03:25:24 Воскресенье, 24 ноября
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Законность финансовой деятельности Уильяма Браудера на территории РФ вызывает сомнения

20:30 | 26.03.2013 | Аналитика

Печать

26 марта 2013. PenzaNews. Следственный департамент МВД РФ заочно предъявил главе инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Уильяму Браудеру (William Browder) обвинение по делу о незаконной скупке акций ОАО «Газпром». По версии правоохранительных органов, финансист руководил компаниями, участвовавшими в приобретении ценных бумаг российского газового монополиста в 1999–2004 годах по внутрирыночной цене в обход действовавшего запрета на их продажу зарубежным фирмам и лицам.

Законность финансовой деятельности Уильяма Браудера на территории РФ вызывает сомнения

Фото: Wikipedia.org

«Он использовал специально разработанную схему, по которой иностранные компании скупали наиболее ликвидные активы именно на территории РФ якобы от имени российских юридических лиц, зарегистрированных, как правило, в зонах с льготным режимом налогообложения», — говорится в сообщении пресс-службы МВД России.

По мнению следствия, Уильям Браудер пытался получить доступ к документам финансовой отчетности «Газпрома», имеющим стратегическое значение, и войти в совет директоров, преследуя цель не только извлечь личную выгоду, но и в дальнейшем навязать холдингу свою политику.

Предварительные расчеты показали, что ущерб Российской Федерации от незаконных действий только по 29 сделкам одной из подконтрольных ему компаний составил 3 млрд. рублей.

При этом, по заявлению МВД РФ, «несмотря на направленное в посольство Королевства Великобритании и Северной Ирландии уведомление о необходимости прибытия», ни сам глава Hermitage Capital, ни его официальные представители для проведения процессуальных действий не явились. Российская сторона принимает установленные законодательством меры для объявления финансиста в международный розыск.

По сообщениям СМИ, Уильям Браудер считает вменяемые ему обвинения необоснованными и уверен в том, что сложившаяся ситуация нанесет серьезный удар по рынку ценных бумаг РФ и отрицательно скажется на привлечении иностранного капитала в экономику страны.

Вместе с тем министерство внутренних дел России также подозревает финансиста в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере путем фальсификации деклараций и незаконного получения льгот для организаций, использующих труд инвалидов, в связи с чем в отношении него и уже покойного аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского (Sergei Magnitsky) возбуждено отдельное уголовное дело.

По версии правоохранительных органов, посредством различных махинаций из российского бюджета было похищено 5,4 млрд. рублей. Судопроизводство в отношении Уильяма Браудера осуществляется заочно, поскольку Великобритания, подданным которой он является, отказалась от международно-правового сотрудничества с РФ по данному вопросу; а в отношении Сергея Магнитского, скончавшегося в следственном изоляторе в 2009 году, — посмертно.

Между тем особый интерес обозревателей вызывает тот факт, что аудитор фонда Hermitage Capital был не единственным человеком из окружения Уильяма Браудера, который трагически погиб при странных обстоятельствах.

Как пишут некоторые зарубежные издания, фонд Hermitage Capital, созданный британским финансистом в партнерстве с банкиром Эдмондом Сафрой (Edmond Safra), начал вести активную деятельность в РФ сразу после дефолта 1998 года, перед наступлением которого бесследно пропали 4,8 млрд. долларов, выделенных России Международным валютным фондом в качестве стабилизационного кредита. Известно, что деньги поступили на счет Republic National Bank Эдмонда Сафры, однако впоследствии их перемещение отследить не удалось, а сам компаньон Уильяма Браудера погиб при пожаре в результате поджога в собственной охраняемой резиденции в Монако, начав, по официально неподтвержденной информации, сотрудничество с ФБР.

Кроме того, в рамках дела о налоговой афере Генеральной прокуратурой РФ неоднократно изучались документы об обстоятельствах гибели владельца «Универсального банка сбережений» Семена Коробейникова (Semen Korobeinikov), через которого, как полагают представители следствия, проходили добытые из государственного бюджета деньги. По предварительной версии, банкир осматривал пентхаус, который собирался приобрести в строящемся элитном доме, когда у него случился сердечный приступ, и он сорвался вниз, получив травмы, несовместимые с жизнью.

Серьезные подозрения у следствия вызывает также гибель номинального владельца одной из подставных фирм Валерия Курочкина (Valery Kurochkin), отравившегося некачественным алкоголем, и смерть от сердечного приступа одного из деловых партнеров Семена Коробейникова Октая Гасанова (Oktay Hasanov), выступавшего, по мнению правоохранительных органов, главным связующим звеном между аудитором Сергеем Магнитским и владельцем «Универсального банка сбережений».

Тем временем в Hermitage Capital существует своя версия относительно налоговых махинаций, согласно которой к хищению крупной суммы бюджетных средств причастны сами представители правоохранительных органов РФ, а Сергей Магнитский погиб «от рук власти», якобы разоблачив коррупционную схему российских чиновников.

По словам ряда экспертов, эта версия получила широкое распространение в зарубежной прессе, в частности, благодаря умелому использованию Уильямом Браудером современных информационных технологий и СМИ.

«Нужно понимать, что пресса ничего не знает об этих историях, неспособна понять некоторые сложные случаи и не может позволить себе проводить исследования. Наша цель — так «упаковать» ситуацию, чтобы всем было ясно, что произошло», — описал финансист медиастратегию своего инвестиционного фонда.

По мнению ряда обозревателей, именно с помощью информационной войны ему удалось пролоббировать в США так называемый «акт Магнитского», а также начать кампанию за принятие его «европейской версии». В интервью одному из зарубежных СМИ Уильям Браудер выразил уверенность, что страны Евросоюза безоговорочно утвердят свой вариант закона уже в течение года.

Комментируя финансовую деятельность главы Hermitage Capital, основатель и президент Американского университета в Москве, американский политолог российского происхождения Эдуард Лозанский (Edward Lozansky) выразил сомнение относительно ее законности.

«По собственным заявлениям фонда, его прибыль составила неслыханные 2697%. Понятно, что заработать такие бешеные деньги в сравнительно короткий период вряд ли возможно», — сказал он в интервью ИА «PenzaNews».

Вместе с тем, по мнению политолога, Уильям Браудер использует трагическую гибель Сергея Магнитского в своих целях, а его действия, направленные на привлечение международного внимания к смерти сотрудника фонда в российском следственном изоляторе, являются, скорее всего, не «правозащитной» кампанией, а попыткой отвести интерес от собственной незаконной деятельности.

«Учитывая тот факт, что глава Hermitage Capital не сотрудничает с российским следствием, а правительство Соединенного Королевства отказывается помочь передать ему повестку в суд, на мой взгляд, следует попытаться возбудить дело против Уильяма Браудера в самой Англии. Уверен, что там найдется достаточно адвокатских фирм, которые за это возьмутся. Главное — выбрать наиболее компетентную, что не так сложно», — добавил эксперт.

Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов (Alexander Shatilov) разделил мнение Эдуарда Лозанского о том, что британский финансист может использовать смерть аудитора Сергея Магнитского в качестве оружия в информационной войне.

«Сергей Магнитский воспринимается на Западе как мученик, уничтоженный авторитарным режимом. Человек, требующий наказать виновных в его смерти, автоматически получает моральную, а, возможно, и юридическую защиту от закона. Если «рыльце» у Браудера действительно «в пушку», то это довольно сильный ход и красивый способ избежать ответственности, потому что тронуть его в этой ситуации — значит дать Западу повод полагать, что режим Путина добивает остатки команды Магнитского», — пояснил он.

При этом, по его словам, мировое сообщество может неоднозначно расценить новое уголовное дело о незаконной скупке акций ОАО «Газпром».

«Нельзя не отметить, что этот вопрос рассматривается в условиях противостояния вокруг так называемого «списка Магнитского», и это можно считать российским ответом на выпады Соединенных Штатов. С другой стороны, бизнес в РФ в условиях до сих пор сохраняющихся неформальных практик зачастую предполагает нелегальные или окололегальные схемы. Я не исключаю, что пока те или иные бизнесмены лояльны к власти, они не подвергаются преследованиям, но как только их позиция меняется, они могут быть привлечены к ответственности на совершенно законных основаниях», — отметил собеседник агентства.

По его мнению, в деятельности финансиста могли иметь место «определенные злоупотребления», однако в уголовном деле присутствует и политическая составляющая.

«Основатель Hermitage Capital находится вне досягаемости — его легко осудить заочно, однако истребовать физически почти невозможно. Российские правоохранители хорошо понимают это. Я думаю, этот эпизод будет пиариться в качестве ответа Западу на «акт Магнитского», а через некоторое время уйдет на второй план и не будет привлекать такого внимания прессы», — сказал Александр Шатилов.

В свою очередь российский политолог Павел Данилин (Pavel Danilin) напомнил, что, пользуясь своими связями на Западе, Уильям Браудер достаточно долго «водил за нос» российские налоговые органы и корпорации, активно занимаясь гринмейлом.

«Используя различные махинации, он приобрел достаточно крупный пакет акций «Газпрома» и пытался оказывать серьезное влияние на политику компании. Уильяму Браудеру делались предупреждения, а затем его объявили персоной нон грата в России», — отметил он, добавив, что финансист не мог не проиграть, вступив в войну с российскими корпорациями.

Между тем, привлекая внимание к смерти Сергея Магнитского и разжигая дискуссию о несоблюдении прав человека в РФ, глава Hermitage Capital, по мнению политолога, пытался не только отвлечь внимание от своей деятельности, но и нанести вред репутации Российской Федерации.

«Браудер сейчас выступает в роли ледокола, который бьет в целом по стране и представлениям о законности в ней. Изначально, его обвинения в адрес России были направлены на то, чтобы «обелить» себя. Однако на следующем этапе, где-то с 2009 года, когда он выступал перед Хельсинской комиссией конгресса США и начал продвигать идею о «законе Магнитского», Браудер перерос роль крупного инвестора, имеющего хорошие связи с политической верхушкой России. Теперь он выступает в качестве информационного и политического киллера, доказывая всем заинтересованным, что в России якобы нет справедливого суда и действуют коррумпированные сотрудники правоохранительных органов», — пояснил Павел Данилин.

При этом, по словам эксперта, исполнять эту роль ему осталось недолго, поскольку в Высокий суд Лондона был подан иск от Павла Карпова, бывшего следователя, обвиненного финансистом в причастности к смерти Сергея Магнитского.

«Как мы знаем, Павел Карпов только дважды допрашивал Магнитского и не имеет никакого отношения к его заключению под стражу. Уильям Браудер сейчас делает все возможное, чтобы этот иск не рассматривался, но, я полагаю, добиться этого ему не удастся. Одно то, как Браудер суетится, показывает, что он прекрасно понимает — за него решили взяться всерьез», — добавил собеседник агентства.

Вместе с тем политолог не смог однозначно ответить на вопрос о том, как будет развиваться ситуация вокруг незаконной скупки акций ОАО «Газпром».

«Сложно сказать, какое продолжение получит это уголовное дело, поскольку скоро подойдет срок давности. Тем не менее, перспективы у него есть», — сказал он, предположив однако, что наиболее интересное развитие могут получить обвинения в налоговых махинациях.

«Мы не можем позволить Уильяму Браудеру действовать против интересов российского государства. Он, безусловно, подвергнется уголовному преследованию в России и преследованию за клевету за пределами РФ», — подвел итог Павел Данилин.

Актуальное