10:45:17 Среда, 8 мая
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Фольклор татарский

Энциклопедия

Татарский фольклор — характерными жанрами являются эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки.

Собственно эпос у татар-мишарей не распространен; он характерен для сибирских татар. Распространение получили баиты, своеобразный жанр, присущий татарской народной поэзии и по своей сущности близкий к балладам. Баиты носят лиро-эпический характер, повествуют о чрезвычайных, трагических, исторических событиях, судьбах отдельных людей. Большинство баитов татар-мишарей Пензенского края относится по времени создания ко 2-й половине XIX — началу XX веков.

В современном фольклорном репертуаре татар-мишарей жанр баитов является угасающим. Среди мишарей широко распространены сказочные и легендарные истории книжного происхождения. Это фрагменты известных дастанов, приобретшие широкую популярность в татарской народной среде. Такие произведения могут быть либо отнесены к сказкам и легендам, либо классифицироваться как так называемый устный дастан. До наших дней дошли татарские легенды и предания. В предании о происхождении названия с. Сулеймановка Неверкинского района рассказывается о роде Сарбая («желтого бая»), поссорившемся с соседями и выселившемся из с. Могилка в отдельное село в конце XVIII века. В легендах живут баснословные существа Су-бабасы (водяной дед), Су-анасы (водяная мать), Убыр (колдунья, ведьма), Бичура (кикимора) и другие. Из числа татарских сказок у мишарей наибольшее распространение имеют бытовые. В сказки о животных и волшебные сказки также нередко привносятся бытовые детали. В волшебных сказках чудесным помощником героя нередко оказывается конь.

Среди необрядовой поэзии выделяются собственно лирические песни и песни-четверостишия или частушки. Такмаклар сравнительно позднее явление, возникшее в конце XIX – начале XX веков, распространено достаточно широко. Эти четверостишия могут носить как социальный, так и любовный характер. В отличие от песен казанских татар, у мишарей много сюжетных, рассказывающих о разбойниках, об отходах на заработки.

Обрядовая поэзия мишарей существенно отличается от обрядовой поэзии казанских татар. Особенно это видно на примере свадебной поэзии пензенских мишарей. Так, в прошлом для татар Пензенского края было характерно исполнение плачей-причитаний невесты. В Кузнецком и Неверкинском районах утрата причитаний произошла не позднее середины XIX века, высказываются предположения о том, что причитаний здесь не было вообще. Вместе с тем, у татар западных районов области (например, Белинском) следы причитаний сохранились и до наших дней, хотя по прямому назначению (на свадьбах) их уже не используют. На свадьбе поются величальные, плясовые, шуточные песни, а также такмаклар.

Фольклор других семейных обрядов для татар-мишарей либо малохарактерен (при рождении ребенка), либо вообще отсутствует (при похоронах). Календарно-обрядовая поэзия мишарей более всего является зимней и весенней. Зимняя поэзия связана с обрядом нардуган. Весенний праздник сабантуй татары-мишари не проводили. Песни исполнялись и по случаю весеннего паводка (жимчачак).

Сбор фольклора татар-мишарей начал проводиться с 1950 года сектором народного творчества Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова (Казань). Среди тех, кто записывал фольклор в Пензенской области, И. Надиров, Э. Касыймов. Основную работу по сбору фольклора татар Пензенского края ведут местные исследователи, энтузиасты.

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное