08:32:26 Четверг, 14 ноября
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Здоровье жителей Южной Осетии не должно стать предметом политических спекуляций — эксперты

17:58 | 16.07.2013 | Аналитика

Печать

16 июля 2013. PenzaNews. Опубликованная в ряде СМИ информация о том, что гражданам Южной Осетии предлагают бесплатную квалифицированную медицинскую помощь в обмен на принятие гражданства Грузии, вызвала широкий общественный резонанс, а также резкую реакцию главы официально непризнанной республики Леонида Тибилова (Leonid Tibilov). В частности, президент Южной Осетии заявил о необоснованности участившихся случаев вывоза больных в медучреждения закавказской республики, которые нередко противоречат постановлению правительства о направлении граждан для оказания экстренной медицинской помощи за пределами страны.

Здоровье жителей Южной Осетии не должно стать предметом политических спекуляций — эксперты

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

«В документе четко прописано, что при содействии Международного комитета Красного Креста (МККК) больной может быть направлен в иные государства в исключительных случаях: если состояние больного не позволяет осуществлять транспортировку в медицинские учреждения Российской Федерации», — подчеркнул он в ходе оперативного совещания с руководителями соответствующих министерств и ведомств.

По информации СМИ, сотрудники Красного Креста вывозят в Грузию даже пациентов для амбулаторного посещения специалистов, которых якобы нет в Цхинвале. При этом транспортировка в клиники оказывается бесплатно, а сама медицинская помощь — за деньги: в случае госпитализации лечение может составить до 500 долларов в день. Если человек не в состоянии оплатить услуги специалистов, то в обмен на бесплатное оказание медпомощи ему предлагают принять грузинское гражданство.

Последний случай произошел в июне 2013 года. Беременную женщину вывезли на экстренные роды в Тбилиси, после чего выставили счет на 1 тыс. долларов, но в качестве альтернативы предложили ей восстановить грузинское гражданство. В итоге женщина согласилась поменять родину себе и сыну.

Комментируя появившиеся в прессе сообщения, сотрудник по связям с общественностью Миссии МККК в Южной Осетии Марина Тедети (Marina Tedeti) в интервью ИА «PenzaNews» подчеркнула, что Красный Крест не является инициатором медицинских перевозок.

«Процедурно это выглядит так: близкие родственники больного получают разрешительные документы от Минздрава и МИД Южной Осетии и только тогда приходят в наш офис. У нас нет медицинского персонала, чтобы определить степень тяжести заболевания и насколько экстренной должна быть перевозка. К нам люди приходят с готовой просьбой и необходимыми разрешительными документами от официальных властей. Только после этого мы осуществляем транспортировку. Никакой другой ответственности — ни за оценку тяжести болезни, ни за оплату услуг, получаемых в Грузии, ни за качество этих услуг — мы не несем», — сказала собеседница агентства.

При этом МККК, по ее словам, не обладает какой-либо информацией о предложениях по оказанию бесплатной медицинской помощи в обмен на принятие грузинского гражданства.

«Мы не располагаем такими сведениями и не пытаемся их получить. Люди, уезжающие по нашей программе медицинских перевозок в Грузию на лечение, знают, что финансовое бремя за услуги, которые им предоставят медицинские учреждения, это их проблема, и мы им заранее об этом говорим», — пояснила Марина Тедети.

Эксперт по Закавказскому региону, заместитель руководителя филиала РИА «Новости» в Азербайджане, глава международного пресс-центра «Новости» в Баку, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде (Ilgar Velizade) неоднозначно оценил реализацию проекта, осуществляемого при содействии МККК в Цхинвале.

«Программа по организации лечения жителей Южной Осетии в грузинских городах свидетельствует о наличии гуманитарных контактов в зоне конфликта и это надо только приветствовать. Но если форма организации этого лечения и конкретные действия специалистов Красного Креста соответствуют тому, о чем пишут в прессе, это абсолютно недопустимо и несовместимо с элементарными этическими нормами. Полученное таким образом «гражданство» нелегитимно и по большому счету не нужно даже самой Грузии», — сказал аналитик.

По его словам, стратегия Тбилиси в отношении Южной Осетии и Абхазии «Вовлечение путем сотрудничества» преследует, прежде всего, гуманитарные цели, и вряд ли будет эффективной, если с ее помощью власти страны попытаются решить конкретные политические задачи.

«Нет ничего плохого в том, что жители Южной Осетии могут обращаться за квалифицированной медицинской помощью в различные медучреждения Грузии и получать при этом своевременные и качественные услуги. В Грузии, как и в любой другой стране, для граждан и неграждан существуют различия в оказании платных услуг — граждане пользуются скидками и страховками, не предусмотренными для неграждан. В то же время, если пациенту делаются предложения по принятию гражданства в процессе лечения, в условиях, когда отказ чреват серьезными осложнениями, такой метод недопустим и выглядит как давление», — отметил Ильгар Велизаде, подчеркнув, что здоровье людей не может быть предметом для политических спекуляций.

Заведующий отделом Ближнего Востока Общества защиты угнетенных народов Камаль Сидо (Kamal Sido) также считает предложения по смене гражданства неправомерными.

«Людей, находящихся в сложной жизненной ситуации и трудном материальном положении, можно очень легко уговорить пойти на этот шаг. Но это неправильно, ведь смена гражданства — это серьезное долгосрочное решение, которое не должно приниматься в таких условиях», — сказал эксперт и добавил, что подобные действия можно расценивать как непрямое давление.

По мнению сотрудника Общества защиты угнетенных народов, эта стратегия может быть выгодна тем, кто хочет изменить демографическую ситуацию в данном районе. По его словам, оказание гуманитарной помощи не раз использовалось в попытке изменить общественное мнение и повлиять на ход событий.

«Подобная ситуация наблюдалась на протяжении нескольких лет, например, в Ираке, где курдам и туркменам предлагали сменить национальность на арабов в обмен на различные привилегии. Кроме того, армянские власти в советское время часто косвенным путем заставляли исповедующих езидизм курдов в графе «национальность» в паспорте писать «езид», несмотря на то, что это религия. А на сегодняшний день Турция через гуманитарную помощь пытается оказать некоторое влияние на курдские районы Сирии», — пояснил Камаль Сидо.

«Если сотрудничество МККК с властями Грузии действительно имеет место и ведет к тому, что жители Абхазии или Южной Осетии меняют свое гражданство в пользу другой страны, — это неправильно. Необходимо разобраться в ситуации, выяснить, что произошло на самом деле, а затем принимать необходимые меры», — добавил он.

В свою очередь профессор кавказских языков в Школе восточных и африканских исследований, член Британской академии по содействию историческим, философским и филологическим исследованиям, почетный консул Абхазии в Великобритании Джордж Хьюит (George Hewitt) раскритиковал южноосетинское направление политики грузинских властей.

«Стране необходимо было отказаться от провального курса под названием «Государственная стратегия в отношении оккупированных территорий», предложенного правительством потерпевшего крах президента, как только партия Бидзины Иванишвили (Bidzina Ivanishvili) пришла к власти. Как и все другие инициативы Михаила Саакашвили (Mikhail Saakashvili) в Южной Осетии и Абхазии данный политический курс не внес ничего положительного в отношения между этими республиками и Грузией», — сказал эксперт.

По его мнению, при наличии фактических доказательств информация о нарушениях сотрудниками Красного Креста строгой политики абсолютного нейтралитета должна быть донесена до штаб-квартиры организации в Швейцарии.

«Совершенно неприемлемо оказывать на людей давление, ставя их перед таким выбором в кризисной для них ситуации», — подчеркнул член Британской академии.

На его взгляд, Грузия должна позиционировать жителей Южной Осетии и Абхазии наравне с собственными гражданами.

«Поскольку грузинские власти считают территории Южной Осетии и Абхазии неотъемлемой частью Грузии, было бы совершенно логично оказывать медицинскую помощь проживающим там людям на тех же условиях, что и жителям других грузинских районов. Если специальные условия действуют только для граждан непризнанных республик, чтобы заставить их таким образом принять грузинское гражданство, то люди, нуждающиеся в лечении, возможно, должны реагировать на эту циничную уловку с равным цинизмом: пользоваться бесплатными медицинскими услугами, приняв грузинское гражданство, а затем отказываться от него, чтобы снять с себя ответственность за получение подданства враждебного государства», — отметил собеседник агентства.

При этом наилучшим выходом из сложившейся ситуации, по его мнению, может стать официальное признание государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии.

«Прошло уже два десятилетия с тех пор, как Цхинвал и Сухум пошли своим путем. В конечном итоге Тбилиси должен будет понять, что нет никакой альтернативы, кроме как принять реальность и последовать решению Российской Федерации от 26 августа 2008 года о признании независимости этих республик, а затем приступить к установлению добрососедских отношений. Тогда все встанет на свои места, и людям легче будет решить, в частности, куда обратиться за доступной медицинской помощью», — подвел итог Джордж Хьюит.

Международный комитет Красного Креста (МККК) — нейтральная, беспристрастная и независимая организация, занимающаяся выполнением гуманитарной миссии по защите жизни и достоинства жертв войны и внутреннего насилия и оказанию помощи пострадавшим. Осуществляет свою деятельность во всем мире.

МККК не является международной или межправительственной организацией в юридическом смысле. Однако признание комитета в важнейших международных договорах определяет его международный статус и мандат, обеспечивает привилегии и иммунитеты, сравнимые с таковыми для ООН. Эти условия включают освобождение от налогов и таможенных сборов, неприкосновенность помещений и документов, а также иммунитет от судебного вмешательства.

Актуальное