17:28:36 Пятница, 19 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Военные учебные заведения

Энциклопедия

Военные учебные заведения — учреждения для военно-профессиональной подготовки кадров вооруженных сил.

Первые в Пензе пулеметные курсы ком. состава РККА были открыты 17 декабря 1918 года. Заведующим курсами был назначен Г.А. Крейднер, бывший генерал царской армии, погибший в 1919 году в боевой операции. Его должность занял Д.Н. Постников, бывший полковник. Курсы готовили младших командиров и пулеметчиков. Комплектовались из числа красноармейцев, рабочих и крестьян. Изучались топография, фортификация, стрелковое оружие, уставы, связь, тактика, математика, русский язык, история, политграмота, география, природоведение. Курсанты неоднократно принимали участие в боевых операциях. Первый выпуск 1919 года целиком ушел на фронт. Выпускники сражались на всех фронтах гражданской войны. За бои на Дону курсы были награждены орденом Красного Знамени.

Название курсов менялось. Первоначально они назывались Пензенские Советские курсантские курсы, 26 августа 1920 года были переименованы в третьи пулеметные Пензенские курсы, 25 сентября 1921 года в 112-е пехотные Пензенские курсы. Располагались курсы в здании 1-й женской гимназии (ныне ул. Советская, 9), в здании крестьянского банка (ул. Советская, 7), губернаторском доме (ул. Советская, 5). За 4 года было сделано 17 выпусков, подготовлено около 2 тыс. младших командиров. Среди преподавателей курсов были Ю.М. Тихменев, бывший генерал царской армии, А.В. Рановский, Ф.Т. Милов и другие.

1 сентября 1936 года на базе пензенского кавалерийского запасного полка организована кавалерийская школа, затем переименована в училище. Начальник — полковник Емельянов. Набор проводился в основном из призывников, имеющих неполное среднее образование (240 чел.).

20 ноября 1937 года на базе Пензенского кавалерийского училища организовано артиллерийское училище. Организацией занимался временно исполняющий обязанности начальника училища капитан И.М. Шепетов (в дальнейшем генерал-майор, Герой Советского Союза). В марте на должность начальника назначен полковник М.И. Зверев. Программа училища предусматривала подготовку лейтенантов артиллерии на конной тяге со сроком обучения 2 года (в 1942—1943 сроки сокращались до 5 месяцев).

В октябре — декабре 1939 года училище перестроилось на подготовку командиров артиллерийской противотанковой обороны на механической тяге. В период войны учебный процесс был приближен к боевой обстановке. Курсанты осваивали материальную часть оружия, теорию артиллерийской стрельбы, инженерное дело, тактику ведения боя, связь, устраивали многодневные походы с полной боевой выкладкой. На базе училища периодически работали различные краткосрочные курсы по подготовке и переподготовке комсостава. В июне 1941 года в училище был сформирован 1-й особый батальон из политработников. В сентябре, после курса обучения, весь состав батальона был отправлен на фронт. 10 июня 1946 года училище было расформировано. За период работы из училища вышло более 5 тысяч квалифицированных командиров для Красной Армии, которые в годы войны возглавляли воинские части, подразделения и соединения.

17 июля 1941 года на базе казарменного фонда убывших на фронт частей 61 СД сформировано 2-е Пензенское артучилище дивизионной артиллерии на конной тяге. Возглавил его опытный артиллерист, имевший научные труды по применению артиллерии в современном бою, полковник С.Н. Капустин. Первый набор в основном состоял из выпускников и учащихся средних школ Пензенской, Куйбышевской, Саратовской областей 1 января 1942 года училище реорганизовано в Пензенское минометное училище, а 29 июня 1944 года переименовано в Пензенское арт.-минометное училище. В начале декабря 1942 года был сформирован дивизион курсантов-женщин для подготовки комсостава дивизионной и полковой артиллерии, противотанковой артиллерии и минометных батарей. Женский состав прибыл из Москвы и Московской, Ярославской, Ивановской, Горьковской, Свердловской, Архангельской, Челябинской, Пензенской областей. В число курсантов были зачислены 306 человек. Первый выпуск был 5 июля 1943 года, и больше набор женщин не проводился. Многие из них геройски проявили себя на полях сражений Великой Отечественной войны. Среди них старший лейтенант А.Ф. Шур (Гурова), лейтенант М.В. Зикеева (Елисеева), М.Ф. Федорова (Клементьева), Л.И. Степанова, Н.М. Бутт, Т.А. Половцева и др.

25 июня 1946 года 2-е артиллерийское училище прекратило свое существование. За период его работы было подготовлено 5 тыс. 255 офицеров, из них лейтенантов — 3 тыс. 330, младших лейтенантов — 1 тыс. 925, сержантов — 1тыс. 66 человек (звания сержантов получили курсанты, досрочно ушедшие на фронт).

В октябре 1944 года в Пензе организована школа младших авиационных специалистов (ШМАС). Размещалась она на ул. Чкалова (ныне военная кафедра ПГУ) и на ул. Кирова (ныне военный госпиталь). В пригородном лесу находился самолетный цех. Парк самолетов состоял из ЯК-1, ЯК-7, ЛА-5 и машин иностранных марок. Срок обучения 6 месяцев. Начальник школы был полковник И.Е. Баженов. 1 апреля 1945 года состоялся 1-й выпуск авиационных специалистов. Окончили училище 402 человека, которые были отправлены в армию. В 1946 году ШМАС была преобразована в военную школу авиационных механиков, а в апреле 1947 года переведена в Ульяновск. За период работы в Пензе школа выпустила около 2 тыс. авиационных специалистов.

В годы войны пензенские военные учебные заведения подготовили около 10 тыс. военных специалистов. Более 20 бывших курсантов удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них П.М. Ганюшин, Н.И. Винников, Ф.И. Вяльцев, П.Н. Козлов, Г.В. Ляхов, И.М. Мананов, В.В. Овсянников, А.Д. Павлов, В.И. Шишлянников, В.В. Бернотенас. В 1958 году на базе артиллерийского училища организовано Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище.

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное