Тайна подземных лабиринтов Пензы
История нашего города хранит еще немало тайн. Одна из них, пожалуй, самая интригующая и притягательная — подземные ходы. Наши предки о ходах писали весьма скупо и неохотно, что вполне объяснимо — над подземельями всегда нависал пласт строжайшей секретности. Ведь почти до второй половины XVIII века существовала угроза набегов «ногайцев» со стороны «дикого поля». Узнай нападавшие о подземных ходах, тянущихся за пределы крепостных стен, и участь Пензы была бы предрешена. В то же время ходы позволяли защитникам, мирному населению города в случае прорыва противника вовремя эвакуироваться, в другом случае — неожиданно ударить врагу в спину, уничтожить его обозы. Кроме того, подземелья спасали людей от беспощадных пожаров. В старину многие поволжские города, будучи деревянными, часто выгорали. Не была исключением и Пенза. В 1858 году «красный петух» в считанные часы уничтожил значительную часть городских построек. В предании говорится, что священники Спасского кафедрального собора и Никольской церкви укрыли горожан от бушующего огня в подземных галереях.
Первые подземные ходы появились, вероятно, одновременно с основанием города. В фонде столичной Оружейной палаты имеется опись ряда городов, составленная в 1703 году. Есть в ней любопытные строки и о крепости Пензе: «… по стенам и наугольных 8 башен, в том числе 2 проезжие, два тайника с колодези…». Тайники с колодцами, скорее всего, и есть подземные ходы.
Первые подземные галереи пролегали на большой глубине — свыше 12 метров. Хотя кое-где с учетом гористого рельефа местности и надобности выходили ближе к поверхности. Они были выложены просмоленными бревнами и имели трапециевидную форму. Один из таких ходов обнаружили строители при сносе дома в верхней части улицы Московской.
В апреле 1960 года в «Пензенской правде» была опубликована статья К.А. Казанцева о подземном ходе, обнаруженном случайно при установке водозаборной колонки во дворе на углу улиц Кирова и Карла Маркса.
«На глубине более двух метров ковш экскаватора задел за бревенчатый настил. Он долго не поддавался, а когда одно бревно удалось сдвинуть, то под ним обнаружилась яма. Нашлись люди, которые в нее спустились, и оказалось, что это — подземный ход». Потолок хода был сделан из толстых бревен, уложенных поперек. Неотесанные бревна-кругляки толщиной 70–80 сантиметров лежали по краям подземелья. Высота подземного хода (около 2 метров) позволяла по нему ходить в полный рост, ширина — более метра. Пол в подземелье был твердым. Бревна сосновые, сухие, звенели от постукивания рукой.
Проживавшая в частном доме около колонки Ольга Петровна Глухарева заинтересовалась ходом и прошла по нему метров 50 с железнодорожным фонарем. Двадцать лет спустя она подтвердила научным сотрудникам краеведческого музея факт необычного путешествия: «Было немного не по себе, но чрезвычайно интересно. Одно ответвление подземного хода тянулось в сторону Троицкого монастыря, второе на юго-запад — к Советской площади. На всем протяжении пути чувствовалась отличная вентиляция воздуха».
Сейчас остается только сожалеть, что ряд обстоятельств помешал специалистам обследовать открытое подземелье.
В восьмидесятые годы двадцатого столетия группе энтузиастов удалось открыть обвалившийся ход, по которому путешествовала О.П. Глухарева.
Наиболее исследованным оказался более поздний и наиболее сохранившийся тип подземелий — аркообразный, выложенный красным кирпичом. По таким подземным тоннелям путешествовали пензенцы А.Н. Колтин в 1915 году, С.С. Мещенков в 20-е годы, И.Т. Шульпин в 1934 году, В.В. Писарева в 1935 году, А.Н. Владыкин в 1936 году, Ю.И. Родионов в 1941 году, Н.Ф. Пугачев в 1970 году, А.Д. Тесленок в 1978 году, группа В.Ю. Самсонова — А.В. Шибаева (позже преобразованная в клуб «Лабиринт» при областном краеведческом музее) в 80–90-е годы.
В результате длительных исследований. Проведенных членами клуба «Лабиринт», можно с уверенностью сказать: подземные галереи соединяли все культовые учреждения, а также наиболее значимые здания города. Самый протяженный тоннель пролегал под Сурой до поселка Ахуны.
Чрезвычайно интересны рассказы А.И. Колтина и И.Т. Шульпина о прогулках по подземной Пензе. Первый с группой одноклассников проник в подземный ход со склона Поповой горы, оттуда, где сейчас размещается аттракцион «Русские горки». Ход ориентировочно проходил под Никольской улицей (ныне улица К. Маркса). Закончили ребята путешествие на берегу Суры. Состоялось оно в начале XX века!
Иван Трифонович Шульпин одиннадцатилетним мальчишкой в 1934 году лазил с друзьями по развалинам взорванного Спасского кафедрального собора, гордо возвышавшегося когда-то над нынешней Советской площадью. Ребята обнаружили среди кирпичной груды глубокую шахту с лестницей. Спустившись вниз, они очутились в тоннеле, имеющем несколько ответвлений. Подземный ход, уходивший в сторону площади, перегораживала запертая на замки решетчатая дверь. Сквозь решетку виднелась огромная груда старинных книг. С помощью шеста ребятам удалось вытянуть из-за решетки несколько старинных фолиантов. Часть найденных книг до сих пор хранится у Ивана Трифоновича. Как знать, возможно, современным исследователям подземных ходов повезет и удастся добраться до скрытого от глаз людских хранилища соборной библиотеки. Она для пензенцев не менее ценна, чем знаменитая библиотека Ивана Грозного, замурованная давным-давно под Кремлем. В былые годы последнюю упорно пытался отыскать известный ученый, фанатик московских подземелий Иван Яковлевич Стеллецкий. А ведь по одной из версий где-то в подземельях Спасского кафедрального собора покоятся летописи об основании нашего города.
Из подземелий собора мальчишкам удалось пройти по тоннелю, резко уходящему под уклон — в сторону Суры. Каково же было их удивление, когда они выбрались на свет божий в подвале двухэтажного дома на острове Пески.
Следует отметить, что в 20-е годы подземными ходами пользовалась шайка знаменитого бандита Але (Альшина), терроризировавшая население города. Поэтому все выходы подземелий были замурованы. Проникать в них приходилось либо через провалы, либо через искусственные проемы. Так, в апреле 1986 года группа исследователей в составе В. Самсонова, А. Шибаева, О. Цоя, В. Скавинского попала в ход, пролегающий под архиерейским домом. Поступили сведения, что там, в подвале проседает почва. Сняв почти метровый слой грунта, исследователи наткнулись на кирпичный свод аркообразной формы. Продолбив отверстие, спустились в тоннель шириной около двух метров. Он был затоплен паводковыми водами, поэтому пришлось облачиться в гидрокостюмы. С одной стороны ход, уходивший под стену в направлении Никольской церкви, находившейся на месте нынешнего кинотеатра «Родина», был основательно завален битым кирпичом и песком. Исследователи направились в противоположную сторону. Метрах в четырех от лаза исследователей ждало открытие — разгадка тайны хорошей вентиляции подземных галерей. Ход имел продух в стене, врезавшийся в вентиляционную систему дома. Как после этого не восхититься смекалкой наших предков.
Группа продолжила свое путешествие, но вскоре путь преградила затянутая снизу илом решетчатая дверь, за которой виднелся завал из кирпичей. В конце концов, решетку выпилили, но завал разгрести не удалось — слишком велика была опасность обрушения свода. Решили не рисковать. Группа провела фотосъемку и тщательное обследование открытого отрезка тоннеля, не имевшего выхода в архиерейский дом. Очевидно, он, проходя под домом, соединял когда-то Крестьянский земельный банк (сейчас здание картинной галереи) и Никольскую церковь. Хотя исследователи уверены в существовании и другого хода, имеющего выход в архиерейский дом.
По преданиям, пензенцы подмечали, как архиерей каким-то странным образом, не показавшись на улице, проходил из своего дома в комнату под постаментом памятника Александру II, где сейчас размещается кафе «Грот».
И затем из-за ее железных ворот торжественно являлся народу.
По свидетельству очевидцев еще в 60-е годы XX века по названному ходу преподаватели пединститута водили на экскурсии студентов. Но уже тогда он был в запущенном состоянии.
Еще один замаскированный тоннель нашли в здании бывшего ателье «Силуэт». Он оказался вмурованным в толстую стену, отделявшую два подвала.
Интересны исследования в Лермонтовском сквере на месте взорванного собора. Там строители в 1986—1987 годах прокладывали теплотрассу и вырыли глубокую траншею. Она и обнажила четыре склепа и ход, тянувшийся в юго-восточном направлении.
Кроме системы взаимосвязанных ходов в центре города существовали и автономные периферийные подземные галереи.
В Центральном парке культуры и отдыха имени В.Г. Белинского на тропе здоровья замурован вход в так называемый «коренной колодец». Отсюда тянулась магистраль на Западную поляну. Сооружена она была в 1890—1891 годах горным инженером Фейгиным для водоснабжения. Во время гражданской войны в «коренном колодце» прятались от мятежных белочехов известные в городе большевики…
В настоящее время изучением подземных ходов занимаются члены клуба «Лабиринт» А.Шибаев, В. Самсонов, Д. Савостин, С. Скаков, В. Лезин, В. Зайцев, В. Скавинский, В. Яньков, А. Костин, Г. Феоктистов. Вместе собрались люди разных профессий и возрастов, но все одинаково одержимые одной общей идеей — разгадать тайны подземных лабиринтов. С каждым годом сделать это становится все труднее: все меньше остается старожилов, что-то знающих о подземельях. Да и от некогда разветвленной подземной системы остались лишь отдельные фрагменты. Тем не менее, исследователи не теряют надежды сделать еще немало полезных открытий, главным из которых было бы отыскание соборной библиотеки.
Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.