20:56:13 Четверг, 28 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Развитие кластерного бизнеса является инновационным способом господдержки — Михаил Ляшков

10:50 | 03.02.2014 | Интервью

Печать

Пенза, 3 февраля 2014. PenzaNews. Обучение и продвижение пензенского бизнеса под единым зонтичным брендом в составе региональных кластеров — именно так охарактеризовал свою работу генеральный директор ОАО «Центр кластерного развития» Пензенской области Михаил Ляшков, отвечая на вопросы исполнительного продюсера ИА «PenzaNews» Натальи Зыковой о деятельности центра, аналогичного которому пока нет ни в одном другом регионе России.

Развитие кластерного бизнеса является инновационным способом господдержки — Михаил Ляшков

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

— Михаил Юрьевич, предлагаю начать разговор с некоторых пояснений относительно того, что же вообще означает слово «кластер» и при каких условиях то или иное предприятие может стать его участником.

— Если дать научное определение, то кластер — это сконцентрированная на определенной территории отраслевая группа взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов — предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, а также научно-исследовательских и образовательных организаций, которые находятся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров и услуг, имеют общие цели и осуществляют системное взаимодействие между собой для достижения экономического эффекта, развития конкурентных преимуществ, повышения экспортных возможностей.

Потенциальным участником кластера является предприятие, которое производит продукцию, по отраслевой принадлежности относящуюся к отрасли кластера, находится на территории Пензенской области, не является недобросовестным поставщиком, не находится в состоянии ликвидации или банкротства, а также не имеет отрицательной деловой репутации.

Реальным участником кластера то или иное предприятие становится только после того, как присоединится хотя бы к одному общекластерному проекту. А для того, чтобы поучаствовать в проекте, реализуемом совместно с Центром кластерного развития Пензенской области, необходимо заключить с нами официальное соглашение о вступлении в кластер.

Особо подчеркну, что предприятие-участник кластера не может работать «в тени» и должно не только быть официально зарегистрировано в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в Пензенской области, но и осуществлять свою деятельность именно в нашем регионе. В свою очередь мы как Центр кластерного развития по закону не можем оказывать поддержку хозяйствующим субъектам, расположенным и зарегистрированным не в Пензенской области.

— В чем же все-таки состоит главное отличие вступления в кластер от объединения, к примеру, предприятий в ассоциацию или другую подобную группу?

— Кластерную теорию сформулировал Майкл Портер еще в 70-х годах прошлого века. Суть ее заключается в том, что, казалось бы, противоборствующие, конкурирующие организации, расположенные на одной территории, занимаются одной сферой деятельности, взаимодополняют и усиливают конкурентные преимущества друг друга.

Ассоциация же это юридически оформленная организация, в которую могут быть объединены как юридические, так и физические лица. Участники кластера формально могут быть вообще не объединены ни в какую ассоциацию, но при этом являться кластером. Например, кондитерская промышленность Пензенской области: предприятия отрасли были и являются конкурентами, однако благодаря их высокой концентрации на территории региона у нас появились филиалы оптовых компаний, предлагающих сырье для данной промышленности, соответствующие оптовые базы. Они представляют собой кластер, но не объединены в ассоциацию.

Отличие тут еще и в том, что кластер объединяет не только бизнес, работающий в одной отрасли. Тут присутствует и образование, потому что сейчас одна из основных проблем любого бизнеса — это, конечно, кадры. В первую очередь, это касается рабочих профессий, хотя и многие другие профессии, связанные с высшим образованием, также не менее востребованы в бизнесе.

Кроме того, кластер обязательно включает в себя бизнес, который сопровождает основное производство. Если мы возьмем кондитерский или мебельный кластеры, то в любом случае данный вид отрасли экономики неразрывно связан с сопутствующими производствами. В кластер может входить и транспорт, а в наш век интенсивного развития информационных технологий кластер IT практически пересекается и взаимодействует со всеми кластерами и видами экономики. Ведь без компьютера невозможно создание современного производства, практически все современные станки оснащены ЧПУ. Таким образом, кластер — это своеобразное сообщество, которое объединяет и бизнес, и институты образования.

Кстати, кластер нельзя создать как таковой. Это заблуждение. Они есть. Мы их не создавали. Мы их описали, формализовали, объединили. Пока, конечно, не все предприятия, да и все мы, наверное, не объединим. Наша задача состоит в продвижении предприятий кластеров, реализации общекластерных проектов.

— Какие цели и задачи Вы ставили перед собой в процессе формирования Центра кластерного развития Пензенской области? Реализуются ли подобные проекты в других регионах России, перенимали ли Вы чей-то опыт?

— Целью создания ОАО «Центр кластерного развития», в первую очередь, является повышение конкурентоспособности предприятий и развитие малого и среднего предпринимательства на территории региона.

В числе наших основных задач — разработка и реализация совместных кластерных проектов; формирование системы финансового обеспечения совместных проектов; содействие в создании системы взаимодействия субъектов кластеров и органов местного самоуправления; предоставление маркетинговых услуг, включая проведение исследований, организацию выставочно-ярморочной деятельности; разработка проектов развития территориальных кластеров и инвестиционных программ.

Наш центр был образован при поддержке правительства Пензенской области и министерства экономического развития России. Подобные центры созданы и в других регионах России, однако эффективного опыта развития кластерной системы в условиях, приближенных к условиям Пензенской области, в России пока нет, поэтому наш опыт является, по сути, уникальным.

— Михаил Юрьевич, какие кластеры на данный момент уже сформированы в Пензенской области и сколько предприятий в настоящее время насчитывает каждый из них? Объединение людей происходило стихийно или в роли инициатора выступил Центр кластерного развития?

— В настоящее время сформировано шесть кластеров: кондитерский, насчитывающий 32 предприятия, приборостроительный — 27 предприятий, биомедицинский — 23 предприятия, стекольный — 13 предприятий, IT — 13 предприятий и мебельный — 8 предприятий. Также ведется работа по формированию туристического кластера.

Инициатором объединения выступил наш центр, так как развитие кластерного образования на территории региона — это современная тенденция развития рынка, поэтому для объединения предприятий в кластеры нами была проделана большая информационная работа, и, в первую очередь, мы столкнулись с тем, что бизнес далеко не сразу шел и продолжает идти на контакт.

Зачастую предприниматели занимают такую позицию — «не трогайте нас, нам ничего от вас не надо». И практически все, что уже сделано, сделано путем долгих переговоров, убеждений, многочисленных примеров, когда мы показываем, что конкретно бизнес может получить путем оказания господдержки через Центр кластерного развития.

Первым опытом реализации кластерных проектов была международная выставка продуктов питания «World Food – 2011». На первое организационное собрание пришло большое количество желающих принять участие, однако впоследствии, когда настало время ехать, участниками выставки оказались лишь пять пензенских производств. Причем остальные тоже приехали, но только для того, чтобы посмотреть, как же все происходит и на каких условиях. На последующих выставках желающих принять участие было гораздо больше.

В первой выставке для представителей пензенского кондитерского кластера участие было совершенно бесплатным. В настоящий момент уровень софинансирования подобных мероприятий разный для разных кластеров, в частности, для предприятий кондитерской отрасли он достигает 50/50. Однако посещение подобных мероприятий дает представителям данного кластера серьезный толчок в развитии, особенно в части привлечения потенциальных покупателей.

При оформлении коллективного стенда кластера используется специально разработанный бренд. Соответственно стенд оформляется не персонально от каждого производителя, а, например, от «Союза пензенских кондитеров», и уже непосредственно этот союз представляется участвующими в выставке предприятиями. И люди, которые подходят к стенду, с удивлением смотрят на то, как в одном месте сконцентрировано такое большое количество производителей. Причем зачастую они отличаются по своей продукции. И получается, что в одном месте человек, который заинтересован в закупке кондитерских изделий, может получить весь ассортимент, начиная от конфет и заканчивая печеньями, сложными пирожными, мармеладом, зефиром и так далее. Это опять же дополнительный плюс для потребителей.

Если подобный опыт и есть у других регионов, то они, в основном, собирают и вывозят бизнес, представляющий в целом регион, а у нас весь смысл в том, что такое количество бизнеса одновременно представляет как регион, так и кластер.

Также задают вопрос о том, что же именно дает такая поддержка, то есть выделение бюджетных средств, экономике Пензенской области? И, безусловно, после подобных мероприятий — выставок, деловых поездок и семинаров — мы интересуемся у бизнеса, каков же результат. И вот конкретно по выставкам сразу могу ответить, что практически после каждого нашего мероприятия предприниматели нарабатывают массу потенциальных клиентов, а это ведет к увеличению объемов производства и автоматически — к созданию новых рабочих мест, а также закупке современного оборудования. И все это в целом означает, что экономика Пензенской области пополняется дополнительными налогами.

— Какие еще преимущества дает предприятию вступление в тот или иной кластер помимо прямого эффекта — увеличения потенциальных заказчиков?

— Каждому предприятию, вступившему в кластер, оказывается всесторонняя поддержка в рамках деятельности нашего центра, в том числе разработка программ подготовки кадров, мониторинги рынка, организация маркетинговых исследований.

Иными словами, объединив их, мы стараемся учить людей чему-то новому, объяснять, что нужно жить не только сегодняшним днем, а получать с каждым годом хотя бы небольшое развитие, а для этого необходимо искать новые виды выпускаемой продукции, новые рынки сбыта, модернизировать оборудование и так далее.

Основная наша задача — это работа с малым и средним бизнесом в части обучения не только непосредственно собственников, но и их сотрудников. При этом у малого бизнеса зачастую нет даже специалистов, занимающихся маркетингом, или же юристов, так как это довольно накладно, и их могут позволить себе лишь производства, уже крепко стоящие на ногах. И эту роль также берет на себя Центр кластерного развития — привлекаем профессиональных маркетологов, чтобы они смотрели и предлагали что-то в части освоения новых рынков, в том числе серьезных российских и мировых площадок. И это опять же участие в выставках — здесь на нас частично ложится финансовая нагрузка, а также вся работа по организации, начиная от аренды помещения и заканчивая подготовкой раздаточного рекламного материала.

— Оказывает ли тем или иным образом Центр кластерного развития содействие бизнесу в продвижении местной продукции непосредственно на прилавки торговых сетей?

— Мы тщательно анализировали местный рынок. Он так же, как и другие, довольно сложный в связи с засильем федерального ритейла — розничных торговых сетей, выдвигающих серьезные условия по входу в них. Поэтому мы проводили встречи, куда приглашали местный ритейл и представителей крупных оптовых баз, которые занимаются кондитерской продукцией, чтобы они как специалисты в торговле рассказали бизнесу о том, что необходимо делать, чтобы продукция попала в розничные точки.

Конечно, этот процесс очень долгий, но за последний год многие производители, например, «Ванюшкины сладости», «Русский кондитер», «Остров изобилия», «Бековский пищекомбинат» и другие теперь широко представлены в пензенских магазинах и их продукция реализуется.

Другие производители считают, что для них это невыгодно, потому что включает в себя определенные строгие условия поставки, обязательства, которые четко выдержаны по времени, весу и ассортименту. Для них это проблематично, и продукция вывозится за пределы региона.

— Михаил Юрьевич, развитие каких кластеров Вы могли бы назвать на сегодняшний день наиболее перспективным для экономики региона? В начале беседы Вы упомянули о том, что сейчас ведется работа по формированию туристического кластера — что под этим подразумевается?

— На мой взгляд, в целом наиболее перспективными направлениями развития являются биомедицинский, приборостроительный и, безусловно, туристический кластеры.

Конечно, мы не относимся к городам Золотого кольца России, мы не настолько исторически обогащены памятниками или событиями, как, к примеру, Санкт-Петербург. Тем не менее, с Пензой связаны фамилии людей, которые стали широко известны за пределами региона. Однако зачастую, кроме «Тархан» и, возможно, достопримечательностей Наровчатского района, никто ничего не знает.

Сюда же, в туристический кластер, необходимо включить не только исторические места, но и загородные базы отдыха. Проблема и в том, что это связано с сезонностью — если летом люди туда еще как-то едут, то зимой, осенью и весной ни местные жители, ни гости региона не знают о возможностях отдыха в подобных местах, а они есть.

Туристический кластер настолько широк, что в него входят целые отрасли — в первую очередь, конечно, музеи, исторические места и базы отдыха, а также и весь гостиничный бизнес, общепит, придорожный сервис и так далее.

Очень хотелось бы проработать вопрос создания в Пензенской области туристических маршрутов. Сейчас существует интернет-портал, работу которого курирует управление культуры и архива региона, но мы считаем, что у него должно быть больше возможностей, и, конечно, главное — все это рекламировать, чтобы как любой житель региона, так и человек, который приехал в Пензу пусть даже на сутки, знал, куда сходить или съездить и на что посмотреть. Причем Центр кластерного развития вполне мог бы оказать поддержку туристическому кластеру именно в части проведения рекламной кампании.

Таким образом, сейчас перед нами стоит задача — сформировать туристический информационный центр. В этом нет ничего нового, подобные центры уже получили широкое распространение как в Европе, так и в крупных туристических городах России. Под этим подразумевается место, придя в которое, человек мог бы получить любую информацию об инфраструктуре региона, — начиная от общепита, заправок и гостиниц, заканчивая достопримечательностями, и там же купить путевки или билеты.

Единственная проблема — найти в Пензе место, где разместить такой центр. Мы прекрасно понимаем, что он должен располагаться в пешеходной общедоступной зоне, его должно быть легко найти и удобно до него добраться.

— Раз уж мы заговорили о гостиничном бизнесе и в целом туристической инфраструктуре, хотелось бы узнать, согласны ли Вы с тем, что если в областном центре все это получило какое-то развитие, то ряд прекрасных мест отдыха и уникальных достопримечательностей — особенно на окраине региона — остаются лишенными элементарных удобств. Иными словами, там нет гостиниц, достойного общепита, нет грамотного персонала. Ведется ли работа в этом направлении?

— Я с этим согласен. Приведу в пример Никольск, где собрана богатейшая коллекция экспонатов стекольного и хрустального производства, как старинных, так и современных. По количеству уникальных предметов этой коллекции нет равной даже в Европе. Даже в городе Новый Бор в Чехии, куда мы выезжали на стажировку с представителями никольского стекольного кластера, и где весь бизнес работает на производство стекла, подобных экспонатов меньше. Кроме того, в Никольске много предприятий, которые проводят экскурсии по производству. Стоит отметить, что направление промышленного туризма сейчас популярно и стремительно развивается. Это может благоприятно сказаться на стекольной отрасли. На предприятиях есть на что посмотреть — процесс создания изделий из стекла завораживает.

Таким образом, можно смело говорить о том, что наша область обладает тем, чего нигде в мире больше нельзя увидеть. При этом в Никольске нет хорошей гостиницы, где люди могли бы остановиться. И сейчас мы совместно с администрацией района работаем над поиском инвесторов.

Проблема значительно обостряется особенно в связи с предстоящим в мае юбилейным пятым международным симпозиумом по художественному стеклу. Он приурочен к 250-летию запуска дела Бахметевых-Оболенских, первыми начавшими производство изделий из стекла и хрусталя в Никольске. Делегация из Нового Бора также приглашена для участия в памятных мероприятиях.

— Михаил Юрьевич, помимо симпозиума по стеклу, ожидают ли Пензу в 2014 году другие мероприятия, запланированные Центром кластерного развития, которые направлены на расширение состава участников кластеров и привлечение новых инвестиций в экономику?

— В 2014 году в рамках увеличения устойчивых показателей развития инвестиционной деятельности региона, повышения привлекательности области и создания благоприятного инновационного климата Центром кластерного развития планируется проведение ряда мероприятий, в том числе специализированного тренинга «Hackaphone#Пенза», который состоится с 28 февраля по 2 марта.

Центр кластерного развития начал заниматься кластером информационных технологий в конце прошлого года. В принципе в Пензе существует ассоциация, которая объединяет около семи компаний, занимающихся разработками в сфере информационных технологий. Наша же задача — не только оказывать поддержку этой ассоциации, а объединить всех, кто этого хочет, в кластер. И таких желающих оказалось довольно много.

У IT-кластера есть ряд неоспоримых преимуществ. Дело в том, что эти люди молоды, образованы, эрудированы и мобильны. Они очень грамотны и быстро мыслят, поэтому было принято решение провести впервые в Пензе мероприятие, которое раньше в основном проходило в других крупных городах.

«Hackaphone#Пенза» объединит программистов и компьютерных дизайнеров, которые в течение трех дней в режиме нон-стоп будут создавать приложения для мобильных платформ на базе технопарка «Рамеев».

Для участия в мероприятии приглашены как представители местного кластера IT, так и гости из других регионов, а также столичные модераторы и специалисты компании Google. В начале тренинга участники получат информацию из первых уст о современных разработках и тенденциях, а затем все программисты будут разбиты по группам, получат задания и будут работать над ними два дня, а на третий представят свои результаты. Безусловно, лучшие проекты будут отмечены из призового фонда мероприятия и, кроме того, возможно, внедрены в использование. Ожидается, что «Hackaphone#Пенза» соберет более 100 участников.

Как продолжение этого мероприятия 14 марта также на базе нового технопарка «Рамеев» будет проходить конференция разработчиков программного обеспечения «Secon 2014». Здесь формат подразумевает участие от 500 до 700 человек, которые посетят круглые столы, лекции, семинары и тренинги — все, что связано с информационными технологиями.

— Будем с интересом следить за новыми событиями в сфере развития кластерного бизнеса в Пензенской области. Спасибо за содержательное интервью!

Актуальное