15:17:21 Пятница, 19 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Чемесов Евграф Петрович

Энциклопедия

Чемесов Евграф Петрович (1737 — 30.8.1765) — гравер, портретист, академик живописи (1762). Родился в семье обедневшего дворянина в Нижегородской губернии, детские годы провел в с. Озерки Пензенского уезда.

Чемесов, по обычаю своего времени, шестнадцати лет был определен в гвардейский Семеновский полк. Наверное, его судьба не отличалась бы от судеб тысяч других подобных ему юношей, если бы не великая тяга к искусству. По свидетельству Я. Штелина в его заметках об изящных искусствах в России, Чемесов еще в юности отлично рисовал пером, упражняясь в копировании гравюр преимущественно Вагнера. Художник-самоучка был замечен И.И. Шуваловым, вытребован в 1759 году из полка в Академию художеств и произведен в поручики Копорского полка, из которого потом перечислен в Астраханский.

Учась в академии у знаменитого Г.-Фр. Шмидта, Чемесов работал с такой усидчивостью, что вскоре получил горловую чахотку; его покровитель, Шувалов, брал его на лето к себе на дачу, но здоровье гравера не могло восстановиться. Несмотря на это, в первый же год своего пребывания в классе Шмидта, Чемесов награвировал мастерски портрет Петра Великого с оригинала Натье, а в 1760 году чрезвычайно талантливый крошечный портрет И.И. Шувалова (с Ротари). Вслед за тем, в 1761 году, исполнены им профильный портрет барона А.С. Строганова (с рисунка Шмидта) и два портрета императрицы Елизаветы Великой — один, побольше, с оригинала Токе, и другой, известный у коллекционеров под названием «Черной Мантильи», с оригинала графа Ротари. За это превосходное произведение, не уступающее лучшим работам самого Шмидта, Академия художеств наградила Чемесова в 1762 году званием академика и вскоре после того вверила ему заведование печатной палатой и управление.

В последние два года своей жизни (в 1764 и 1765 годы) Чемесову пришлось испытать много неприятностей. Шувалова, человека доброго, искреннего, настоящего любителя искусств, сменил в академии сухой и придирчивый И.И. Бецкой. Начались придирки к Чемесову за несоблюдение разных формальностей, но более всего огорчило его пренебрежение, оказанное ему академией: в 1764 году директорами большой академии были назначены Жилле, де ла Мотт и Торелли, а Чемесов не попал в их число. Это так его оскорбило, что он немедленно подал прошение об увольнении его из академии, причем представил ее совету 14 своих гравированных досок с отпечатками с них, предлагая купить их всего за 250 рублей. Отставка была дана ему в тот же день, но о досках не постановлено никакого решения. Раздраженный Чемесов написал конференц-секретарю академии А.М. Салтыкову: «Ежели академия почитает 250 рублей в большое мне пожалование за мои поднесенные доски и эстампы, то я не почитаю себе за великое оными доскам и эстампами академию подарить, и вас, государь мой, прошу оные слова объявить господам членам». Обидевшись столь дерзким письмом, члены решили уплатить ему за 13 досок требуемые им 250 рублей, а четырнадцатую доску, с его собственным портретом (исполненным по рисунку де-Велльи), равно как и оттиски с нее, отдать ему назад.

Творческое наследие Чемесова невелико. Кроме карандашного портрета Екатерины II и живописного автопортрета (1765?) сохранились еще 14 изображений русских монархов и высокопоставленных особ. Они выполнены офортом в сочетании с резцом и сухой иглой. В качестве оригиналов использованы живописные портреты, что являлось нормой для граверов тех лет. Однако, переводя в гравюру оригиналы западных живописцев, Чемесов, как правило, смягчал манерность и условность трактовки, сообщая образам человечность и глубину. Все работы отличает высокий художественный уровень, виртуозное владение сложными гравировальными техниками. Но и среди этих блестящих образцов гравюры выделяются подлинные шедевры: портрет покровителя художника «куратора Ивана Шувалова», портрет самой Елизаветы (1761), портрет Г.Г. Орлова (1764) с оригинала английского мастера Ж.Л. Девельи. По-видимому, между Чемесовым и Девельи, с 1754 года навсегда поселившимся в России, существовали дружеские отношения. Свидетельство тому — последняя из известных ныне работ Чемесова, его «Автопортрет» (1764—1765), выполненный с оригинала Девельи. Окружающая профильное изображение гравированная надпись сообщает, что портрет художника вырезан им самим, а рисован его приятелем Ж.Л. Девельи. Действительно, только близкий человек мог так безошибочно уловить и трепетно передать болезненную нежность угасающего лица с заострившимися чертами. «Автопортрет» свидетельствует о том, что Чемесов ушел из жизни в расцвете таланта и мастерства.

По выходе из академии, Чемесов поступил в чине коллежского асессора, в кабинет Ее Величества, под начальство благорасположенного к нему графа Сиверса. На новой службе он не успел произвести ни одной работы, так как вскоре умер, 30 августа 1765 года.

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное