17:52:10 Пятница, 22 ноября
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Для приобщения людей к культуре нужно искать разные подходы — министр Марина Бойцова

12:47 | 08.10.2010 | Политика

Печать

Пенза, 8 октября 2010. PenzaNews. Министр культуры и архива Пензенской области Марина Бойцова дала интервью информационному агентству «PenzaNews», в котором поделилась планами на творческий сезон, а также рассказала о проблемах и перспективах в области культуры.

— Марина Васильевна, осень — традиционно время открытия творческих сезонов и составления новых планов. Какие изменения в целом ждут культурную жизнь региона в текущем году?

— Я думаю, что этот сезон будет очень насыщенным и разноплановым. Особенно это касается пензенского областного драматического театра имени А.В. Луначарского. Во-первых, сейчас идет работа над премьерными постановками, в том числе и музыкальными, каким будет спектакль «Золушка». Этот жанр пока непривычен для нас, однако, по мнению губернатора Пензенской области Василия Бочкарева, направление, развиваемое театром, должно быть не только драматическим.

Кроме того, планируется проведение окружного фестиваля, а также приглашение на гастроли студентов из Саратовской государственной консерватории. Если их постановка будет иметь успех, то эти спектакли будут идти на пензенской сцене приблизительно один раз в месяц. Художественный руководитель театра Сергей Казаков и директор театра Александр Фомин недавно вернулись из Саратова, где состоялась их встреча со студентами-земляками. По мнению Сергея Казакова, там обучаются очень талантливые ребята, в том числе и из других регионов. Тем более что возможность для их проживания в Пензе есть — в новом здании драматического театра имеется гостиница.

Также в драмтеатре начинает действовать малая сцена, которая практически не была задействована в прошлом сезоне. Здесь будут идти некоторые из восстановленных спектаклей с введением других актеров.

В целом говоря о работе театра, хочется отметить, что в октябре его сцена свободна лишь в один из понедельников, которые всегда являлись в данном учреждении выходными днями. И это большой шаг вперед после работы актеров в неприспособленном помещении в течение двух последних лет.

Что касается изменений в других учреждениях, то в ходе совещания с представителями музеев и библиотек мы пришли к выводу о том, что в ближайшее время их руководителям необходимо предоставить в министерство культуры концепции улучшения своей работы. Конечно, речь не идет о том, что они сейчас не работают, но хотелось бы выйти на другой, новый уровень.

Дело в том, что людей нужно суметь заинтересовать. Мне кажется, что та информация о музеях, которую мы даем населению, является недостаточной. Ежедневно по всем телеканалам можно увидеть последствия автокатастроф и другие страшные вещи. При этом не хватает чего-то положительного, той же популяризации работы культурных учреждений. Нам нужно выходить на массовую аудиторию посредством телевидения и Интернета.

У этой проблемы есть и еще одна сторона. Я, к сожалению, еще не успела посетить Заречный, но от многих слышала, что в закрытом городе работает великолепный краеведческий музей, деятельность которого поставлена на очень высокий уровень. Думаю, что туда необходимо съездить, чтобы перенять данный опыт и внедрять его в Пензе. Время, когда посетители смотрели все на каких-то планшетах, давно прошло. Таким образом, второе направление — это выход пензенских музеев на современный уровень.

Большой работой, которую также необходимо провести в ближайшее время, станет перевод на цифровые носители всех документов, хранящихся в областном архиве. Данный процесс уже запущен, для этой цели приобретен серьезный современный аппарат.

То есть нововведения будут. Возможно, не резкие. Мы намерены плавно выходить на другой уровень работы.

— Существует ли в регионе кадровая проблема и где готовят наших артистов, музыкантов, библиотекарей, а также руководителей кружков прикладного творчества? Совсем недавно губернатор Пензенской области высказал пожелание поощрять талантливых актеров драматического театра в форме грантов. В настоящее время уже известно, как будет действовать эта система и насколько все-таки существенной окажется эта поддержка?

— В Пензе работает колледж культуры и искусств и, стоит отметить, что учреждение образования выполняет свои функции. Порядка 70–80% его выпускников выбирают работу по специальности и приходят непосредственно в библиотеки и сельские клубы.

При этом главной проблемой работников сферы культуры были и остаются невысокие зарплаты. Если говорить об инициативе губернатора по театру, то сейчас обсуждается возможность выделения суммы порядка 50 тыс. рублей. То есть премирование будет осуществляться во время подведения итогов театрального сезона по пяти номинациям, которые до конца пока не определены. Можно сказать точно, что это будут два молодых актера. Среди уже признанных это могут быть лучшая мужская и лучшая женская роли.

— К 350-летию Пензы в городе предполагается построить и отреставрировать несколько объектов культуры. Расскажите подробнее о наиболее масштабных проектах? Возможно, у представителей министерства культуры есть какие-то свои идеи по поводу преображения областного центра к юбилею?

— Самые крупные проекты — это, безусловно, новое здание пензенской областной филармонии и киноконцертный зал на 1,5 тыс. мест. Хочу отметить, что, согласно проекту, внешний вид филармонии будет, действительно, монументальным и достойным города, площадь здания займет более 20 тыс. квадратных метров. Стоимость строительства составит не менее 1,5 млрд. рублей. Зрительный зал будет рассчитан на 750 мест. Также, по инициативе губернатора Василия Бочкарева, в филармонии оборудуют органный зал, где установят инструмент стоимостью порядка 250 млн. рублей.

Наконец-то в Пензе появится настоящая филармония, а не та, в которой в свое время ютились артисты на улице Московской. Тогда уже шла речь о строительстве нового здания, которое впоследствии было передано коммерческим структурам. Нынешние помещения также совсем не приспособлены ни для репетиций, ни для выступлений, а возведя великолепное новое здание, мы по праву сможем претендовать на звание культурной столицы Поволжья.

Кроме того, в рамках подготовки к празднованию юбилея города в Пензе уже начат ремонт Дома Мейерхольда. И очень хорошо, что на данный объект были выделены средства, так как подобные памятники давно нужно приводить в стоящий вид.

Несмотря на ремонтные работы, актеры «Театра доктора Дапертутто» открыли сезон и не приостановят свою деятельность, хотя, ни для кого не секрет, что в условиях реставрации здания работать им придется непросто. Открытие сезона в «Театре доктора Дапертутто» я, к сожалению, посетить не смогла, однако планирую обязательно посмотреть все спектакли всех театров Пензы, чтобы иметь о них представление и собственное мнение.

Еще одним прекрасным проектом, реализуемом в рамках подготовки к 350-летию города, станет появление в микрорайоне Арбеково сквера, посвященного известным спортсменам. Уже есть эскизы памятников, которые будут там расположены. Планируется установка в сквере детской площадки, возможно, там будут предусмотрены заасфальтированные дорожки для роллеров и велосипедистов, чтобы сквер не только украшал Пензу, но был функциональным и имел некий спортивный уклон.

Недавно в Пензу приезжала представительница Третьяковской галереи и сказала, что, несмотря на то, что наш город очень зеленый и красивый, здесь недостаточно пластики. Поэтому у нас родилась мысль установить в Пензе разноплановые скульптуры. Я уже поговорила на эту тему с организатором симпозиума скульпторов на базе отдыха «Чистые пруды» Константином Волковым, который любезно согласился предоставить для этой работы свою площадку, и впоследствии пензенские скверы украсят своеобразные монументы, похожие на Даму с собачкой или памятник Белому Биму Черное Ухо в Воронеже. В Пензе есть памятники, но они по большей части являются историческими.

— Марина Васильевна, Вы являетесь в министерстве новым человеком и, наверное, можно сказать о том, что смотрите на все происходящее «свежим» взглядом. Какой из отраслей, подведомственных министерству, по Вашему мнению, необходимо дополнительное финансирование?

— В первую очередь, очень хотелось бы повысить заработную плату сотрудников, а что касается остального, тот тут сложно выбрать что-то одно. Деньги нужны и на памятники, и на музеи. Хочется, чтобы все работало на достойном уровне. Театру и филармонии необходимы приличные рояли стоимостью порядка 5 млн. рублей, а культура по-прежнему финансируется по остаточному принципу.

При этом отрадно было слышать недавнее выступление президента Дмитрия Медведева, в котором он назвал губернаторов, поддерживающих культуру, дальновидными и работающими на перспективу.

Безусловно, одним днем мы никого не воспитаем. В течение 15 лет на культуру обращалось мало внимания. Ведь известно — для того, чтобы люди пошли в театры и на концерты, их нужно к этому приучать с детства, а детей сейчас как раз должны вести те, кто все эти 15 лет не интересовался ничем подобным. Человеку, может быть, это бы и понравилось, но он просто туда не ходит и не знает об этом.

Мы планируем обязательно вернуться к абонементной системе в театре. Например, я, приехав из Никольска, пришла первый раз в театр именно в студенческий вторник. Во-первых, вся публика оказалась одного возраста, а во-вторых, после представления для нас проводились дискотеки, и пусть это было, так сказать, притянуто за уши, но все пришедшие все равно перед этим смотрели спектакль. Поэтому, на мой взгляд, иногда следует проявлять и навязчивость в хорошем смысле этого слова. Придя первый раз в учреждение культуры не по собственной инициативе, молодые люди могут заинтересоваться и в дальнейшем стать заядлыми театралами.

Нам нужно больше заниматься пропагандой. Работники культуры должны идти и в вузы, и в школы для проведения интересных встреч, возможно, с рассказами о «кухне» того же театра, чтобы заинтересовать ребят. Не нужно просто сидеть и ждать, что все сами придут в учреждения культуры, нужно икать разные подходы к людям — к молодежи одни, к детям другие, к взрослым — третьи.

— Спасибо за интересные ответы на наши вопросы!

Биографическая справка:

Марина Бойцова родилась 1 октября 1963 года в городе Никольске Пензенской области. В 1986 году закончила факультет автоматики и информационной техники Пензенского политехнического института, ныне — Пензенского государственного университета, получила специальность «Инженер-системотехник».

С 1986 года работала в Пензенском политехническом институте заместителем председателя студенческого профкома. С 1993 года занимала должность председателя студенческого профкома, а в 2004 году была назначена проректором ПГУ по воспитательной и социальной работе.

Награждена знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Актуальное