08:10:01 Пятница, 29 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Мы хотим сделать связь 4G действительно массовой — Александр Григорьев

09:35 | 08.11.2013 | Интервью

Печать

Пенза, 8 ноября 2013. PenzaNews. Директор Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Александр Григорьев в ходе своего рабочего визита в Пензу дал интервью главному редактору ИА «PenzaNews» Павлу Полосину, в котором рассказал о путях устранения «цифрового неравенства», о том, кому нужна «переносимость номера», и почему выгодно быть внутри большой базы. Беседа состоялась в рамках празднования десятилетия Пензенского отделения компании «МегаФон».

Директор Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Александр Григорьев.

Фото пресс-службы компании

— Александр Сергеевич, 30 октября «МегаФону» в Пензенской области исполнилось 10 лет. Как Вы можете оценить этот период с точки зрения развития Пензенского отделения? Какие услуги, предоставляемые в настоящее время «МегаФоном», в регионе наиболее востребованы?

— Главный результат, которого удалось добиться за первое десятилетие — это выбор большинства жителей региона в нашу пользу. «МегаФон» в Пензенской области обслуживает 850 тыс. абонентов, точнее будет сказать SIM-карт, потому что в наши дни на одного человека их может приходиться по две или даже три. По нашей оценке, нам доверяют более половины жителей региона.

Конечно, за этим стоит большой труд наших коллег. Часть сотрудников, которые «запускали» регион 10 лет назад, работают до сегодняшнего дня — 18 человек. Это командообразующий костяк, двигатель «МегаФона» в Пензенской области.

С точки зрения доли рынка и различных бизнес-показателей Пензенская область и в Поволжье, и в России является одним из самых успешных регионов. Здесь у компании очень крепкие позиции. Безусловно, это потому, что мы с первых лет становления много вкладывали в инфраструктуру, в обеспечение покрытия мобильной сети, интернет-доступа. Сначала применяли технологии второго поколения, потом активно развивали третье. И вот уже почти год как в регионе работает сеть четвертого поколения, обеспечивающая в среднем 10-20 Мбит/с при мобильном интернет-доступе. Пензенская область стала одним из первых регионов в России, где была запущена сеть нового поколения. Добавлю, что покрытие основной сети 3G/2G обеспечивает около 750 базовых станций. Если говорить о 4G, то устойчивым покрытием сейчас обеспечен практически весь город. И мы не останавливаемся на достигнутом.

У нас есть достаточно агрессивная программа по развитию всех стандартов связи — и второго, и третьего, и четвертого поколений — на каждый год. В частности, мы продолжаем вести точечное строительство базовых станций второго и третьего поколений, несмотря на то, что, казалось бы, эти сети уже достаточно хорошо развиты. Мы делаем это, в основном, по обращениям абонентов, в том числе, корпоративных клиентов. Всегда есть определенный фронт работы, потому что связь — это тонкая материя. Невозможно сделать, чтобы за каждым углом и в каждом подвале гарантированно был устойчивый сигнал, влияют и кирпичные стены, и активная застройка, и холмы. То есть, несмотря на то, что главным драйвером для мобильного телекома является все-таки строительство сетей четвертого поколения, мы не останавливаем работу со вторым и третьим поколениями, которые, кроме массового Интернета, обеспечивают «голос».

— По Вашему мнению, какие направления услуг в мобильной отрасли будут наиболее перспективными в ближайшее время? На чем собирается делать акцент «МегаФон» в краткосрочной перспективе? 4G?

— Да. На сегодняшний день это именно строительство сетей четвертого поколения. Пока не будет обеспечено устойчивое покрытие, рассчитывать на какой-то колоссальный спрос не приходится. Абоненту, в первую очередь, очень важно всегда быть на связи. И качественное покрытие — один из ключевых аспектов.

Кстати, мы с самого начала, когда только начали строить сеть четвертого поколения, понимали, что на создание устойчивого покрытия потребуется какое-то время, и, вместе с тем, первыми пользователями данной технологии станут именно те, кому связь нужна постоянно. С учетом этого мы изначально обеспечивали обратную совместимость — когда устройство «МегаФона» работает не только в 4G, а может автоматически переходить в сети третьего и даже второго поколения, если вдруг по какой-то причине покрытие более высокого качества отсутствует. Это может быть за пределами города, в небольших населенных пунктах или в подвальных помещениях — все-таки физику не обманешь, и всегда есть определенные ограничения проникновения сигнала на разных частотах. В этом смысле «модемы-вездеходы», с которых мы начали продвижение Интернета 4G, как раз позволили нам сделать так, чтобы клиент всегда был на связи. На наш взгляд, это очень важное преимущество.

— На сегодняшний день компания «МегаФон», как я понимаю, стремительно опережает своих конкурентов в развитии 4G.

— Да, это правда, причем с точки зрения количества городов. По последним данным, в целом в России 164 города уже охвачено связью четвертого поколения от «МегаФона». Возможность пользоваться услугой есть у 32% населения страны. Существует одна особенность. В России сеть 3G, которая была запущена «МегаФоном» в 2007 году, а в 2009 году начала массово разворачиваться, развивалась с большим отставанием от других стран. Наша страна была в роли догоняющей. С 4G все совсем не так. Мы идем абсолютно в ногу с мировым телекомом. Прошлый год был таким годом, когда по всему миру начинали запускаться сети 4G и когда «МегаФон» начал тоже это делать, в том числе в Пензе.

Мы верим в то, что в России мобильный Интернет будет востребован. На это есть несколько причин. Во-первых, у нас очень большая страна. Кроме того, проводная инфраструктура, особенно за пределами крупных городов, несовершенна. Зачастую мобильный Интернет является единственным способом обеспечить доступ в сеть на скорости 10-20 Мбит/c, например, в небольших населенных пунктах, райцентрах, да и порой просто в коттеджных поселках.

— Александр Сергеевич, в наши дни потребители становятся чрезвычайно требовательными, внимательно следят за качеством услуг и с трудом прощают ошибки. Как «МегаФон» выстраивает работу с абонентами, и какие результаты Вы отмечаете?

— Абоненты, действительно, с каждым годом становятся все требовательнее. Я работаю в этой отрасли с 2002 года, и изменения происходили буквально на глазах. Могу отметить любопытную тенденцию — несмотря на то, что показатели работы сети ежегодно улучшаются, количество обращений от абонентов по качеству связи остается стабильным, хотя, казалось бы, должно снижаться.

Еще 10 лет назад было в порядке вещей, что на даче или в деревне связи нет. Сегодня же нам пишут из небольших населенных пунктов жалобы, например, на отсутствие уже высокоскоростного мобильного Интернета — вроде как 2G у нас есть, звонить мы можем, а вот доступ медленный, ролики на YouTube посмотреть нельзя — делайте, исправляйте. Это говорит о том, что произошел колоссальный скачок с точки зрения потребления услуг, и это, на самом деле, хорошо.

То, что абоненты продолжают обращаться, для нас плюс, потому что, когда покрытие сети было небольшим, фронт работы более менее понятен — мы знали, где связь есть, а где ее точно нет, и было достаточно легко строить планы по развитию и доработке. Сегодня, когда мы говорим о том, что, например, сотовой связью второго поколения охвачено 95% населения в каждом регионе, а третьего — порядка 85-90%, искать вот эти точки, где связи еще нет, очень сложно.

Может забавно прозвучать, но, как правило, небольшой всплеск обращений происходит весной, когда распускаются листья на деревьях. Дело в том, что густой лес очень сильно экранирует проникновение сигнала. Так, если населенный пункт находится в небольшой низменности, зимой связь там работает хорошо, потому что нет листьев на деревьях, а весной она может «вдруг» пропасть. С природой нам тоже приходится считаться, придумывать какие-то решения — иногда ставить репитеры, дополнительные столбы, иногда поднимать антенны повыше. В каждой ситуации это отдельный интересный кейс, и, конечно же, все эти вещи было бы очень трудно отловить, если бы абоненты сами об этом не говорили.

Именно поэтому мы все обращения по качеству связи обязательно рассматриваем и стараемся реагировать на них. Увы, не всегда проблему удается решить очень оперативно. Если, к примеру, требуется строительство новой базовой станции, процесс может занимать месяцы, а если монтаж связан с выделением земель, то все может затянуться и на год. Тем не менее, мы каждый раз стараемся заявки отрабатывать, включать в планы развития. Можно сказать, что к настоящему времени та точечная программа строительства 2G и 3G, о которой я говорил, полностью выполняется на основании обращений от абонентов.

— Если рассматривать работу компании с корпоративными клиентами, какие задачи здесь являются ключевыми? В чем «МегаФону» удалось опередить конкурентов?

— На бизнес-рынке «МегаФон» также имеет крепкие позиции. Нашими клиентами являются 3 тыс. 300 различных организаций и госструктур. Это, как и в случае с массовым рынком, очень хороший показатель работы, потому что корпоративные клиенты еще более требовательны с точки зрения качества услуг. Представители компаний делают свой выбор в пользу того оператора, который, с одной стороны, способен обеспечить хорошее качество связи, а с другой, — высокий уровень обслуживания, в том числе экономию времени за счет ясного, прозрачного и оперативного документооборота.

То, что нам доверяет более 3 тыс. компаний, — и очень хороший результат, и большая ответственность, потому что важно продолжать соответствовать заявленным стандартам. Со стороны корпоративных клиентов, как и с позиции любого абонента, растут требования к качеству услуг. Это обусловлено постоянным развитием бизнеса, который активно использует мобильный Интернет. В корпоративном сегменте крайне важно, чтобы сотрудники всегда были на связи, особенно те, которые много перемещаются за пределами офиса. Мы понимаем, что если со связью что-то не так, то может, к примеру, сорваться важный контракт. Мы отдаем себе в этом отчет и стараемся соответствовать.

Так, «МегаФон» предлагает корпоративным клиентам самые современные услуги. Набирает популярность направление M2M-коммуникаций [англ. Machine-to-Machine — машинно-машинное взаимодействие], когда SIM-карты вставляются в специализированные устройства — это могут быть платежные терминалы, навигационные системы, телеметрия или приборы учета, в том числе в сфере ЖКХ. В результате клиент экономит время, управляя устройствами дистанционно, получая данные онлайн по мобильной сети. В этом случае крайне важно, чтобы такая SIM-карта была абсолютно работоспособной в любое время, надежной, не выходила из строя и действовала при разных температурах. Пару лет назад мы даже начали реализовывать специализированные SIM-карты, которые устойчивы к большому перепаду температур и работают при -20…-30°C. Можно уверенно сказать, что M2M-коммуникация является одной из точек роста в корпоративном сегменте.

— Александр Сергеевич, в декабре этого года у российских пользователей мобильной связи появится возможность переходить от одного оператора к другому, сохраняя за собой номер сотового телефона. Готов ли «МегаФон» технически к этим новшествам? Как Вы считаете, на примере Пензенской области, количество абонентов уменьшится или увеличится? И какие прогнозы по России в целом?

— С технической точки зрения, подготовка еще идет. Не принят ряд решений, как обещали представители правительства. Даже такой важный вопрос, кто будет оператором этой центральной базы данных перенесенных номеров, был решен лишь в октябре. Хотя он из числа ключевых и требует реализации этой базы данных и отладки всех интерфейсов взаимодействия — не только между операторами связи и базы данных, но и всеми платежными системами, которые должны знать, кому перечислять платеж по тому или иному номеру телефона. К сожалению, это решение было принято буквально за полтора месяца до даты вступления закона в силу. При этом, те тесты, которые мы проводили, были с другим оператором, который рассматривался как потенциальный. То есть мы начали технически готовиться, несмотря на отсутствие принятых решений.

Пока трудно сказать, как это будет работать, потому что в этой схеме участвуют три стороны — оператор-донор, оператор-реципиент и тот самый оператор базы перенесенных номеров. Как эта связка отработает, на сегодняшний день, думаю, не сможет спрогнозировать никто. Подготовительные работы ведутся практически круглосуточно. Технические специалисты стыкуют интерфейсы, тестируют оборудование. У нас впереди чуть больше месяца, и пока я воздержусь от каких-либо прогнозов.

Что произойдет с рынком вообще и абонентской базой? Вы знаете, есть разные, порой противоречащие друг другу, исследования. Кто-то говорит, что у каждого оператора 20% абонентов хотят перейти к другой компании, в других прогнозах эта цифра не превышает 5-6%, в третьих даже более консервативные оценки — 2-3%. Прогнозировать, сколько абонентов куда перейдет, крайне тяжело. Это, в любом случае, будет прогноз с очень большой погрешностью.

Но лично мое мнение — эта цифра будет на уровне 5%, вряд ли больше. Потому что часть абонентов уже давно являются подвижными с точки зрения смены оператора — это люди, несильно привязанные к своему номеру и предпочитающие постоянно искать и пробовать: новые услуги, акции, тарифы. Наиболее привязаны к своему номеру, конечно же, бизнес-клиенты, корпоративные пользователи. Здесь произойдут определенные подвижки, но какие — точно не скажет никто. В целом, я думаю, серьезных изменений позиций игроков на рынке не произойдет. Будут абоненты, которые уйдут, будут те, которые придут — баланс, скорее всего, сохранится.

Важный момент, о котором стоит упомянуть, это критерии, по которым абонент может выбирать нового оператора. Доминируют два показателя — цена и качество услуг. Собственно, ничего нового.

В Пензе мы чувствуем себя абсолютно уверенно. С точки зрения цены, тарифы операторов отличаются в каких-то элементах — у кого-то дешевле голосовые звонки на определенное направление, у других — SMS-сообщения, у третьих — включен Интернет. Отдельная составляющая услуги может быть чуть дороже или дешевле, но в действительности важно, сколько мы тратим в месяц — наш суммарный счет.

Как Вы знаете, главная возможность сэкономить появляется у абонента при звонках внутри сети, а не на номера других операторов или городские телефоны. Внутрисетевые звонки — это 80% всех вызовов, которые совершает абонент. И звонить с «МегаФона» на «МегаФон» в три раза дешевле, нежели на номера других мобильных операторов в регионе. Поэтому быть внутри большой базы выгодно.

— Еще один сложный, на мой взгляд, вопрос связан с мобильным мошенничеством. По всей стране, в том числе Пензенской области, операторы связи пытаются бороться с такими преступлениями. Что делает «МегаФон» в этом направлении? Как происходит «эволюция» борьбы с мобильным мошенничеством — можете сравнить, как она велась 10 лет назад и сейчас?

— Десять лет назад мобильного мошенничества как массового явления просто не было. Быть может, были какие-то отдельные примеры. В этой связи отработка таких инцидентов тоже происходила в частном порядке, а не в системном.

Что изменилось за эти 10 лет? Во-первых, мобильная связь стала более популярной, сейчас сотовый телефон есть почти у каждого человека — и молодого, и пожилого. С другой стороны, получили большое развитие разного рода способы пополнения, перевода средств с мобильного телефона, многие операции с банковскими картами доступны с телефона — это дало дополнительные удобства для абонентов, но при этом создало потенциальные угрозы, чем и пользуются мошенники.

В целом, все решения и технологии не таят какой-либо опасности при их аккуратном применении, когда абонент внимательно смотрит, какие SMS ему присылают, что в них приходит, кто звонит. Все, что требуется, чтобы никогда не попасть на «развод», — это просто быть внимательным. Надо с осторожностью относиться к SMS-сообщениям или звонкам с незнакомого номера, тем более, когда собеседник представляется сотрудником банка, а отображается не официальный номер, например, начинающийся на 8-800-…, а частный. В этом случае уже стоит насторожиться и не называть по телефону информацию о своей кредитной карте, параметрах лицевого счета и так далее. Большинство схем мошенничества рассчитано именно на невнимательных абонентов.

Со своей стороны «МегаФон» на постоянной основе информирует абонентов об угрозе мобильного мошенничества. Базовые проекты — это «Уроки мобильной грамотности» для школьников и пенсионеров, которые мы проводим в Поволжье уже несколько лет. Портал «Безопасное общение», созданный «МегаФоном» и посвященный практическим советам по противодействию мобильным мошенникам, посещают сотни тысяч человек. Ведется работа с обращениями абонентов через форумы и официальные площадки «МегаФона» в социальных сетях.

Мы взаимодействуем и оказываем помощь правоохранительным органам. На федеральном уровне в 2012 году оператор внес свои предложения по изменению действующего законодательства, которые в случае их принятия, кардинальным образом позволят решить проблему мобильного мошенничества в России.

— Александр Сергеевич, что бы Вы хотели пожелать своим пензенским коллегам в честь десятилетия?

— Коллегам хочется пожелать, конечно же, новых побед. Несмотря на, казалось бы, хороший возраст — 10 лет, который является этапом зрелости, рынок телекома в России очень динамичный и, как в известной сказке, если хочешь остаться на месте, надо бежать, а если хочешь продвинуться вперед, надо бежать в два раза быстрее. Это абсолютно про нас. Несмотря на то, что есть, чем гордиться, есть хорошие результаты, есть заслуги, хочется пожелать работать еще динамичнее, добиваться еще больших результатов, ставить новые амбициозные цели, тем более, что определенные тактические цели, связанные с LTE, у нас есть. Мы хотим сделать связь 4G действительно массовой, с тем, чтобы она работала на решение той задачи, о которой очень часто говорит наше правительство — устранение так называемого «цифрового неравенства». Поэтому, на мой взгляд, в этом есть тоже определенная социальная роль, и это то, за что, мы верим, абоненты будут нам благодарны.

Хочу пожелать, чтобы спустя этот юбилейный десятый год, когда будет 11-я годовщина, регион продемонстрировал новые заметные достижения.

— Спасибо за интересное и содержательное интервью!

Александр Сергеевич Григорьев родился 1 июня 1977 года в Ульяновске.

В 1998 году окончил Ульяновский государственный технический университет по специальности «Вычислительные машины, комплексные системы и сети», а в 2000 году — магистратуру по специальности «Информационное и программное обеспечение автоматизированных систем».

В «МегаФон» пришел в апреле 2003 года руководителем группы IT-отдела технической эксплуатации сети Ульяновского отделения компании. В сентябре 2005 года был переведен в Центральный офис Поволжского «МегаФона» в Самару на должность заместителя начальника департамента информационных технологий. В марте 2009 года возглавил департамент IT, а через год был назначен первым заместителем директора Поволжского филиала ОАО «МегаФон».

Под руководством Александра Григорьева была создана мощная интеллектуальная база сети, внедрялось современное программное обеспечение и IT-решения, что позволило «МегаФону» стать лидером на рынке инновационных услуг.

С 1 февраля 2011 года является директором Поволжского филиала ОАО «МегаФон».

Актуальное