Амнистия заключенных в Грузии — оправданный и необходимый шаг нового руководства государства
Печать
18 января 2013. PenzaNews. Около 3 тыс. заключенных, в том числе «политических», будут освобождены из тюрем Грузии в течение ближайших двух месяцев в рамках проводимой в стране масштабной амнистии. Соответствующий закон вступил в силу 13 января 2013 года, преодолев вето президента республики Михаила Саакашвили (Mikhail Saakashvili).
Фото: Cmdingenieros.com
«В Грузии больше никто не должен подвергаться преследованиям по политическим признакам, и тогда необходимости в таких амнистиях уже не будет. Новая власть должна приложить все усилия для этого. Общество, СМИ, неправительственные и международные организации должны быть более бдительными и бескомпромиссными, чем в условиях прежней власти, именно из-за отсутствия этого мониторинга и принимавшей те решения, по которым сотни людей были заключены в тюрьмы по политическим мотивам», — заявил подписавший законопроект председатель грузинского парламента Давид Усупашвили (David Usuphashvili).
Как сообщил ИА «PenzaNews» депутат парламента Грузии, представитель фракции «Грузинская мечта» Закария Куцнашвили (Zakaria Kutsnashvili), освобождение политзаключенных стало выполнением одного из пунктов предвыборной программы партии Бидзины Иванишвили (Bidzina Ivanishvili).
«В последний год многих людей в Грузии притесняли по политическому признаку, некоторых преследовали только потому, что не устраивала их позиция по отношению к руководству страны. Мы обещали нашим избирателям, что после прихода к власти объявим в Грузии большую амнистию. Несмотря на все трудности, парламент сумел преодолеть президентское вето, и закон вступил в силу. Грузия — первая страна на постсоветском пространстве, в которой официально был признан факт наличия политических заключенных. Мы дали понять всему сообществу, что людей нельзя преследовать или задерживать на основании их политических взглядов, поскольку человек рождается свободным и имеет право критиковать власть, не любить власть и оппонировать власти», — заявил политик.
По его словам, Михаил Саакашвили наложил вето на данный законопроект, не желая признать наличие в стране политических заключенных.
«В годы власти он [Михаил Саакашвили] преподносил ситуацию так, как будто в Грузии установлена демократия, а права человека защищены на высшем уровне. Но избиратели отдали свои голоса «Грузинской мечте», поскольку признали факт политических преследований. Народ и парламент были на одной стороне, а президент — на другой. И народ, как всегда, победил в этой борьбе», — сказал Закария Куцнашвили.
Между тем, депутат отметил, что представители «Грузинской мечты» останутся сторонниками прозападного внешнеполитического курса.
«Мы не собираемся корректировать внешнюю политику. Но это не означает, что мы не будем стараться улучшить и наладить отношения с Россией», — подчеркнул он, добавив, что по некоторым вопросам в этом направлении нужно не только вести диалог, но и принимать конкретные решения.
«Транспортные, гуманитарные и визовые связи, а также другие сферы человеческих отношений нуждаются в улучшении, и мы надеемся, что российские власти пойдут на эти шаги», — отметил представитель фракции «Грузинская мечта».
В свою очередь председатель партии «Свободная Грузия» Каха Кукава (Kakha Kukava) высказал мысль о том, что для нормализации двусторонних отношений правительство республики должно приложить больше усилий.
«Для них [действующей власти] приоритетными являются отношения с Соединенными Штатами, и это большая ошибка, потому что из американо-грузинских связей даже в теоретическом смысле Грузия не может получить какую-либо выгоду в сфере политики, экономики или безопасности. А российско-грузинские отношения жизненно важны для республики: грузинская экономика полностью зависит от российского рынка и от инвестиций российских компаний; будущее грузинских территорий — Абхазии и Южной Осетии — зависит от того, каковы будут отношения между РФ и Грузией. Кроме того, мы принадлежим к православному миру, который объединяет эти два государства в духовном и культурном смыслах», — сказал политик.
«Что касается США — это были лишь эксперименты Михаила Саакашвили, но ничего кроме убытков от этих отношений в течение последних 20 лет мы не получили. Причины тому можно искать и в истории, и в географии. Америка очень далека от Грузии, тогда как Россия — это давний и верный партнер нашей страны», — подчеркнул он.
Вместе с тем, многое в республике, по мнению лидера «Свободной Грузии», меняется в лучшую сторону. Так, в частности, главным достижением новой власти Каха Кукава считает стабилизацию психологического фона и предоставление большей политической свободы.
«После прихода нового правительства никого не арестовывают по политическим признакам, не разгоняют митинги, не закрывают свободные телекомпании. Сравнивать с тем, что было при Саакашвили — невозможно», — отметил собеседник агентства.
По его словам, партия «Свободная Грузия» полностью поддерживает проводимую в стране амнистию политических заключенных, а также освобождение «обыкновенных преступников».
«При прежней власти в тюрьмах сидели и бизнесмены, которые просто не хотели платить рэкетирам Михаила Саакашвили, и наркоманы, которых надо лечить, а не арестовывать. Мы поддерживаем эту амнистию и считаем позорным тот факт, что Грузия была на первом месте в Европе и на втором месте в мире по числу заключенных на тысячу жителей», — заявил Каха Кукава.
Анализируя потенциальное развитие событий в стране, политик высказал мысль о том, что многое будет зависеть от эффективности работы пришедших к власти политиков.
«Если они довольно быстро добьются определенных результатов, Саакашвили уже не удастся взять реванш, о котором он мечтает. Если же новое правительство не сможет достигнуть ощутимых результатов, своего рода «ностальгия» по прежней власти, возможно, будет присутствовать. При этом я считаю, что правительство Иванишвили, в первую очередь, должно сконцентрироваться на экономике Грузии и на тех социальных обещаниях, которые были даны в ходе избирательной кампании», — сказал собеседник агентства.
Тем временем, руководитель программы по вопросам России и Евразии лондонского Королевского института международных отношений (Chatham House) Джеймс Никси (James Nixey) подчеркнул, что промежуточный период между парламентскими и президентскими выборами станет очень важным, однако оценить эффективность новой власти, по его словам, пока не представляется возможным.
«Первоначальные высказывания Саакашвили также были весьма перспективными, но время расставляет все на свои места. Новое правительство Грузии все еще проходит этап построения, и пока сложно предугадать потенциальную продуктивность его работы и степень реализации данных в ходе предвыборной кампании обещаний. Кроме того, мы все еще не знаем истинного характера взглядов Иванишвили», — отметил британский эксперт.
При этом отношения Грузии с Россией, по словам аналитика, не будут простыми.
«В общих чертах нового премьер-министра можно охарактеризовать как прозападного политика, тогда как Владимир Путин ориентирован на Евразию. В один момент эти противоречия приведут к столкновению интересов. Однако пока налаживание отношений во многом будет зависеть от готовности Иванишвили идти на диалог и некоторое смягчение», — сказал Джеймс Никси, добавив, что лидеров стран ожидает сложная работа.
В свою очередь старший научный сотрудник исследовательской группы по проблемам России и постсоветских стран немецкого фонда «Наука и политика» Уве Хальбах (Uwe Halbach) обратил внимание на появление в Грузии политического соперничества.
«До прихода Бидзины Иванишвили у монополистической власти президента Саакашвили и его партии «Объединенное народное движение» (ОНД) фактически не было конкурентов. После октябрьских выборов ситуация резко изменилась — теперь ОНД представлена значительно меньшим числом парламентариев, а бывшая оппозиционная коалиция «Грузинская мечта», не имевшая депутатов в высшем законодательном органе страны вплоть до этих выборов, одержала победу», — напомнил эксперт.
При этом вопрос о том, сможет ли усиление конкуренции способствовать увеличению политической свободы, зависит, по его мнению, от характера соперничества — от того, будет ли оно вестись честно или же превратится в «грязные игры» между двумя бескомпромиссными политическими полюсами.
«Что касается амнистии, ее необходимость подтверждается рядом юридически обоснованных аргументов, среди которых и признание наличия в стране политзаключенных. Однако я предполагаю, что это является лишь частью политической игры. Крупномасштабная амнистия, с одной стороны, и проводимые задержания бывших государственных деятелей в связи с превышением полномочий — с другой, кажутся крайне политизированными шагами», — пояснил аналитик.
Между тем он также выразил уверенность в том, что отношения Грузии и России по-прежнему останутся довольно сложными.
«Обвинения Бидзины Иванишвили в попытке смены внешнеполитического вектора Грузии от Запада к России сопровождали всю избирательную кампанию Михаила Саакашвили с октября 2011 года. Однако новое правительство качественно не меняет внешнеполитический курс республики, а лишь пытается придать ему большую прагматичность и реалистичность в решении вопроса грузино-российских отношений и проблемы «отколовшихся территорий» — Абхазии и Южной Осетии. Тем не менее, есть «красная черта», преодолеть которую не удастся. Территориальная целостность Грузии не будет поставлена под вопрос новым и более прагматичным руководством, представленным такими ключевыми фигурами, как министр обороны Ираклий Аласания (Irakli Alasania), госминистр по вопросам реинтеграции Паате Закареишвили (Paata Zakareishvili) или глава МИД Майя Панджикидзе (Maia Panjikidze). Развитие отношений между двумя государствами будет зависеть от готовности РФ положительно реагировать на новые подходы Тбилиси в решении вопросов вне «красной черты» — в области экономики, гуманитарных контактов и культуры», — предположил Уве Хальбах.
Независимый грузинский публицист и политолог, главный редактор информационно-аналитического агентства «Грузинформ» Арно Хидирбегишвили (Arno Khidirbegishvili) также не видит никаких предпосылок, свидетельствующих об изменении внешнеполитического курса.
«Иванишвили говорит о налаживании отношений с соседним государством — он адекватный в этом плане. Но и он, и все его окружение — такие же «проамериканцы», как и представители власти Саакашвили. Ни одна сила, говорящая об изменении внешнеполитического курса, — «Свободная Грузия» Кахи Кукавы, партия Нино Бурджанадзе (Nino Burjanadze) или какое-то другое объединение — на пушечный выстрел не была подпущена к коалиции, парламенту и выборам», — заявил политолог.
Он добавил также, что такое положение дел связано с большим влиянием США на ситуацию в Грузии.
«Сюда Америка вложила огромные ресурсы и «выломает руки» каждому, кто будет действовать по собственному усмотрению. Чего бы это ни стоило, США продолжат продвигать свои интересы, а Саакашвили и Иванишвили, скрипя зубами, будут следовать указанному курсу, потому что Соединенные Штаты в свое время привели действующего президента [к власти], а в какой-то период заменили его на Иванишвили только лишь потому, что им нужен руководитель Грузии, который может управлять электоратом. Вот и вся разница», — пояснил он.
По его словам, все сегодняшние события в Грузии происходят по указаниям и инструкциям главного стратегического партнера республики — Соединенных Штатов, «которые не дают делать резких шагов действующему президенту и не позволяют новоизбранному премьер-министру в полной мере осуществлять законные операции по раскрытию преступлений представителей прежнего правительства».
Отвечая на вопрос о масштабной амнистии, Арно Хидирбегишвили подтвердил факт политических преследований, а также отметил, что зачастую на несоизмеримо длительные сроки в тюрьмы попадали граждане, совершившие мелкие преступления.
«Суды, однозначно, работали по политическому заказу прежней власти, а процент оправдательных приговоров был минимален. Однако я думаю, что определенные силы, которые захотят продемонстрировать недееспособность нового руководства, будут провоцировать всплеск преступности в попытке доказать, что амнистия была неоправданным шагом», — сказал эксперт.
Более того, ставшие оппозиционными политические силы, по мнению аналитика, попытаются дать отпор партии, пришедшей к власти.
«Саакашвили — политический банкрот, он закончил свою политическую карьеру. ОНД скомпрометировано, и серия компроматов еще будет продолжаться. Однако в составе движения есть очень опытные руководители, которые могут перегруппироваться и создать обновленную партию. Им вряд ли удастся вернуться к власти в скором времени, но у них есть опора на электорат в Западной Грузии и районах, населенных нацменьшинствами. Пока ситуацией в стране, в основном, управляет «Грузинская мечта», но эта партия будет испытывать большое сопротивление со стороны бывших власть имущих», — подвел итог политолог.