19:00:06 Суббота, 21 декабря
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Дипломатический спор между США и РФ вокруг договора о РСМД требует диалога сторон

10:31 | 15.08.2014 | Аналитика

Печать

15 августа 2014. PenzaNews. Госдепартамент США опубликовал 30 июля доклад о международном соблюдении соглашений по контролю над вооружением, в который были включены претензии в адрес России о нарушении договора между СССР и Соединенными Штатами о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), подписанного в 1987 году.

Дипломатический спор между США и РФ вокруг договора о РСМД требует диалога сторон

Фото: Flickr.com

«США определили, что Российская Федерация нарушила свои обязательства по договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности: не иметь, не производить и не испытывать баллистические ракеты наземного базирования с дальностью полета от 500 до 5,5 тыс. км, а также не иметь и не производить пусковые установки для таких ракет», — говорится в документе.

Вместе с тем никаких доказательств и фактов нарушений в отчете не приводится.

Заявление по тому же поводу сделал и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen), который призвал Россию соблюдать положения договора о РСМД.

«Соглашение остается ключевым элементом евроатлантической системы безопасности. Договор приносит пользу нашей взаимной уверенности в будущем и должен быть сохранен», — цитирует его слова официальный сайт организации.

По сообщению газеты New York Times, о предполагаемых нарушениях было упомянуто также в письме президента США Барака Обамы (Barack Obama) его российскому коллеге Владимиру Путину (Vladimir Putin).

«В письме к Путину господин Обама подчеркнул свою заинтересованность в проведении диалога с Москвой на высоком уровне с целью сохранить договор 1987 года, а также обсудить шаги, которые Кремль может предпринять, чтобы вернуться к его соблюдению», — говорится в публикации.

В свою очередь министерство иностранных дел Российской Федерации в официальном заявлении отвергло все выдвинутые претензии, подчеркнув при этом, что США не представили никаких доказательств.

«Примечательно, что американская сторона в свойственной ей манере не приводит никаких конкретных фактов, зачем-то подменяя их изложением основных статей данного договора. Не проясняют суть американских претензий и комментарии официальных лиц, которые ссылаются на некие «засекреченные разведданные», — сообщается в комментарии по докладу Госдепартамента США, опубликованном на сайте МИД РФ.

Кроме того, в нем отмечается, что Вашингтон сам допускает целый ряд нарушений договора о РСМД. В частности, МИД России выразил озабоченность по поводу использования США ракет-мишеней, сходных по характеристикам с ракетами меньшей дальности, и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) военного назначения. Также в дипломатическом ведомстве обеспокоены планами разместить в Польше и Румынии американские пусковые установки «Mk-41», которые могут быть использованы для запуска крылатых ракет средней дальности.

Помимо вышеназванного, МИД РФ указал и на ряд других неоднозначных поступков Белого дома в области контроля над вооружением — выход из договора о противоракетной обороне (ПРО) в 2001 году, наращивание собственной системы ПРО и обычного вооружения, а также вопросы в отношении политики Соединенных Штатов в сфере ядерных испытаний и космического, биологического и токсинного оружия.

Отвечая на заявление, которое сделал Андерс Фог Расмуссен, в МИД РФ подчеркнули, что НАТО не является участником договора 1987 года.

«Если же Генсекретарь НАТО серьезно хотел бы внести вклад в укрепление режима ДРСМД [Договора о РСМД], мы порекомендовали бы ему озаботиться задачей придания Договору многостороннего характера, в пользу чего Россия неоднократно выступала», — говорится в отдельном комментарии министерства.

Обвинения в адрес Москвы о нарушении договора о РСМД вызвали широкий отклик среди международных экспертов. Так, известный российский исследователь истории стран Балтии, автор многих научных публикаций и нескольких книг, кандидат исторических наук Михаил Крысин (Mikhail Krysin) обратил внимание на то, в какой обстановке было подписано соглашение 1987 года.

Он отметил, что ДРСМД был в первую очередь направлен на разоружение СССР, избравшего под руководством президента Михаила Горбачева (Mikhail Gorbachev) мягкую политику по отношению к США, а для Вашингтона потери в военной мощи были значительно менее ощутимыми.

«Главный смысл договора 1987 года был именно в том, чтобы уничтожить советский наземный потенциал РСМД, который был намного больше, чем потенциал РСМД советских военно-воздушных и военно-морских сил. В Соединенных Штатах наземный компонент РСМД не имел особого значения по сравнению с потенциалом такого оружия в ВВС и ВМС США», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».

Он добавил, что ряд высокопоставленных российских политиков считают ДРСМД не соответствующим современным реалиям.

«Президент России Владимир Путин еще 10 февраля 2007 года сказал, что этот договор служит планам США по размещению ракетных систем в Чехии и Польше. Тогдашний министр обороны России Сергей Иванов назвал этот договор «реликтом холодной войны» и сослался на то, что РСМД имеются у многих соседей России, поэтому логично было бы иметь их и нам», — напомнил историк.

По его мнению, заявление Госдепартамента США, сделанное в июле, было вызвано рядом событий как в военной, так и политической сфере.

«РСМД, состоящие в наши дни на вооружении США и России, не являются ракетами наземного базирования. Одним из поводов к таким обвинениям может быть и то, что Россия в последние годы пытается наращивать потенциал РСМД неназемного базирования. Но совершенно очевидно, что причина кроется именно в украинском вопросе», — подчеркнул эксперт.

С его точки зрения, выдвинутые обвинения могут быть одной из составляющих «психологической войны», которая в настоящее время ведется против России.

«После присоединения Крыма Россию обвиняют во всем плохом, что происходит в мире. Якобы Россия виновата в разжигании гражданской войны на Украине, в пожаре с многочисленными жертвами в Одессе, в крушении малазийского «Боинга-777», в угрозе всей Европе», — сказал Михаил Крысин.

По его мнению, власти США не намерены выходить из договора, чтобы использовать его для дальнейшей дискредитации Москвы, тогда как вопрос о нарушениях соглашения самим Вашингтоном может остаться без внимания общественности.

Вместе с тем историк предположил, что России в настоящее время не стоит предпринимать шаги по выходу из договора 1987 года и приложить максимальные усилия для противодействия политике Белого дома.

«Возможно, и нам пока не стоит отказываться от этого договора, а до тех пор, насколько возможно, использовать его как козырь в «психологической войне» между Россией и США, параллельно развивая потенциал РСМД в ВВС и ВМС по примеру тех же Соединенных Штатов», — пояснил Михаил Крысин.

Продолжая тему конфронтации между США и РФ, научный сотрудник Объединенного королевского института по исследованию вопросов безопасности и обороны в Лондоне Игорь Сутягин (Igor Sutyagin) отметил, что шансы скорого разрешения дипломатического конфликта в настоящее время очень малы.

«Полтора года назад прозвучали слова, что Россия выйдет из договора. Уже года три звучат достаточно активные призывы в прессе к тому, что договор о РСМД надо перечеркнуть и начать строить ракеты средней дальности. Это аккумулировалось, и критическая масса была перейдена, и случилось это, насколько помню по западным публикациям, в октябре-ноябре прошлого года — задолго до событий на Украине», — сказал эксперт.

Он также назвал замечания МИД России в адрес США несостоятельными, поскольку ракеты-мишени используются и Вашингтоном, и Москвой, тогда как развертывание американских пусковых установок «Mk-41» формально не является нарушением договора.

Говоря о применении Соединенными Штатами беспилотников, Игорь Сутягин подчеркнул, что они являются дистанционно пилотируемыми аппаратами, которые не самоуничтожаются при поражении цели. Именно эта особенность, по его мнению, выводит БПЛА из-под юрисдикции договора о РСМД.

Игорь Сутягин отметил, что в пользу аргументов США говорят и официально опубликованные данные о российском комплексе «Искандер-К», который может быть оснащен крылатыми ракетами большой дальности (более 2 тыс. км).

С его точки зрения, вышеприведенные факты в сочетании с заявлениями высокопоставленных лиц заставляют НАТО рассматривать военные действия и разработки России как возможный повод для агрессии, даже если они не представляют никакой опасности для Североатлантического альянса.

«В такой ситуации любые телодвижения России в области РСМД воспринимаются как угроза НАТО», — добавил аналитик.

Научный сотрудник норвежского Института исследований проблем мира в Осло Павел Баев (Pavel Baev) также отметил, что ситуация вокруг договора 1987 года может привести к заметному росту напряжения в мире.

«Конфронтация разворачивается нешуточная, и вещи, которые связаны с наследием «холодной войны», очень сложно вписываются в эту ситуацию. На мой взгляд, неправильно говорить о новой «холодной войне» — ситуация качественно другая. Но отдельные элементы прошлого очень неожиданно попадают в эту новую конфронтацию, для которой пока еще нет подходящего слова, и оказываются в ней серьезными фактами дестабилизации», — сказал он.

В сложившихся обстоятельствах, по мнению эксперта, выдвинутые Вашингтоном претензии носят крайне серьезный характер.

«То, на что ссылаются США, выглядит гораздо более прямым, серьезным и бесспорным нарушением, нежели те вещи, которые приводит российская сторона. Это выглядит попыткой вполне традиционного парирования обвинений контробвинениями, но если за тем, что предъявляют американцы, есть правда, никакими контрдоводами от этого не закрыться», — подчеркнул исследователь.

При этом Павел Баев признал, что Госдепартамент США не предоставил практически никакой информации о допущенных Россией нарушениях.

«Есть какие-то вещи, техническая информация, которая в принципе не раскрывается, потому что она имеет другой гриф секретности. Для меня тоже мало информации, которая дается. Информации недостаточно для размышлений. Хотелось бы больше знать, хотя бы в самых основах, о какой ракете идет речь», — сказал он.

По мнению исследователя, в текущей мировой обстановке обеспечить фактическое соблюдение ДРСМД будет крайне сложно, но положение отнюдь не является безнадежным.

«Я думаю, что если бы ситуация в целом была другая, проблема бы решалась, потому что разрушать этот договор явно не в интересах России, и совершенно ясно, что Америка этого не хочет. Договор является одной из немногих действующих основ европейской системы безопасности. Все предпочли бы его сохранить», — подчеркнул он.

Также исследователь высказался по теме разработки и использования БПЛА военного назначения. По его мнению, данный тип вооружения крайне нуждается в отдельных регулятивных механизмах по целому ряду причин, но при этом боевые дроны не подпадают под запрет в рамках договора 1987 года.

Схожей позиции придерживается и член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Арбатов (Alexei Arbatov).

«БПЛА — это летательные аппараты, самолеты, которые летают без пилота и управляются дистанционно. Это не крылатые и баллистические ракеты, которым задана цель, они запущены, поднялись по своей траектории, достигли цели и поразили ее. Конечно, беспилотники к этому относить нельзя», — сказал эксперт.

Вместе с тем он отметил, что использование дронов в боевых условиях может привести к целому ряду серьезных проблем, в том числе к гибели мирных граждан.

«Это отдельный вопрос, очень серьезный и очень сложный технически. И если бы между сторонами были хорошие отношения, они, конечно, могли бы мерами разумного технического ограничения, мерами проверки транспарентности и уведомлениями его решить», — подчеркнул Алексей Арбатов.

Говоря о существующем конфликте вокруг ДРСМД, исследователь предположил, что его решение может быть также достигнуто установлением соответствующей системы проверок и наблюдения, однако в настоящее время это не представляется возможным.

«В условиях острого политического кризиса вокруг Украины понятно, что никто не собирается идти ни на какие дополнительные меры», — сказал он.

При этом Алексей Арбатов отметил, что дать однозначный ответ на вопрос, были ли со стороны России и США нарушения договора 1987 года, очень сложно.

Так, по его словам, применение Соединенными Штатами перехватчиков системы ПРО и ракет-мишеней для них носит неоднозначный характер.

«США используют элементы ракет средней дальности в качестве целей для перехвата системой ПРО. В договоре сказано, что те средства, которые имеют среднюю дальность, но не предназначены для поражения целей на земле, не являются ракетами средней дальности — например, зенитная ракета С-500 или американские противоракетные перехватчики. Они могут иметь дальность больше 500 км (нижний рубеж), но они не предназначены для поражения целей на земле, поэтому они не подпадают под договор. С другой стороны, эти ракеты-мишени, раз они не уничтожены, могут быть оснащены боевыми частями и наносить удары по целям на земле», — пояснил эксперт.

«То же самое относится к перехватчикам ПРО. Если у них дальность больше 500 км — а такие системы есть у США, в Европе, на Аляске, — то они тоже могут теоретически использоваться для ударов по целям на земле. Очень многие ракеты противовоздушной и противоракетной обороны теоретически могут так использоваться, но они для этого не предназначены», — продолжил Алексей Арбатов.

По его мнению, в отношении российских систем, из-за которых возник недавний спор, также невозможно дать быстрый и однозначный ответ.

«Крылатые ракеты Р-500, из-за которых возник нынешний спор, размещаются на комплексах «Искандер-М/К», испытывались: Россия утверждает, что их дальность меньше 500 км, американцы говорят, что больше 500 км. Как разобраться в этой дальности? Крылатая ракета может лететь не по прямой, как баллистическая, а зигзагами. Какова ее общая дальность? Это уже вопрос очень сложный для технических экспертов», — резюмировал исследователь.

Вместе с тем военный эксперт, редактор информационного портала «Вестник ПВО» Саид Аминов (Said Aminov) предположил, что в сложившихся обстоятельствах обвинения со стороны администрации США являются лишь частью программы давления на политическое руководство России по ряду вопросов, в том числе и связанных с Украиной.

«Аргументов фактически нет, и это попытка притянуть за уши и использовать различные доводы в политическом международном давлении на государство в надежде поменять позицию руководства страны в отношении Украины», — подчеркнул он.

По мнению эксперта, риторика Вашингтона лишь эскалирует существующие несогласия с Москвой и препятствует поиску политических решений проблемы.

При этом военный исследователь отметил, что считает реакцию МИД России в этом вопросе аргументированной и взвешенной.

По словам Саида Аминова, наилучшим способом выхода из сложившейся ситуации по ДРСМД станет взаимное сотрудничество между Москвой и Вашингтоном.

«Политический диалог, взаимное общение и доверие, поиск компромиссов — это все прописные истины, и в первую очередь США необходимо использовать эти способы для нахождения общего варианта исполнения этого договора», — подвел итог эксперт.

Актуальное