08:13:09 Понедельник, 25 ноября
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Становится все более вероятным, что Путин вернется в Кремль — Александр Рар

14:03 | 08.10.2010 | В России и за рубежом

Печать

8 октября 2010. PenzaNews. Известный немецкий политолог-международник, директор берлинского Центра Бертольда Бейца по изучению России, Украины, Белоруссии и Средней Азии при Германском Совете внешней политики Александр Рар (Alexander Rahr) в статье «Путин после Путина» дал критическую оценку политическим процессам, происходящим на пороге выборов президента России в 2012 году.

ИА «PenzaNews» приводит перевод статьи «Путин после Путина» известного политолога, которая впервые была опубликована в Германии, без сокращений:

В 2011 году в России состоятся парламентские выборы, в начале 2012 года — выборы президента. Становится все более вероятным, что Путин вернется в Кремль. Премьер-министр Путин и президент Медведев в настоящее время соперничают друг с другом в «первенстве» создания благ для народа. Летом будущего года один из них будет выдвинут партией «Единая Россия» в кандидаты в президенты. Путин возглавляет руководящую партию, но Путин и Медведев расходятся в своих политических взглядах. В то время, когда консерватор Путин выступает за модернизацию страны через государственный контроль, слывущий либералом Медведев наряду с экономическими реформами требует также и обновление политической системы. Но до сих пор Медведев не может освободиться от своего наставника Путина. Путин также не допускает сомнений в том, что он даже после своего выхода из Кремля в 2008 году в качестве премьер-министра руководит экономикой и политикой России. Но тем самым он создает опасность для института президентства. Третье президентство Путина воспринималось бы народом как позитивный шаг в направлении большей стабильности. Для многих западных наблюдателей возвращение Путина означало бы конец демократических начинаний, которые Медведев, хоть и осторожно, но пытался проводить.

Путин против Медведева

В настоящее время личность Путина доминирует во всех телевизионных новостях. Во время лесных пожаров летом он выступал в качестве спасителя от кризиса. Он щедро раздавал подарки пострадавшим гражданам из государственного бюджета. Медведев, напротив, показывался в СМИ только за письменным столом — как истинный бюрократ. Первый конфликт между двумя руководителями произошел в августе, когда Медведев под давлением демонстрантов, выступающих против вырубки лесов под строительство автобана между Москвой и Санкт-Петербургом, потребовал пересмотреть строительные проекты. Путин пояснил, что дорога, тем не менее, будет построена и добавил: «Каждый, кто принимает участие в незаконных демонстрациях, должен понимать, что будет иметь дело с правоохранительными органами». Когда мэр Москвы Юрий Лужков вмешался в конфликт на стороне Путина, Медведев пригрозил ему отставкой. Правящая элита России в последние недели производила полное впечатление того, что бюрократия не понимает, как ей стоит действовать в условиях существования двух командующих центров.

В начале сентября Путин и Медведев в рамках двух разных форумов встречались с избранными зарубежными политологами. В то время, как Путин пригласил членов клуба «Валдай» 6 сентября к себе в Сочи, чтобы за роскошным ужином разъяснить им стратегию развития России, Медведев пригласил иностранных ученых с 8 по 10 сентября в Ярославль, чтобы заверить их в том, что Россия не свернет с пути демократии. У экспертов сложилось мнение, что в России предвыборная кампания 2012 года уже началась, что оба — Путин и Медведев — намерены победить. Но вряд ли кто-то верит, что Медведев может противостоять Путину. Другими словами, если Путин захочет снова стать президентом России, то он вернет себе пост президента, учитывая также то, что он сильнее контролирует СМИ по сравнению с Медведевым. Или сохранится нынешний тандем, но с еще большей властью премьер-министра и слабеющим институтом президентства.

План Путина

Какой России стоит ожидать Западу после 2012 года? Путин в ходе трехчасового выступления перед клубом «Валдай» говорил уверенно. По его мнению, Россия на верном пути избавления от одностороннего дисбаланса сырья. С продолжением модернизации иностранный капитал будет еще больше привлекаться в страну. Иначе, чем Медведев, Путин поддерживает тесное стратегическое партнерство с Азией как противовес кооперации с Западом. Европейский Союз с его ценностно-ориентированной внешней политикой обременителен. Путина, кажется, гораздо больше привлекает китайская модель. Россия в настоящее время создает транспортную и индустриальную инфраструктуру и хотела бы, в лице Путина, с 2012 года усиленно интегрироваться в экономические организации Азии, такие, как АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сообщество). Путин хочет позиционировать Россию наряду с Китаем и США в качестве основного архитектора нового мирового порядка.

Статус России как великой державы необходимо восстановить через повторное завоевание потерянной сферы влияния на постсоветском пространстве. Энергетическая зависимость бывших советских республик станет инструментом для достижения этой цели. Влиятельным российским вице-премьером в клубе «Валдай» план был описан так: Москва должна вырасти в большой финансовый центр, рубль — в глобальную резервную валюту. Очень важно создать таможенный союз из готовых к реинтеграции стран СНГ, который в ближайшем будущем будет способствовать созданию «единого экономического пространства», затем — валютному союзу, к которому прежде всего примкнут страны: Россия, Украина, Беларусь и Казахстан. С Европейским Союзом Россия хотела бы общего — не единого — экономического пространства: свободную зону торговли без визовых барьеров.

Отношения с ЕС продолжают выражаться в энергетической внешней политике. По мнению Путина, Россия здесь сильно выигрывает в кризисной ситуации. Глобальная экономика растет, спрос на сырье и новые носители энергии растет, в структуре потребления энергии в Европе еще долгое время ничего не изменится, действительно отсутствует альтернатива российскому газу. Так как альтернативные источники энергии будут освоены только спустя десятилетия, Европейский Союз нуждается в надежном газопроводе из России. «Северный поток» почти готов, далее будет построен «Южный поток». У России есть хорошо функционирующие энергетические альянсы — с Турцией как в будущем важнейшей транзитной страной для газа на Восток и Запад, а также Китаем. В реализацию газопровода «Набукко» Путин не верит, так как для него нет газа. Если, например, террористы подорвут газопровод из Ирана в Турцию, то в игру вступит Россия и обеспечит Турцию дополнительным газом.

Может ли Россия провести свою модернизацию без зарубежных инвестиций? Путин отвечает уклончиво. Он считает, что российское инвестиционное законодательство является более либеральным по сравнению с западным. Вопрос о коррупции он обходит стороной. Энергетический сектор в следующие месяцы будет полностью открыт для зарубежных инвесторов. Россия рассчитывает на вступление западных компаний в российскую атомную индустрию. Компания «Siemens» является первопроходцем. В военной сфере, наоборот, остались ограничения.

Россия явно рада окончанию газового конфликта с Украиной. Она согласилась оставить российский Черноморский флот в Крыму и за это получила поставку газа по сниженной цене. Но с предложением Украины — оставить «Газпрому» часть транзитной сети газа и за это получить собственный статус основной транзитной страны для поставок газа на Запад — Москва несогласна. Вместо этого российское правительство намерено предложить Украине участие в консорциуме «Северного потока» и «Южного потока» и присоединение к общему энергетическому комплексу.

Медведев и Барак Обама, несмотря на грузинский конфликт, который чуть не привел в 2008 году к «холодной войне», могли перевести российско-американские отношения на новый партнерский уровень. Путин, который во время прошлогодней встречи в Валдае скептически смотрел на Обаму, считает теперь, что между ним и американским президентом «царит заметное единодушие» в вопросах, касаемых глобальных исследований. Министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул в клубе «Валдай», что Россия могла бы представить совместно с США ракетную оборону против потенциальных угроз с юга. В Афганистане Россия действует уже практически как союзник Севера (НАТО) против Юга (исламского экстремизма), предоставив свою территорию в распоряжение военных транспортных самолетов. Россия готова внести одну седьмую часть средств на восстановление Афганистана.

Это, по словам Путина, важные контуры будущей российской политики. Для Запада она не является чем-то совершенно неожиданным. Во многих вопросах Россия встанет на сторону США или ЕС, но также непреклонно будет следовать своим амбициям великой державы. Но все же, если это и звучит для России болезненно: для Запада Россия не является сегодня приоритетом. Амбиции России сильно противоречат ее возможностям.

Отношения «Россия — Запад»

В июне 2008 года президент Медведев в ходе своей первой зарубежной поездки на Запад — в Берлин — сделал предложение о создании общей архитектуры безопасности между Европой, США и Россией. Позже его предложение было конкретизировано так, что Москва хотела бы предложить пакт о безопасности между НАТО и Россией. Предложение Медведева было направлено, прежде всего, против дальнейшего продвижения НАТО на бывшее советское простанство. Запад стоял перед дилеммой. С одной стороны, Россия не могла распространять свою сферу влияния на территории бывшего Советского Союза, с другой стороны, Россия была ему необходима в глобальном партнерстве безопасности. Что он должен был ответить Медведеву?

В ходе Ярославского форума, в присутствии ближайших советников президента, была продолжена дискуссия о возможном евроатлантическом договоре безопасности. Один из наиболее влиятельных советников президента Юрий Юргенс выступал за пошаговое вступление России в НАТО. Западные эксперты ссылались так же на похожие предложения из Германии, которые исходили из круга военных бывшего министра безопасности Фолькер Рюе (Volker Rühe). Российские и западные эксперты едины в том, что «холодная война» действительно окончена, и обе стороны должны обезопасить себя от таких факторов, как распространение оружия массового поражения, сырьевой кризис, экологические катастрофы и терроризм. В борьбе с этими глобальными конфликтами в будущем Россия и Запад ни в коем случае не должны противостоять друг другу. В клубе «Валдай» был представлен и обсуждался новый российский проект большой Европы. Московские мыслители не верят в долгую жизнь сегодняшнего Европейского Союза. Но если ЕС отступит от своего «Acquis Communitaire» и Лиссабонского договора, Россия смогла бы интегрироваться в Европу.

То, насколько далеко удалены друг от друга представления об общей европейской архитектуре, продемонстрировал немецко-российский форум в июне 2010 года в замке Мезеберг (Meseberg). Федеральный канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) представила президенту Медведеву идею нового союза между Россией и ЕС по внешней политике и политике безопасности. Это крайне мужественный шаг федерального канцлера, так как он был несогласован с западными союзниками. Меркель предложила Медведеву в рамках нового механизма решить продолжающийся 20 лет преднестровский конфликт. Так, союз России и ЕС мог бы, например, объединиться для выполнения общих европейско-российских миротворческих миссий, которые могли бы быть испробованы в Молдавии.

Известно, что присутствие российских войск в независимой Молдавской республике Преднистровье является самым большим препятствием для ратификации договора ОБСЕ странами Центральной и Восточной Европы. Но, тем не менее, Россия не хочет заменить свои миротворческие войска в Преднистровье на европейские, так как Москва в ходе этого потеряет функцию защитника суверенной республики.

Находятся ли Россия и Запад в Молдавии перед конфликтом, похожим на грузинский в 2008 году, который сразу же вызывает ассоциации с «холодной войной»? Конфликты на постсоветском пространстве, к которым наряду с Преднистровским Нагорным Карабахом относятся Крым, Абхазия и Южная Осетия, могут усугубиться как раз в таком богатом на события 2012 году — если Путин вернется в Кремль и в ходе американских президентских выборов проиграет неконсерватор республиканец президент Обама. Это снова бы закрыло временные рамки сближения между Россией и Западом.

Но Запад не может вмешиваться в российскую борьбу власти. Попытки политиков, например, Обамы укрепить позицию Медведева по сравнению с Путиным, не привели бы к результату. Вероятность того, что Путин в России будет определять политику будущих лет, больше, чем перспектива полноценного президентства Медведева. Запад после 2012 года должен будет продолжить стратегическое партнерство с Путиным. Поэтому Западу необходимы хорошие рабочие отношения с Путиным, даже если он охотнее кооперировался бы с Медведевым.

Успех американо-российских отношений большей частью зависит от сотрудничества обоих государств в противодействии иранской программы атомного оружия. В остальном Россия нужна Западу в решении сегодняших глобальных проблем. НАТО в Афганистане по-прежнему зависит от поддержки Москвы. Кроме того, возможно заключение стратегического договора между НАТО и Организацией договора коллективной безопасности (страны СНГ) об обеспечении безопасности после выхода НАТО из Афганистана. У этого варианта больше шансов, чем у предложения Меркель в Мезеберге по поводу Преднистровья.

Возможность ответа США и ЕС на предложения Медведева о новой евроатлантической архитектуре безопасности, лежит в укреплении ОБСЕ. Начатый в 2009 году «процесс Корфу» мог бы сделать необходимый прорыв. Но реформа ОБСЕ должна быть революционной, чтобы Россия осталась довольна. Рано или поздно идея совета безопасности ОБСЕ станет реальностью. И третье президентство Путина не будет являться препятствием для диалога.

Актуальное