Победа Франсуа Олланда на президентских выборах во Франции не должна вызывать опасений в ЕС
Печать
27 апреля 2012. PenzaNews. Перспектива победы Франсуа Олланда (Francois Hollande) на выборах президента во Франции может вызывать опасения в Германии и в других странах ЕС, однако кандидат от Социалистической партии — приверженец компромиссов, и в Европе не должно быть никаких реальных оснований бояться того, что он может выиграть избирательную гонку. Такое мнение высказал в своей статье глава Парижского офиса Европейского совета по международным отношениям Томас Клау (Thomas Klau).
Фото: Мэтью Риглер
«Как и ожидалось, кандидаты от двух доминирующих партий, Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) и Франсуа Олланд, стали лидерами первого тура президентских выборов во Франции», — напомнил эксперт.
При этом стране удалось избежать повторения шокирующего сценария 2002 года, когда лидер «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пен (Jean-Marie Le Pen) обошел премьер-министра Лионель Жоспен (Lionel Jospin), отстранив, тем самым, лидера социалистов от участия во втором туре голосования. Несмотря на то, что дочь Жана-Мари, Марин Ле Пен (Marine Le Pen), по мнению аналитика, и не повторила такого успеха, в некотором роде, она добилась большего.
«Набрав почти 18% голосов, несмотря на высокую явку избирателей, что обычно работает против «крайних», Марин Ле Пен привлекла большую долю электората, чем ее отец десять лет назад. Стратегия дистанцирования от антисемитизма Жана-Мари Ле Пена, «активизация» разговоров об ультраантимиграционной направленности ее политики и решающие призывы к выходу из ЕС сделали свое дело. Сфера влияния «Национального фронта», кажется, стала более широкой, чем когда-либо», — заявил Томас Клау.
Сейчас Франция готовится ко второму — решающему — туру президентских выборов, который состоится в воскресенье, 6 мая, и особое внимание, по мнению эксперта, приковано к поединку между действующим правоцентристским президентом Николя Саркози и человеком, которого большинство политических аналитиков уже называют «будущим президентом», левоцентристским социалистом — Франсуа Олландом.
«Удача сопутствует социалисту с первого тура голосования — его лидирующая, по результатам опросов, позиция подбадривает партию и ослабляет политические силы его правоцентристского оппонента», — отметил глава Парижского офиса Европейского совета по международным отношениям.
Кроме того, аналитик подчеркнул, что Николя Саркози, обремененный низким рейтингом и периодом серьезного финансового кризиса, сразу перешел к наступлению. Он вызвал Франсуа Олланда на три телевизионных дуэли вместо одной, причем некоторые из его сторонников обвинили социалиста в трусости за отказ согласиться на это предложение. Теперь, по словам эксперта, президент надеется убедить более половины электората Марин Ле Пен проголосовать 6 мая за него.
«Однако при этом он не должен настраивать против себя 9% голосовавших за центриста Франсуа Байру (Francois Bayrou). Сделать это настолько сложно, что поражение действующего президента в глазах многих наблюдателей предрешено», — заявил эксперт.
Более того, многие обозреватели ожидают, что в случае победы Николя Саркози разгневанные левоцентристские представители электората начнут стекаться на избирательные участки в огромном количестве, чтобы вернуть большинство на последующих выборах в парламент Франции 10 и 17 июня.
«Тогда Франция и ее европейские союзники столкнутся с горькой действительностью — одна из двух ведущих стран еврозоны примет пятилетний президентский мандат с тем, что французы называют «сожительством», — в данном случае консервативного президента с левым крылом парламентского большинства и правительства», — сказал Томас Клау.
По его мнению, никто в Париже не ожидает, что такая расстановка политических сил приведет к тому, что будет создано нечто подобное правительству национального единства, плавно маневрирующему среди экономических и финансовых трудностей.
«Вероятнее, как показывает предыдущий опыт, это станет причиной начала дестабилизирующих конфликтов в самом сердце французской политики, а также замедления принятия решений, ограниченного политического выбора и осложнения взаимодействия Франции с ее партнерами», — отметил аналитик.
Более того, по словам Томаса Клау, даже некоторые представители правоцентристского руководства, столкнувшись с такой перспективой, неохотно признают при закрытых дверях, что чистая двойная победа левых будет означать лучшие перспективы для стабильности государства.
Вместе с тем, эксперт обратил внимание на тот факт, что в Париже ведутся разговоры относительно того, сможет ли Франсуа Олланд, став президентом, рассчитывать на большинство Социалистической партии в Национальной ассамблее, или ему придется ввести некоторые формы коалиционного или правительственного соглашения с меньшими партиями, такими как партия «Зеленых» или Коммунистическая партия.
«В любом случае, Франсуа Олланд, имея чрезвычайно сильные конституционные позиции президента, сможет достаточно свободно корректировать политику Франции в Европе в соответствии со своими пожеланиями. Серьезные трудности могут вызвать только требования созвать референдум для решения важнейших вопросов и необходимость получить три пятых парламентского большинства для осуществления конституционных реформ», — подчеркнул Томас Клау.
При этом, по его словам, существует много предположений о степени возможных разрушений, которые принесет курс Франсуа Олланда в политику Европы и, в частности, еврозоны. Лидер социалистов серьезен в своем призыве к переориентации новых экономических структур управления еврозоны на курсы, способствующие росту.
«Он хочет обеспечить Европейскому инвестиционному банку в Люксембурге возможность расширить кредитование малых и средних предприятий, перераспределить неизрасходованные средства фонда сплочения ЕС для стимулирования роста, создать европейскую программу по финансированию проектов инфраструктуры и других ориентированных на рост схем, а также изменить отношения между Европейским центральным банком и европейским финансовым механизмом стабильности, чтобы последний имел доступ к средствам первого», — сказал Томас Клау.
«Франсуа Олланд не является ни демагогом, ни революционным активистом. А поскольку Испания и Италия также столкнулись с перспективой экономических и бюджетных трудностей, новый толчок к принятию политических курсов, нацеленных на более активный рост в еврозоне, лишает Франсуа Олланда статуса настолько «изолированного» политика, насколько первоначально предполагали некоторые эксперты», — добавил он.
Вместе с тем, по мнению аналитика, очевидно, что за победой социалиста последует период напряженности в отношениях с Германией и другими партнерами Франции. Как долго это продлится, будет отчасти определяться реакцией финансовых рынков на новую французскую политику.
«Став главой государства, Франсуа Олланд сможет позволить себе более длительный период европейской неопределенности, если рынки будут сохранять спокойствие. Если нет, то никакой президент Франции не будет провоцировать и поддерживать нестабильность в Италии и Испании, так как она сможет перекинуться на французский рынок», — подчеркнул глава Парижского офиса.
Между тем, по мнению Томаса Клау, невозможно предсказать, сколько времени потребуется для еврозоны, чтобы прийти к новому консенсусу по вопросам экономии и роста. Однако эксперт полагает, что нет никаких оснований сомневаться в том, что он будет найден.
«Франсуа Олланд неоднократно заявлял, что, несмотря на прохладное отношение со стороны Ангелы Меркель (Angela Merkel), канцлер Германии будет его наиболее важным партнером в Европе», — напомнил аналитик.
Более того, он подчеркнул, что нерасположенному к агрессии кандидату в президенты по характеру свойственно находить компромиссы, и вскоре он сможет войти в дипломатический актив.
«Европа не имеет особых оснований опасаться Франсуа Олланда в роле президента», — подвел итог Томас Клау.
Франсуа Жерар Жорж Олланд родился 12 августа 1954 года во французском Руане.
В 1997–2008 годах занимал пост секретаря Социалистической партии Франции.
С 2008 года — депутат Национального собрания Франции, президент генерального совета департамента Коррез.
Кандидат в президенты Франции от Социалистической партии.
По итогам первого тура президентских выборов во Франции, который состоялся 22 апреля 2012 года, действительными признаны 35 млн. 883 тыс. 209 бюллетеней, проголосовали 36 млн. 584 тыс. 399 человек, в избирательных списках значились 46 млн. 28 тыс. 542 избирателя.
Франсуа Олланд набрал 10 млн. 272 тыс. 705 голосов, действующий президент Франции Николя Саркози — 9 млн. 753 тыс. 629 голосов. Третье место заняла лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен — 6 млн. 421 тыс. 426 голосов.
Лидер «Левого фронта» Жан-Люк Меланшон получил 3 млн. 984 тыс. 822 голоса. Глава «Демократического движения» (MoDem) Франсуа Байру — 3 млн. 275 тыс.122 голоса.
Остальные кандидаты набрали менее 1 млн. голосов.