Отчет Госдепа США по правам в Грузии основан на реальных фактах — Закария Куцнашвили
Печать
15 апреля 2011. PenzaNews. Официальный отчет по ситуации о правах граждан в Грузии, опубликованный Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда Государственного департамента США по итогам 2010 года, основан исключительно на реальных фактах, которые отмечают многие правозащитные организации. Об этом ИА «PenzaNews» заявил председатель грузинской ассоциации «Закон для людей» Закария Куцнашвили.
«Госдепартамент США дал заключение, которое основано на реальных фактах, зафиксированных в Грузии. Такие нарушения, как право на жизнь, безопасность, свободу слова и другие, к сожалению, нарушаются. Многие правозащитники об этом говорят давно и указывают на конкретные факты, но реагирования нет», — сказал он.
Закария Куцнашвили отметил, что в минувшем году Госдепом США был также опубликован объективный, по его мнению, отчет, в котором говорится о политических заключенных и так называемых «незаконно заключенных» гражданах.
Собеседник агентства особо подчеркнул, что ситуация с политзаключенными в Грузии обстоит достаточно сложно.
По словам Закария Куцнашвили, проблема нарушения прав человека коснулась и его семью, когда в июле 2008 года был арестован известный предприниматель, директор компании «Джеоинженеринг», профессор Омар Куцнашвили — отец правозащитника.
«Я всегда старался не рассказывать эту историю, чтобы никто не подумал о том, что я критикую власть всего лишь из-за ареста моего отца. Я критикую власть с 2003 года, а отца арестовали перед войной — в 2008 году», — пояснил Закария Куцнашвили.
По имеющимся сведениям, Омар Куцнашвили 19 февраля 2009 года был приговорен Тбилисским горсудом к 4 годам лишения свободы за якобы нецелевые расходы компании «Джеоинженеринг», которая на деньги американской корпорации «Millennium Challenge Corporation» осуществляла реабилитацию газопровода на магистральном нефтепроводе Север-Юг (через него природный газ поступает из России в Грузию).
Как сообщают СМИ, после приговора суда Омар Куцнашвили требовал своевременного рассмотрения дела в Верховном суде и настаивал не только на своем освобождении, но и освобождении других граждан, арестованных в Грузии по политическим мотивам. Омар Куцнашвили ходатайствовал о том, чтобы суд установил, имеется ли его подпись на кредитной документации и сметах компании «Джеоинженеринг», а также нанесен ли этим кому-либо материальный ущерб.
«Мой отец, представительный и уважаемый в обществе, является политическим заключенным. Его арестовали потому, что я не поддержал на президентских выборах «этого человека» [Михаила Саакашвили], критиковал его программу, призывал голосовать за оппозиционного кандидата, а мой отец отказался внести пожертвование в избирательный фонд государственной партии «Единое национальное движение», — сказал собеседник агентства, оставив остальные подробности дела без комментариев.
По некоторым данным, в 2007 году после парламентских выборов Давид Кезерашвили, занимая на тот момент пост министра обороны Грузии, стал оказывать давление на бизнесменов, которые отказались перечислять денежные средства на счета правящей партии, возглавляемой президентом Михаилом Саакашвили. Одним из таких бизнесменов был Омар Куцнашвили, который отказался от сотрудничества с «Националами» и, получив за достаточно короткий срок несколько угроз, был арестован властями.
Как ранее сообщало ИА «PenzaNews», в феврале 2011 года многие известные международные эксперты, комментируя ситуацию по делу одного из наиболее активных политических деятелей армянского национального меньшинства Грузии Ваагна Чахаляна, который был арестован летом 2008 года (ему инкриминировалось групповое сопротивление представителю власти, приобретение и хранение оружия и боеприпасов, организацию массовых беспорядков), отмечали неблагоприятную обстановку в Грузии с реализацией гражданами своих конституционных прав и свобод из-за проводимой президентом Михаилом Саакашвили и его правительством политики.
Так, например, представительница Международного общества по защите прав человека Ванда Ванзидлер (Vanda Vansidler) тогда назвала ситуацию в Грузии крайне тревожной, особенно из-за правосудия, которое становится все более несвободным.
«Возникает такое ощущение, что приговор уже готов в письменном виде еще до того, как начался сам судебный процесс. А в самом процессе правосудия, как правило, замешана политика. В прессе же доминирует самоцензура. Ситуация в социальной сфере также является сложной, как и в области прав человека. Это печальное последствие Революции роз не может не вызывать беспокойства», — сказала она.
Опасения международных экспертов по поводу критической ситуации в Грузии были подтверждены в отчете Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда Госдепартамента США, опубликованном 8 апреля 2011 года.
В нем, в частности, говорится о зафиксированных фактах ненадлежащего соблюдения норм правосудия, правительственного давления на судебную власть и нахождения людей в тюрьме исключительно по политическим мотивам.
Так, например, нарушения в ходе судопроизводства по делу Чахаляна были отмечены как армянскими общественными организациями, так и омбудсменом Грузии. Однако он был приговорен к 10 годам лишения свободы, а члены его семьи — к крупным штрафам. Защита Ваагна Чахаляна решила отстаивать его интересы в любых инстанциях, вплоть до Европейского суда по правам человека. Однако в настоящее время политический заключенный по-прежнему находится в тюрьме строгого режима Рустави.
Согласно отчету Госдепартамента США, в 2010 году Ваагн Чахалян неоднократно заявлял о нарушении своих законных прав и свобод администрацией исправительного учреждения. В обращении к неправительственной организации «Protected Designation of Origin» (PDO) он сообщил, что 30 апреля 2010 года тюремные охранники жестоко избили его. 15 июня Министерство юстиции Грузии заявило, что медицинские эксперты не нашли доказательств плохого обращения с Ваагном Чахаляном, а его сокамерник отрицал, что видел какие-либо признаки физического насилия.
Кроме того, наблюдатели сообщили о ряде других аналогичных фактах избиения заключенных. В частности, PDO исследовал также возможное плохое обращение с Нели Навериани, Ираклием Какабадзе, Арчилой Сахвадзе, Вахтангом Маисаи и другими.
Права человека в Грузии являются объектом внимания правозащитных организаций и общественных деятелей с начала 1990-х годов. Грузинские власти обвиняются в убийствах оппозиционеров, разгоне мирных демонстраций и избиении их участников, арестах, преследовании и фабрикации уголовных дел по ложным доказательствам против политических оппонентов.