17:15:12 Среда, 8 мая
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович

Энциклопедия

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (2.4.1870, Саратов — 26.10.1905, Таруса) — выдающийся художник-живописец, акварелист, автор фресок. Представитель русского модерна, символист.

Виктор Мусатов родился в семье мелкого железнодорожного служащего. Полученная в детстве травма сделала его горбуном, но не отняла у него ни любви к жизни, ни энергии. Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в МУЖВЗ (1890—1891 и 1893—1895), то в АХ (1891—1893) и одновременно работал самостоятельно. Три зимы (1895—1898) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской Кормона и внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов. Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину «Автопортрет с сестрой» (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание об ином, нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму.

Вскоре он создал несколько произведений очень высокого уровня: композиции «Гобелен», «У водоема», «Изумрудное ожерелье». В 1899 году Борисов-Мусатов стал членом МТХ и вскоре оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге. Картина «У водоема», показанная на одной из выставок МТХ, имела громадный успех и принесла популярность ее автору.

Современники писали: «Художественную систему Борисова-Мусатова можно определить как символизм, почти лишенный вербальной основы, — пластический символизм. Для него характерна не просто многозначность. Но и принципиальная невыразимость каких-то граней смысла». Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный — благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита — в поле волшебных видений и грез.

Произведения Борисова-Мусатова экспонировались в Германии и Франции (1904—1905). Он был избран членом «Салона национального общества изящных искусств» (1905). В 1899, 1901—1902 годах работал в усадьбе «Зубриловка», имении князей Голициных-Прозоровских (ныне с. Зубрилово Тамалинского района Пензенской области), где задумал и создал свои лучшие картины: «Гобелен», «Встреча у колонны», «Минувшее», «Водоем», «Спокойствие», «Призраки», «Прогулка при закате», а также многие этюды и рисунки.

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное