04:43:15 Пятница, 29 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Содержание дома в надлежащем состоянии — обязанность каждого собственника — Ирина Ширшина

11:49 | 14.04.2015 | Интервью

Печать

Пенза, 14 апреля 2015. PenzaNews. Начальник управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области Ирина Ширшина дала интервью исполнительному продюсеру ИА «PenzaNews» Наталье Зыковой, в котором ответила на основные вопросы, возникающие у собственников многоквартирных домов в части реализации программы капитального ремонта и его стоимости, а также работы управляющих компаний.

Содержание дома в надлежащем состоянии — обязанность каждого собственника — Ирина Ширшина

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

— Ирина Владимировна, наверное, наиболее часто возникающий вопрос у собственников жилья в многоквартирных домах — что такое капитальный ремонт и чем он отличается от ремонта текущего?

— В инспекцию очень часто поступают обращения граждан, к примеру, о том, что где-то течет крыша. И иногда наши инспекторы приходят и не могут выдать предписание на ремонт, потому что крыша находится в таком состоянии, что требует полной замены, ремонтом участка ее уже не спасешь. То есть текущий ремонт подразумевает менее 50% износа на инженерных коммуникациях либо любом другом конструктивном элементе здания, а капитальный — свыше 50%.

Что делать людям, когда общедомовое имущество имеет износ более 50%? Сейчас у нас сформирован фонд капитального ремонта, есть региональный оператор, который аккумулирует деньги, оплачиваемые гражданами на статье «капитальный ремонт». Есть программа, которую реализует региональный оператор — фонд капитального ремонта, а мы составляем акты осмотра общего имущества, и эти акты сам человек, заявитель, вправе направить в межведомственную комиссию, которая функционирует при Минстрое Пензенской области. Мы также входим в ее состав, но от имени заявителя этот акт отправить не можем — таково постановление правительства Пензенской области.

На сегодняшний день нами уже осмотрено 45 многоквартирных домов и практически по всем приняты положительные решения по переносу сроков проведения капитального ремонта.

— Откуда конкретно сейчас исходят средства на капитальный ремонт того или иного дома? Я правильно понимаю, что в фонде капитального ремонта содержатся средства всех жителей многоквартирных домов, в том числе домов, не нуждающихся в капремонте в данный момент? И здесь же возникает вопрос о том, почему лично Вы рекомендуете собственникам в качестве владельца спецсчета, на котором происходит аккумулирование средств на ремонт, именно регионального оператора, а не управляющую компанию?

— Мы платим в любом случае в единый «котел», если не выбрали спецсчет.

При этом по каждому случаю нужно подходить индивидуально. В «котле» выгоднее находится тем, у кого в доме немного квартир и при этом строение в очень плохом состоянии. Конечно, жильцы небольшого дома очень долго не накопят средства на капремонт только своими силами.

А вот если дом большой, 9-этажный и многоподъездный, то тут жильцы быстро наберут себе на крышу деньги, и надо использовать, однозначно, спецсчет.

При этом, на мой взгляд, региональный оператор — это государственная структура, и надежнее его в качестве владельца спецсчета я никого не вижу.

Но жителей мы пугать не будем: деньги со спецсчета в любом случае никуда не денутся, даже если владелец — управляющая компания. Проблема в другом: к примеру, сменилась управляющая компания или форма [управления] сменилась, и уже будет сложно забрать оттуда эти деньги. Хорошо, если эта управляющая компания не ликвидировалась и руководитель переподпишет все документы для банка, и банк уже заключит договорные обязательства с новым владельцем спецсчета — новой управляющей организацией.

А если управляющая компания, например, обанкротилась и закрылась, и нет там больше руководителя, который способен и уполномочен ставить подписи на документах. Что делать тогда? В данном случае, скорее всего, вопрос будет решаться только через суд.

То есть здесь есть очень большой подводный камень, поэтому лучше эти деньги доверить региональному оператору.

Что касается в целом перевода средств на капремонт на спецсчета, то, учитывая активность жителей, даже по смене формы управления, к сожалению, никогда не случится такого, что на спецсчет перейдет каждый дом. Хотя в идеале так должно быть справедливо и правильно: я копила — и я потратила.

С моей точки зрения, эта программа возникла потому, что в Жилищном и Гражданском кодексах очень давно уже есть нормы, которые обязывают собственников содержать общее имущество в надлежащем состоянии и проводить капитальный ремонт. Эти нормы — обязанность, но сроком никаким не установлена. Учитывая, что это дополнительная материальная нагрузка, люди живут годами и не принимают никакого решения, чтобы поддерживать свой дом в нормальном состоянии. И в итоге наступает момент, когда этот дом приходит в плачевное и даже аварийное состояние. Поэтому государство и приняло такое решение — установить как норму понятие «капитальный ремонт», и уже чтобы это были конкретные сроки и конкретные тарифы, которые устанавливаются на уровне субъектов.

Я считаю, что это очень правильное решение. Оно принято, хочу подчеркнуть, не на уровне субъекта, а на уровне Российский Федерации путем внесения изменения в Жилищный кодекс.

— Раз уж Вы упомянули про тарифы, можно еще раз напомнить нашим читателям, кто их устанавливает и каковы пределы: от минимального до максимального?

— Во всей Пензенской области минимальный единый размер платы за капитальный ремонт, установленный на уровне субъекта, составляет 6 рублей 90 копеек за 1 кв. метр жилой площади. Собственники могут платить больше, но меньше него нельзя. Это решение принимается двумя третями голосов на общем собрании. Если есть сомнения в легитимности принятия решения, нужно обратиться к нам в инспекцию. Если есть сомнения к тому же в том, подлинна ли ваша подпись под документом, то это — в правоохранительные органы.

— Что происходит в случае, если кто-то из жильцов отказывается или просто не в состоянии оплачивать новую графу в квитанции?

— У регионального фонда капитального ремонта уже есть судебная практика по взысканию данного вида задолженности. То есть не платить тут нельзя, это обязанность каждого.

При этом бывают и такие обращения: вот, я пенсионерка, у меня нет возможности. Тогда нужно сделать расприватизацию квартиры. Ведь у любого пожилого человека, который приватизировал свою квартиру, есть дети, кому эта квартира достанется. У нас у всех есть родители, и мы понимаем, что при наступлении определенного периода ухаживать за ними станет нашей обязанностью. При небольшой пенсии пожилой человек не может себя полностью обеспечивать. И людям, которым отказывают в помощи близкие, дети, внуки, нужно просто расприватизировать квартиру и, пожалуйста, вы уйдете от этого взноса. Там, где квартира не приватизирована, уже платит муниципалитет.

— Наверное, все же в большинстве случаев недопонимание происходит не от нежелания людей содержать дом в надлежащем состоянии, а от того, что часть рядовых граждан с трудом разбираются и в жилищном законодательстве и в своих правах собственников. Что Вы думаете на этот счет?

— Сейчас люди в сфере ЖКУ понимают гораздо больше, чем раньше. И это радует. Это, конечно, связано с тем, что мы стали платить за все это больше денег. Раньше были дотации, и мы не обращали внимания на квитанции. Ведь когда распался Советский Союз, мы начинали платить по 10% от реальной стоимости услуг, это разве было ощутимо? А потом платежи начали ежегодно расти — начали разбираться.

Даже если говорить конкретно по капремонту, к нам было много обращений граждан в связи с отсутствием платежек. Было 402 дома, по которым разными управляющими компаниями не выставлялись платежные документы. Мы всем выдали предписания, компании их исполнили, чтобы у граждан впоследствии не копились большие суммы задолженности. Однако некоторые управляющие компании решили обжаловать наши предписания в суде, так как считают, что не должны выставлять данные документы, хотя это такой же обязательный платеж, как, например, за коммунальные услуги.

Сейчас по 200 домам вопрос решен, осталось 202 дома, где до сих пор не выставляются квитанции. Но это дома, которые находятся в организациях-банкротах и еще до сих пор не перешли ни в какую иную управляющую компанию или не изменили форму.

— Получается, что потребители услуг управляющих компаний-банкротов оказались заложниками ситуации?

— В первую очередь, пострадали ресурсоснабжающие организации. Жители пострадали только от того, что им полгода не оказывались качественные жилищно-коммунальные услуги.

С целью выхода из ситуации, когда неактивные граждане не могут принять решение и продолжают, по сути, платить ни за что обанкротившейся управляющей компании, в которой, может быть, остался на сегодняшний день работать только дворник, в Пензе муниципалитетом созданы 4 управляющие компании в каждом районе города. Это общества с ограниченной ответственностью, но с муниципальной долей, чтобы люди могли воспользоваться их услугами.

При этом единственное, что будут должны собственники таких квартир, это оплатить капитальный ремонт дома, начиная с ноября 2014 года, так как соответствующие платежки в тот период времени они уже не получали. У них будет возможность без пени, дифференцированно вносить эту сумму.

Радует то, что люди обеспокоены. Это значит, что они понимают, что дом надо содержать в нормальном состоянии.

Ведь что такое многоквартирный дом? Я всегда говорю — это сто маленьких частных домов под одной крышей. А они испокон веков себя содержат сами и не идут ни к кому: выньте мне и положьте. А по многоквартирным домам у нас пишут Президенту: «У меня крыша течет». А почему? То ли капремонт никогда в жизни не делал, то ли выбрал компанию не ту, то ли способ управления...

Общее собрание собственников может переизбрать управляющую компанию в любой момент. И мы здесь готовы всем оказать помощь. У нас постоянно работает человек, который рассказывает, как правильно провести собрание, и любой, обратившийся к нам, будет полностью снабжен всей информацией. Мы пошагово готовы помочь, рассказать о том, что сделать, чтобы решение собрания не отменили, и так далее.

— В завершение нашей беседы хотелось бы задать вопрос о том, как идет процесс лицензирования управляющих компаний, который должен быть завершен, насколько мне известно, к 1 мая?

— По лицензированию мы сейчас находимся в активной стадии. До завершения процесса, действительно, осталось полмесяца. К настоящему моменту нами приняты документы у 93 компаний, 83 из которых уже оплатили госпошлину. Ее размер составляет 30 тыс. рублей. Теперь нужно ждать решения о выдачи лицензии специализированной комиссии, но я думаю, что цифра 93 у нас не сильно изменится.

Стоит отметить, что в области многие собственники ушли на непосредственную форму управления и это логично — там, где квартир меньше 16, это оптимальный вариант. Люди друг друга знают в лицо, сами могут договориться о том, кого им нанять и для чего.

— Спасибо за содержательную беседу!

Актуальное