы скучно, если бы все были одинаковые и очень любили друг друга.

— Расскажите об учебе на факультете журналистики?

— Я ушла из университета, проучившись все пять лет и не защитив диплом. Дело в том, что в то время произошла трагическая история с моими друзьями, и на момент выпуска у меня было 11 «хвостов», а физических сил заниматься дипломом не было. Но если бы я это сделала, он у меня был бы «красным», так как в течение пяти лет на экзаменах по всем предметам я получала либо «хорошо», либо «отлично» и ни одного «удовлетворительно».

Я просто была амбициозным ребенком, но самой младшей на курсе, в связи с чем подвергалась многочисленным унижениям, поэтому, чтобы как-то самоутверждаться, я хорошо училась и давала всем переписывать конспекты.

У меня мама немножко переживает по этому поводу, потому что в ее системе координат человек без диплома — это человек, оставшийся на обочине жизни, но я никогда не жалела о том, что так и не получила его.

— Если бы не Россия — в каком месте Вы могли бы жить?

— Я неплохо знаю три страны — Россию, Украину и Индию, и в этих трех странах, мне кажется, я могла бы спокойно жить в любом месте, кроме Москвы. Чтобы жить в Москве, надо делать над собой определенные усилия. Я не шучу, это правда. Многие отмечают, насколько стало тяжело разобраться с колпаком из невроза и ужаса в этом городе. Ты не можешь понять, почему простые вещи вызывают такую агрессию, такое бешенство, такое количество непонимания. В том же Киеве, Волгограде или Питере все это решается за четыре секунды. А еще удивительная история про лицемерие. Нормальных людей это вводит в ступор, а московский общественный договор подразумевает, что как только человек выходит из комнаты, можно говорить о нем все, что угодно.

— Кто Ваш читатель?

— У меня случались разные открытия на тему того, кто теоретически может читать мои книжки. Последнее было тогда, когда один хороший человек договорился со мной подписать книгу его 84-летнему дедушке, профессору генетики из Калининграда. Причем мой дебютный сборник «Непоэмание», совсем детский, первый, смешной. Я думаю — что может 84-летний профессор прочитать про 17-летнюю несчастную любовь? Но, видимо, что-то ему кажется интересным, и это для меня, конечно, лестно.

Я всегда начинаю воевать, когда мне говорят, что в нашей стране некому читать поэзию, и что все, кто покупает мои книги, это люди печальные, несчастные, брошенные и одинокие. Но я ни разу не сталкивалась с человеком, подходившим ко мне подписать книжку, с которым я бы не захотела иметь ничего общего. Это всегда люди с очень искренними глазами, интересные, забавные, у них куча наблюдений о моих текстах и собственной жизни. То есть я счастливый в этом смысле человек — у меня никогда не было страха выходить на сцену и читать людям что-то, потому что я всегда знаю, что это будет услышано. Разные, конечно, бывают контексты, но это обычно, скорее, забавно, чем страшно. При этом я знаю людей, которые испытывают ужас перед публичными выступлениями и для которых это шаг в бездну.

— А откуда берете силы Вы?

— В этом году исполнилось пять лет с того дня, когда я впервые прочитала стихи со сцены, и помню, что до этого я не спала три дня и ничего не ела, и это был ужас не кокетливого свойства. Я волновалась, что никто не придет или придут слишком много людей и я буду от этого в панике. В итоге в небольшом зале даже негде было усесться. А в целом как человек, уже достаточно поработавший в этом плане, я могу сказать одно — то, что легко дается, не нужно делать вообще, потому что это не требует никакой внутренней храбрости и безумия.

Я, например, играю в спектакле, где нет сценария, нет никакой опорной точки, нет шутки, которую ты скажешь, и она сразу сработает. Ты просто два часа играешь с людьми в то, во что они хотели бы с тобой поиграть, надо делать действие из ничего. И четыре года, каждый раз встречаясь с другом, с которым, мы его играем, я говорю — давай не пойдем, сегодня не тот день, какая-то не та погода и так далее. И вот на этом чувстве, совершенно безоглядном, ты выходишь и играешь. А если быть во всем уверенной, то и не стоит на это тратить силы.

— Мы в Пензе можем рассчитывать на то, что рано или поздно увидим один из Ваших спектаклей?

— Я была бы счастлива. Тем более что сейчас мы поставили один спектакль, за который точно не стыдно. Я просто пока не могу себе представить, как продавать билеты, искать каких-то людей, подбирать площадки. Но планы поехать с этой постановкой на гастроли у нас есть, интересно посмотреть, как это будет выглядеть не в Москве, а в провинции.

Вера Николаевна Полозкова — российская поэтесса, актриса.

Родилась в Москве 5 марта 1986 года. Стихи пишет с 5 лет. Финалист поэтического СЛЭМа 2006 года. Поделила премию «Поэт года ЖЖ» с Олегом Боричевым. Писала для газеты «Книжное обозрение», журналов «Cosmopolitan» (вела рубрику «Непростая история») и «Афиша». В 2003–2004 годах была сотрудником «FBI-Press», писала для журналов «Искра-Spark» и «Шик-Magazine». До апреля 2008 года работала в московском музее актуального искусства «ART4.RU».

Первое публичное выступление состоялось в мае 2007 года в Москве, в культурном центре «Дом Булгакова». Первую «недетскую» книгу стихов Веры Полозковой «Непоэмание» издал в 2008 году писатель Александр Житинский, познакомившийся с Полозковой через ее блог.

С 2008 года играет в интерактивном спектакле Георга Жено «Общество анонимных художников». В августе 2008 года снялась в клипе группы «Uma2rmaH» — «Дайте сигарету!». В феврале 2009 года Вера Полозковой была присуждена премия «Неформат» в номинации «Поэзия». В апреле 2009 года выступила на телеканале «A-ONE» с группой «Uma2rmaH» в программе «Парный прогон».

В октябре 2009 года состоялась премьера поэтического спектакля по текстам Полозковой в театре «Практика». В декабре 2009 года состоялась премьера спектакля «Стихи о любви» на сцене пермского Театра нового времени «Сцена-Молот».

Актуальное