Итоги выборов в Болгарии показали стремление избирателей к изменению ситуации в стране
Печать
9 декабря 2021. PenzaNews. Состоявшиеся в Болгарии выборы президента и Народного собрания подвели черту под периодом правления премьер-министра Бойко Борисова (Boyko Borissov), который почти бессменно возглавлял правительство страны с 2009 года.
Фото: Parliament.bg
Действующий президент Румен Радев (Rumen Radev), одержавший победу во втором туре, останется на своем посту еще на пять лет. Большинство кресел в парламенте досталось антиправительственным партиям.
Так, лидером гонки стала коалиция «Продолжаем перемены» во главе с Кирилом Петковым (Kiril Petkov) и Асеном Василевым (Assen Vassilev), за нее проголосовали 25,67% избирателей. Партия получила в Народном собрании 67 мандатов. На втором месте — партия «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) в коалиции с Союзом демократических сил. Она набрала 22,74% голосов и получила 59 мандатов. За ними следует «Движение за права и свободы» — 13% и 34 мандата.
В новый состав парламента прошли также Болгарская социалистическая партия (БСП), за которую проголосовали 10,21% избирателей (26 мандатов), партия «Есть такой народ» с 9,52% голосов (25 мандатов), объединение «Демократическая Болгария», набравшая 6,37% (16 мандатов), и партия «Возрождение», получившая 4,86% (13 мандатов).
Всего за 240 мест в 47-м созыве Народного собрания Болгарии боролись представители 27 партий и коалиций, при этом активность на выборах была рекордно низкой: в голосовании приняли участие 40,23% избирателей.
Прошедшие выборы стали уже третьими за неполный год, поскольку ни одна из партий так и не смогла сформировать правительство по итогам апрельского и июльского голосований.
Депутаты нового созыва приступили к исполнению своих обязанностей 3 декабря. В настоящее время завершаются консультации с представленными в парламенте партиями относительно формирования нового болгарского правительства. Многие обозреватели уверены, что на этот раз политические силы все же смогут договориться.
Анализируя текущую ситуацию в Болгарии, советник по Центральной и Восточной Европе в Teneo Intelligence Андрюс Турса (Andrius Tursa) назвал переизбрание главы государства вполне закономерным.
«Как и ожидалось, действующий президент Румен Радев одержал убедительную победу во втором туре президентских выборов, состоявшемся 21 ноября. Радев заручился поддержкой 66,7% голосов избирателей, опередив Анастаса Герджикова (Anastas Gerdzhikov), получившего 31,8%», — напомнил эксперт.
Он отметил, что второй срок Румена Радева начнется 22 января 2022 года.
«Несмотря на то, что полномочия президента ограничены, ожидается, что он будет способствовать формированию нового правительства, предоставив потенциальным партнерам по коалиции достаточно времени для переговоров перед назначением кандидата в премьер-министры. Победившая на выборах партия «Продолжаем перемены» начала переговоры с левоцентристской БСП, популистской «Есть такой народ», а также реформистской «Демократической Болгарией» относительно потенциального коалиционного соглашения. Четырехпартийная коалиция остается наиболее вероятным исходом, однако переговоры все еще [...] могут выявить яркие линии разлома с точки зрения политических позиций сторон», — предположил Андрюс Турса.
По словам эксперта французского университета Париж-Эст, сотрудника госуниверситета Бабеш-Бойяи в Румынии Винсента Генри (Vincent Henry), Болгария переживает один из самых сложных периодов в своей истории после 1989 года.
«Это одна из европейских стран, наиболее пострадавших от кризиса в сфере здравоохранения, которая в течение нескольких лет также находилась в глубоком политическом, институциональном и моральном кризисе. Такое положение стало результатом правления партии ГЕРБ, находящейся у власти с 2009 года. ГЕРБ и ее лидер Бойко Борисов [...] долгое время позиционировали себя в качестве гарантов модернизации Болгарии. Сегодня они — олицетворение коррупции [...] и нарушенных обещаний», — сказал он.
По его мнению, политическим силам Болгарии удастся сформировать коалицию, но при этом она «будет хрупкой» из-за разновекторности позиций.
Винсент Генри добавил, что подъем правоцентристских антикоррупционных партий становится довольно обычным явлением в Центральной и Восточной Европе: в их дискурсе коррупция обозначается как причина отсталости страны, однако сама по себе борьба с коррупцией не может являться политической программой.
«Если этим партиям удастся снизить уровень коррупции, это не улучшит жизнь избирателей волшебным образом. Болгария, как и Румыния, вступила в Европейский союз с идеей, что членство в ЕС изменит ее. Однако почти не трансформировалась [...] — уровень жизни повысился, но институты остались слабыми, правила соблюдались плохо, а неоспоримый экономический рост проходил очень неравномерно», — пояснил он.
На его взгляд, чтобы приблизиться к уровню других европейских стран, «нужно уважать законы и правила».
В свою очередь политический аналитик Gallup International Парван Симеонов (Parvan Simeonov) считает, что ситуация вокруг череды выборов в Болгарии в этом году фактически явилась следствием «борисовской декады».
«Сейчас болгарское общество действительно проявило волю и готовность к последовательному изменению модели, стиля и режима правления. Перемены продолжаются. Новая партия, созданная двумя выпускниками Гарварда и победившая на выборах, отражает эти преобразования даже своим названием», — сказал эксперт.
По его мнению, в Болгарии существовала гипотеза, согласно которой ввиду кризиса, инфляции, пандемии COVID-19 и других проблем граждане на выборах должны были отдать предпочтение чему-то знакомому — тому, что будет снова связывать их с «борисовской эрой».
«Предполагалось, что они попросят Бойко Борисова вернуться на политическую сцену. Однако этого не произошло. Люди в Болгарии проголосовали за продолжение изменений. В стране произошла своего рода материализация проходивших ранее протестов. Прозападная либеральная партия под названием «Демократическая Болгария», ностальгическая посткоммунистическая Болгарская социалистическая партия и набирающие силу популистские движения — все это противоречит стилю Борисова», — отметил Парван Симеонов.
Вместе с тем, по его оценке, отношения между этими партиями «были ужасными».
«Создание коалиции и даже налаживание сотрудничества казалось очень сложным вопросом. Но теперь процесс запущен. Сейчас эти силы, возможно, не объединены, но синхронизированы — теперь они смогут объединиться при поддержке партии «Продолжаем перемены», — подчеркнул аналитик.
По его словам, болгарские граждане ярко демонстрируют желание и надежду на формирование нового кабинета министров.
«Это общественное требование, которое может стать возможной мотивацией и толчком для будущих переговоров. Тем не менее я не исключаю вероятность возникновения каких-то неприятностей и проблем, но, надеюсь, что правительство будет сформировано. Это было бы логично», — сказал Парван Симеонов.
Эксперт Школы социальных и политических наук при Университете Глазго Петар Банков (Petar Bankov) отметил, что переизбрание Румена Радева и успех партии «Продолжаем перемены» подтвердили требование болгарского общества положить конец неэффективному экономическому управлению и политическому упадку.
«Румен Радев был последовательным противником ГЕРБ в течение своего первого срока и [...] даже открыто поддерживал антиправительственные протесты. Похоже, именно это сыграло [на выборах] главную роль, затмило нерешительность Радева в сфере внешней политики и его неспособность призвать к действенным мерам против пандемии», — предположил он.
По мнению эксперта, провал предыдущих переговоров по коалиции между партиями, стремящимися реформировать политическую и экономическую систему Болгарии, привел их к осознанию того, что они нуждаются в поддержке со стороны тех, кто тоже выступает против ГЕРБ.
Кроме того, по его словам, появление партии «Продолжаем перемены» и ее успех на выборах, основанный на центристской избирательной платформе, привлек за стол переговоров сторонников реформ и социалистов.
«В-третьих, социалистическая партия находится в глубоком кризисе — как внутреннем, так и внешнем, поэтому ее участие в обсуждениях относительно коалиции является признанием ее ослабленного политического влияния, а также попыткой ее лидера Корнелии Ниновой (Korneliya Ninova) снизить растущую внутреннюю критику в свой адрес», — сказал Петар Банков.
На его взгляд, сейчас есть все основания полагать, что интенсивные переговоры по согласованию правительственной программы будут успешными.
«Болгария страдает от растущего социального неравенства, поэтому в среднесрочной перспективе важно, чтобы правительство решило эту проблему. Однако пока нет никаких указаний на то, что это произойдет. Четыре партии стремятся скорее оптимизировать политическую и экономическую систему, а не провести существенную реформу, способствующую социальной сплоченности», — отметил эксперт.
По его мнению, интересным представляется вопрос о том, какова будет динамика внутри формирующейся коалиции.
«Несмотря на их общее стремление к реформированию и демонтажу наследия ГЕРБ, у сторон есть существенные разногласия, которые могут угрожать стабильности этой потенциальной коалиции, поэтому следующие четыре года, вероятно, окажутся сложными для ее сохранения», — резюмировал Петар Банков.