Если Вы хотите бесплатно получать ежедневную рассылку новостей ИА «PenzaNews» по электронной почте, пожалуйста, отправьте со своего e-mail на адрес info@penzanews.ru письмо с темой «Подписка».
Отправляя письмо, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Пенза, 28 апреля 2015. PenzaNews. Руководитель заочного акселератора Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Александр Еремеев, выступивший с докладом на конференции разработчиков программного обеспечения «Secon» в Пензе в минувшую пятницу, 24 апреля, дал интервью корреспонденту ИА «PenzaNews» Татьяне Котиной, в котором рассказал о деятельности ФРИИ по поддержке стартапов, порассуждал о перспективах пензенских компаний IT-кластера, а также поделился секретом успеха проекта в сфере информационных технологий.
— Александр, благодарю Вас за то, что нашли время пообщаться, несмотря на насыщенную программу конференции. Интервью будет опубликовано уже после окончания мероприятия, однако сейчас, когда в коридорах Пензенского государственного университета наблюдается необычайное оживление, так как «Secon» объединил свыше 600 представителей IT-сферы и студентов, интересно узнать о Ваших впечатлениях.
— Пока то, что я вижу, мне очень нравится. По количеству участников, широте региональных представительств, числу привлеченных спикеров и экспертов. Это очень приятно.
— Вы представляете фонд, предлагающий финансирование и экспертные ресурсы онлайн-стартапам на ранних стадиях развития. С этой целью ФРИИ запустил свой первый стартап-акселератор в Москве. На что направлен Ваш доклад, тема которого звучит как «Что акселератор ФРИИ делает со стартапами»?
— Ожидаемый результат — это возможная заинтересованность со стороны авторов стартапов и компаний IT-кластера из Пензы. Возможно, кто-то не знал об акселераторе или слышал, но не очень хорошо представляет, что это. Моя задача — максимально доступно объяснить, для кого и зачем это нужно, а также чем мы можем помочь.
В основном сфера наших интересов — это Россия. Недавно мы, например, были в Якутске. Там интересные стартапы, некоторые очень неожиданные и действительно перспективные. Несколько даже оказались в акселераторе на заочном.
К нам редко приходят разработчики на стадии идеи. Обычно люди обращаются уже с неким продуктом, с которым можно дальше работать. То есть мы сотрудничаем со сложившимися, сплоченными командами, которые умеют что-то делать. Мы рассказываем им, как с этим двигаться дальше.
— Александр, если говорить о сфере интересов Фонда развития интернет-инициатив, то на чем делается упор — на региональных проектах или на разработках, создаваемых в столице?
— У нас есть и региональные, и московские программы в зависимости от того, с какими командами мы работаем, с какими мероприятиями.
Так, я занимаюсь больше московским акселератором, мои коллеги работают с региональными программами. Они устраивают хакатоны и всевозможные конференции. Отмечу, что даже московские программы имеют региональные проекты и составляющие, потому что мы набираем проекты по регионам и там же с ними работаем на месте.
— По Вашему мнению, можно ли сейчас выделить определенные направления, которые точно будут выигрышными в ближайшей перспективе.
— Да, как минимум, для ФРИИ. Вот мы буквально недавно — с начала года — начали работать со всевозможными гаджетами. У нас уже есть один проект, который называется «Teslawatch». Ребята создают фитнес-браслет, который умеет отслеживать количество сделанных шагов, пройденное расстояние, сожженные килокалории, продолжительность и качество сна. Также браслеты имеет функцию умного будильника и систему напоминания о приеме воды, лекарств и необходимости двигаться.
На самом деле, мы тоже учимся и далеко не всегда понимаем, что надо делать с тем или иным направлением.
Понятно, что если у тебя интернет-проект, тем более мобильный, с ним гораздо проще работать. А когда у тебя есть некое устройство, которое привязано, например, к производству, проектированию, к серьезному тестированию или еще чему-то, то здесь на работу должно тратиться больше времени.
Поэтому мы в Фонде развития интернет-инициатив тоже совершенствуемся — смотрим и пытаемся понять, как с этим правильно жить. Что-то получается.
— Александр, не могу не задать вопрос, связанный со стремительным увеличением количества информации, потоки которой растут в геометрической прогрессии. Приходилось ли Вам взаимодействовать с проектами, направленными на решение проблем с хранением этой информации?
— Пока нет. Пока мы ее только плодим, по-моему. У нас же нет новых перспективных именно таких «железных» разработок по большому счету. Мы пользуемся уже имеющимися наработками.
То есть сейчас мы с этим не работаем. Возможно, в будущем будем, но пока нет.
— Можете привести примеры наиболее ярких проектов, отобранных ФРИИ?
— Описание всех проектов выложено на сайте Фонда развития интернет-инициатив. Ознакомиться с ним может любой желающий.
На самом деле, проектов много. Сейчас идет уже шестой набор в акселератор, при этом в каждом наборе примерно по 30 проектов. Есть, к примеру, проект, который по камерам наблюдения анализирует перемещения людей в магазине. В рамках другого ребята устанавливают в кафе и ресторанах бесплатный Wi-Fi, в благодарность за что люди сразу размещают информацию об этих заведениях в социальных сетях. Есть проекты «Все эвакуаторы России», «Кнопка жизни» или позволяющие учить иностранные слова. Проектов действительно много. При этом в открытом доступе есть информация и о выпускниках, и о текущем наборе. Ничего секретного в этом нет.
— Возвращаясь к пензенской конференции разработчиков ПО «Secon», что Вы можете посоветовать организаторам мероприятия, чтобы сделать его еще более полезным для аудитории?
— Знаете, универсальный опыт — это собирать людей и рассказывать им правильные вещи. Если люди заинтересованы, то все равно, где проводится мероприятие. Хорошая конференция — это когда есть хорошие докладчики и заинтересованные слушатели. По-моему, насыщенная программа конференции, проведение круглых столов и мастер-классов, большое количество приглашенных разработчиков ПО и экспертов говорит о высоком уровне конференции «Secon», сравнимом с ведущими российскими площадками IT-сообщества.
— А что Вы можете сказать про развитие пензенского IT-кластера?
— По результатам моего знакомства и общения с руководителями и разработчиками компаний, представляющих пензенский IT-кластер, я увидел наличие у них четких специализаций работы и значимые достижения по каждому направлению. Ряд компаний разрабатывают мобильные приложения, другие — онлайн-игры, третьи — комплексные решения в области электронного правительства и работы бюджетных учреждений. И у каждого из таких направлений есть достойные результаты, подтверждаемые востребованностью продуктов у регулярных потребителей, экспортом таких разработок за пределы Пензенского региона.
К тому же хочу отметить сотрудничество компаний между собой. Что говорить, конференция «Secon» — это совместный кооперационный проект активных компаний Пензы, работающих в сфере информационных технологий. А созданный при поддержке областного правительства IT-кластер, объединяющий ведущие компании региона, — очень продуктивное и деятельное объединение, которое способствует развитию регионального IT-сообщества.
— Возможно, что услышав Ваш доклад, местные стартаперы обретут дополнительную мотивацию к действиям и всерьез начнут заниматься своим проектом. О каких типичных ошибках Вам хотелось бы предостеречь разработчиков, стоящих в начале пути?
— Ошибка следующая — все считают, что продукт первичен. На самом деле это не так.
Во-первых, идея ничего не стоит. Во-вторых, продукт не первичен. Многие считают, что вот как только они реализуют свою идею, она сразу же будет всем нужна. К сожалению, это неправда. Поэтому мы 2–3 месяца обычно рассказываем, как с этим жить и что делать.
— Получается, что продукт не важен?
— Не совсем. Продукт важен, но на определенных этапах — не в первую очередь. А в первую очередь надо пойти и поговорить с будущими потребителями продукта. Вот это важно.
— То есть необходимо ориентироваться на конкретные потребности аудитории продукта?
— Да, надо просто пойти и спросить его.
Вся штука в том, что мы в ФРИИ говорим об очень простых вещах. Наша программа — это элементарные вещи, которые просто нужно взять и сделать. Программу легко понять, это вам не программирование. Если соблюдать последовательность шагов, то все получится, но только при условии, что есть хороший продукт и команда.
— Александр, и, пожалуй, последний вопрос. Что бы Вы хотели пожелать пензенским IT-специалистам? На что им следует ориентироваться в своей работе и к каким целям стремиться?
— Растите хороших разработчиков, выращивайте хорошие компании, делайте такие вещи, которыми будет приятно потом гордиться. Например, в моем родном городе Воронеже есть компания, которая занимается 3D-моделированием. Я теперь ее всем ставлю в пример. Возможно, и у вас уже что-то есть запоминающееся, просто я пока не знаю. Но в какой-то момент мне хотелось бы сказать, что в Пензе есть ребята, которые делают уникальные вещи.
— Спасибо за интересное интервью!
Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) — российский инвестиционный фонд, работающий с технологическими компаниями на ранних стадиях развития.
Учрежден в 2013 году Агентством стратегических инициатив (АСИ) по инициативе президента РФ Владимира Путина.
По данным исследования Dow Jones, ФРИИ стал самым активным посевным фондом в Европе в 2014 году.
Среди самых крупных инвестиций фонда — краудинвестинговая площадка StartTrack.ru (3 млн. долларов в ноябре 2013 года), система вызова экстренной помощи для пожилых людей и инвалидов «Кнопка жизни» (45 млн. рублей в июне 2014 года), интернет-гипермаркет детских товаров Babadu (110 млн. рублей в сентябре 2014 года), онлайн-сервис для обработки жалоб и обращений в органы власти «Сердитый гражданин» (44 млн. рублей в октябре 2014 года).
В числе приоритетов ФРИИ — образовательные, законодательные и инфраструктурные проекты, которые будут содействовать развитию в России полноценного рынка малого и среднего интернет-бизнеса.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter