04:15:19 Четверг, 9 мая
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Деревянная архитектура

Энциклопедия

Деревянная архитектура в Пензенской области представлена главным образом либо культовыми зданиями (церкви, часовни, мечети), либо жилыми домами горожан, крестьянских и помещичьих усадеб.

Церкви имеют, как правило, традиционную продольно-осевую композицию с храмом типа «восьмерик на четверике». Их разнообразие достигается за счет различных комбинаций завершений колокольни и храма. Наибольшее распространение получили церкви, храмовая часть которых покрыта куполом. Разновидностью таких церквей являются одноглавые церкви с шатровой колокольней, ориентированные на традиции каменного культового зодчества XVII века. Привнесение в их архитектуру барочных мотивов позволило не только приглушить диссонанс между разнотипными завершениями колокольни и храма, но и придать всему объему церкви определенное изящество, которым отличалась церковь во имя Иоанна Предтечи в с. Комаровка Кузнецкого района, построенная в 1776 году и ныне утраченная. У ряда церквей можно наблюдать сочетание шатровой колокольни с таким же завершением храма: в Корсаевке и Н. Каштановке Белинского района, 1873 и 1870; в Новокрещене Городищенского района, 1869, и в Сурмине Кузнецкого района, 1928. Причем в последней и обычные для венчающей части завершений главки заменены на небольшие шатры. У остальных же церквей для усиления их выразительности грани шатров изломаны щипцами. К единичным сооружениям в области относятся церкви с пятиглавыми (Тешнярь Сосновоборского района, 1897) либо пятишатровыми (Нечаевка и Ребровка Никольского района, 1887 и 1896) храмами. У последней имеется аналог в каменном зодчестве — церковь в с. Карповка Сердобского района. Уникальной для Пензенской области была 9-главая церковь центричной композиции в с. Каменка Кузнецкого района, построенная в «русском» стиле, сочетающая в себе традиции каменные узорочья XVII века и русской народной деревянной архитектуры. К центричным относится также и небольшая церковь в с. Сосновка Кузнецкого района, 1863, отмеченная с трех сторон классическими портиками, придающими ей законченность образа и лаконичность. Сооружением в 1994 году в пригороде Пензы Ахунах шатровой шестиглавой Никольской церкви (архитектор Д.А. Борунов) была восстановлена прерванная за годы советской власти преемственность в строительстве православных храмов на территории Пензенской области.

Жилые дома можно условно разделить на здания, типичные для данного региона, и сооружения, резко выделяющиеся на фоне рядовой застройки. Индивидуализация крестьянского жилища началась в конце XIX века, городского чуть раньше, с 1870-х годов, в результате проникновения в деревянное строительство пропильной резьбы, в которой особенно большое распространение получили растительные мотивы. На улицах Пензы можно встретить еще немало домов, украшенных деревянной резьбой. Среди них вершиной фантазии и мастерства является дом лесопромышленника С.Л. Тюрина, в котором сейчас размещается Музей народного творчества — девятиоконный особняк с мезонином, весь покрытый деревянным резным кружевом. К интересным памятникам деревянной жилой архитектуры Пензы относится дом надворного советника Г. М. Лысова, построенный в середине XIX века, на главном фасаде которого можно видеть украшения, выполненные в редкой для Пензы технике объемной резьбы. Примером воплощения в дереве приемов, характерных для каменного зодчества, является дом О.И. Копыловой. Появившийся в начале XX века, он обогатил деревянную архитектуру Пензы необычным сплавом народных традиций и принципов классицизма. Широкое использование в декоре деревянной резьбы порой придает дому такое своеобразие, что он становится произведением искусства (например, два дома-близнеца на ул. Ключевского, №24 и №26; дома по ул. Гладкова, 24; ул. М. Кочетовка, 1; ул. Гоголя, 33).

Однако большинство домов в Пензе запоминаются не столько своим обликом в целом, сколько отдельными фрагментами, среди которых представляют интерес чисто пензенские элементы. К ним, прежде всего, следует отнести навершие оконного наличника с накладной конструкцией, напоминающей скворечник, которое можно видеть на домах, расположенных по адресам: ул. Гоголя, 14 и 20; ул. Урицкого, 58; ул. Революционная, 73; ул. Суворова, 82 и др., а также в с. Бессоновка, испытавшем на себе влияние городской архитектуры. Свои отличительные особенности в декоративном оформлении деревянных жилых домов имеет каждый населенный пункт области. Так, в Бессоновке на ул. Центральной выделяется несколько трехоконных домов (№172, 208, 238), характерными чертами которых являются: почти полное отсутствие у фронтонов нижней части, заполнение всего тимпана и стяжки растительным орнаментом и увенчание фронтона гребнем из просечного железа. Большое разнообразие видов среди деревянных жилых домов наблюдается в Кузнецке, например два небольших домика (ул. Кирова, 216, и ул. Стекловская, 96), выполненные одним мастером, нижняя часть фронтона которых в своей средней части изогнута дугой вверх, а в образовавшемся поле помещены резное изображение полусолнца и даты их постройки — 1927 и 1928. Необычным является пятиоконный дом (ул. Калинина, 145) с тремя щипцами, увенчанными шпилями. Оригинально решен и фасад дома №32 по ул. Дарвина: его окна имеют треугольные и трапециевидные завершения, а щипец — объемное заполнение в виде трех дугообразных подзоров.

В декоративном оформлении жилых домов Кузнецка можно выделить два основных направления: украшение их ажурной пропильной резьбой, преимущественно растительного характера (ул. Белинского, 213; ул. Калинина, 82 и 163; ул. Кирова, 204, 211 и 225; Овражная, 26), придающее зданию выразительность, и исполнение накладных элементов геометрической формы, характерное для начала XX века. В последнем случае происходит явное обеднение архитектуры. Лишь в отдельных случаях этот прием оказывается оправданным — при оформлении крупных зданий, там, где их выразительность достигается общей композицией фасада либо оригинальными деталями, акцентирующими на себе внимание: фигурными аттиками, пинаклями (ул. Калинина, 130), шатром (ул. Кирова, 161). В Беднодемьяновске наряду с традиционными деревянными домами имеется несколько особняков (ул. Коммунальная, 31; Красный проспект, 31, и ул. Революционная, 7), вход в которые осуществляется через объемы, покрытые шатрами. В Наровчате лучшим памятником деревянной архитектуры является дом, расположенный на углу улиц К. Маркса и Советской, богато украшенный пропильной резьбой, эффектно выделяющейся на фоне необшитого сруба. Отличительную особенность зданию придает его угловая часть, имеющая шатровое завершение с врезанными в него с двух сторон треугольными фронтонами.

Наиболее выдающиеся памятники жилой деревянной архитектуры связаны с усадебным строительством. К сожалению, лучшие из них уже утрачены. Это, прежде всего, двухэтажный дом помещиков Араповых в Бессоновке, построенный в 1-й половине XIX века, который имел со стороны парка выступающую по центру полуротонду, окруженную галереей из спаренных коринфских колонн, типичный образец позднего классицизма. Другим памятником деревянной архитектуры был главный дом усадьбы Шуваловой-Долгоруковой в Земетчине, сочетающий оригинальную объемно-пространственную композицию и характерные для народного зодчества приемы декоративного оформления. Уникальным элементом декора было помещенное на фронтоне здания огромное изображение солнца — образец умелого использования несложной пропильной резьбы для достижения большей выразительности. В декоре дома помещицы Рихтер в с. Старая Потловка Колышлейского района весь акцент сделан на фигурном аттике, украшенном деревянной резьбой и шпилями. Традиция украшать жилые здания пропильной резьбой нашла продолжение в советское время. В с. Русский Камешкир не только отдельные дома, но и целые улицы являются своеобразными памятниками деревянной архитектуры. Разработанные жителями этого села братьями Сорокиными орнаменты и мотивы деревянного убранства использованы в гражданской общественной архитектуре: в украшении трактира «Золотой петушок», ставшего одним из наиболее заметных памятников деревянной архитектуры 2-й половины XX века в Пензе, кафе «Засека», построенном на окраине Пензы в 1978 году по проекту того же автора, пензенским художником А. В. Маматкадзе, где использовались приемы древнерусской теремной архитектуры.

К почти не сохранившимся памятникам деревянной архитектуры, без которых раньше немыслим был ни один сельский ландшафт, относятся ветряные мельницы, существующие в настоящее время в д. Никифоровке Иссинского района и в с. Озерках Сосновоборского района.

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное