Международные эксперты положительно оценивают итоги завершившегося в Пекине XII саммита ШОС
Печать
18 июня 2012. PenzaNews. Представители международного экспертного сообщества продолжают обсуждать результаты завершившегося в Пекине XII саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), итогами которого стало подписание десяти документов о дальнейшем развитии альянса и партнерстве стран-членов.
Фото с сайта саммита ШОС 2012
Наиболее значимыми документами саммита стали декларация глав государств о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания; решение совета глав государств об утверждении основных направлений стратегии развития ШОС на среднесрочную перспективу; решение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе, а также решение об утверждении программы сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013–2015 годы.
Кроме того, в ходе пекинской встречи было принято решение предоставить Афганистану статус страны-наблюдателя при ШОС, а Турции — статус партнера по диалогу.
Начало сотрудничества с этими странами обеспечило расширение геополитического влияния ШОС и явилось значительным прогрессом в развитии международной организации. Такое мнение ИА «PenzaNews» выразил научный сотрудник Института Восточной Азии Национального университета Сингапура Чен Ган (Dr. Chen Gang).
«Вполне вероятно, что в дальнейшем ШОС будет играть важную роль в решении международных финансовых и экономических вопросов, поскольку государства-члены обсуждали возможное расширение сфер сотрудничества», — отметил аналитик.
Эксперт назвал отношения главных игроков этой региональной организации — России и Китая — хорошими и стабильными: сотрудничество стран, по его словам, строится на фоне быстро растущих торгово-экономических связей и политического консенсуса по основным международным проблемам.
«Партнерство государств-членов и наблюдателей ШОС будет укрепляться, так как их позиции, отличающиеся от позиций Запада, и особенно США, во многом совпадают», — сказал Чен Ган.
Старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям (ECFR) Йонас Парелло-Плезнер (Jonas Parello-Plesner) также высказал мнение, что Москва и Пекин успешно сотрудничают по ряду направлений.
«Китай и Россия выступают партнерами в Совете Безопасности ООН, Шанхайской организации сотрудничества, в составе БРИКС. Страны находят компромисс в решении региональных проблем и могут достичь согласия по большинству возникающих вопросов», — отметил эксперт.
Однако это, по его мнению, скорее, просто удобно и не является основным двигателем международных отношений. Пекин, рассматривая Москву в качестве полезного регионального союзника в Центральной Азии, по словам эксперта, считает сотрудничество с Россией второстепенным по значимости.
Обсуждая итоги саммита, руководитель центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, полковник, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук Анатолий Цыганок (Anatoly Tsyganok) назвал особенно важным принятое в ходе встречи окончательное решение о том, что Шанхайская организация сотрудничества не станет «восточным НАТО».
«ШОС не будет военным блоком, и мнение Китая в этом вопросе стало основополагающим. При этом война с террором, по-прежнему, остается одной из приоритетных задач организации», — отметил он.
Разделяя мнение многих зарубежных экспертов, российский аналитик также высказал мысль о том, что Шанхайская организация сотрудничества станет более мощной и влиятельной в экономическом плане.
«Через 20 лет объем ВВП стран ШОС может составить половину мирового, несмотря на то, что на данный момент ведущие позиции в этом списке занимают страны Европы и США», — сказал Анатолий Цыганок.
По словам казахстанского политолога Досыма Сатпаева (Dosym Satpayev), ШОС пытается позиционировать себя как «некоего посредника в решении тех или иных конкретных вопросов».
«Это подтверждается и тем, что Россия и Китай активно отстаивают свою позицию по ядерной программе Ирана и часто предоставляют руководству исламской республики трибуну для выступлений именно в рамках Шанхайской организации сотрудничества», — подчеркнул аналитик.
Тем не менее, говорить о том, что Иран в ближайшее время станет членом ШОС, по мнению политолога, не стоит, так как большинство участников организации выступают против членства этой страны в альянсе в связи с ее нестабильными отношениями с международным сообществом.
«В последние годы Китай, который является стержнем ШОС, пытается усилить эту организацию. КНР вкладывает в альянс немалые средства и активно продвигает идею создания совместных интеграционных экономических проектов и более тесного экономического взаимодействия», — сказал Досым Сатпаев.
Однако такое развитие событий, по мнению ряда зарубежных и российских экспертов, не устраивает Москву, которая и в дальнейшем хочет видеть альянс лишь структурой, обеспечивающей безопасность в регионе.
Так, научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Нику Попеску (Nicu Popescu) высказал мнение, что Шанхайская организация сотрудничества интересна России, прежде всего, как платформа обсуждения проблем безопасности и регионального сотрудничества.
«Российская Федерация не выступает за развитие экономической составляющей ШОС, так как боится слишком большой открытости в отношениях с Китаем», — подчеркнул он.
Россия, по словам аналитика, не может позволить себе стать слишком близким партнером сильного и влиятельного Китая, так как не хочет быть «младшим братом» в таком альянсе.
«Сотрудничество с Китаем выгодно и необходимо для развития, например, Дальнего Востока и Сибири, но в то же время пугает Россию. Москва опасается, что Пекин будет влиять на местные элиты, и это отразится, в том числе, на дистрибуции природных ресурсов», — сказал Нику Попеску.
Эксперт также добавил, что на данном этапе политические отношения России и Китая значительно лучше и стабильнее, чем отношения РФ с Европой и США.
«Но если отойти от политической риторики и геополитических схем, то Россия более близка, открыта и глубоко интегрирована в западную экономику и намного свободнее пускает в страну западных инвесторов», — напомнил аналитик, добавив, что Пекин хочет большей экономической открытости со стороны Москвы.
Комментируя итоги прошедшей встречи, старший научный сотрудник Центра политических исследований России Вадим Козюлин (Vadim Kozyulin) отметил, что саммит в очередной раз продемонстрировал полное взаимопонимание участников ШОС по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
«По этим пунктам интересы России и Китая, а также республик Центральной Азии совпадают. Противоречия возникают по экономической части, и они становятся все очевиднее», — подчеркнул он.
По его словам, Россия не может предложить Китаю равное партнерство ввиду недостаточного экономического потенциала, а также нежелания действовать на равных даже там, где это возможно.
«Китай вкладывает в совместные проекты 10 млрд. долларов, Россия пытается обойтись без серьезных вложений, и при этом надеется сохранить контроль над экономическим сотрудничеством», — сказал Вадим Козюлин.
Тем не менее, ШОС, по мнению аналитика, будет динамично развиваться и, вероятно, даже найдет формат, при котором экономическое сотрудничество будет возможным без соперничества главных игроков альянса.
«Для этого в России и Китае сегодня есть заинтересованность и стратегически мыслящие руководители. Тем не менее, ШОС в обозримом будущем останется, в первую очередь, организацией, нацеленной на сохранение региональной безопасности», — подвел итог научный сотрудник Центра политических исследований России.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.
Главные задачи — укрепление стабильности и безопасности на территории стран-участниц, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.
Государства-участницы ШОС — Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан. Страны-наблюдатели при ШОС — Индия, Монголия, Пакистан, Афганистан, Иран. Партнеры по диалогу — Беларусь, Шри-Ланка, Турция.