00:27:09 Пятница, 26 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Вокзал станции «Пенза-I»

Энциклопедия

Вокзал станции «Пенза-I» Сызрано-Вяземской железной дороги. Торжественная закладка станции Сызрано-Вяземской (тогда еще Моршанско-Сызранской) железной дороги и освящение работ, которые производились под руководством главного инженера строящейся железнодорожной линии Петра Антоновича Борейши, состоялись 19 августа 1873 года.

1 сентября 1874 года по вновь сооруженной ветке Моршанск-Сызрань в Пензу прибыл первый пробный поезд, а 7 сентября прошло испытание временного деревянного моста через реку Суру, для проверки прочности которого на него с двух сторон въехали два поезда. Убедившись, что мост выдерживает эту нагрузку, оба состава направились на станцию «Пенза-I», а оттуда, приняв эстафету, вышел третий поезд со строителями железной дороги и приглашенными, отправившимися на шестой километр на пикник по случаю окончания работ по проведению железной дороги через Пензу.

Регулярное движение по Моршанско-Сызранской дороге открылось 11 октября 1874 года. По ней курсировало два пассажирских поезда: поезд №1 выходил из Моршанска в 15.25 и прибывал в Пензу глубокой ночью — в 2 часа 10 минут, а в Сызрань в 10.25 утра; поезд №2 отходил от Сызрани в 18.42, прибывал в Пензу в 4.05, а в Моршанск — в 13.40. Такое расписание движения поездов было не совсем удобно для жителей Пензы, но зато обеспечивало постоянный заработок извозчикам, число которых резко возросло после проведения через Пензу железной дороги.

Следует отметить, что вокзал станции «Пенза-I» по первоначальному замыслу должен был быть построен в конце улицы Селиверстовской, которая таким образом получила бы свое логическое завершение и по своему градостроительному и торговому значению быстро сравнялась бы с улицей Московской. К сожалению, этого не произошло. Строители железной дороги в нарушение предварительной договоренности с Пензенской городской думой построили вокзал на другом месте — на Ярмарочной площади, где проводились конные ярмарки. А улица Селиверстовская, уперевшись в железнодорожную насыпь, превратилась в тупик. В конце ее вместо вокзала построили железнодорожные мастерские. На неоднократные обращения думы к правлению железной дороги последнее отвечало молчанием. Когда же здания вокзала и пристанционных служб были сооружены, изменить что-либо уже не представлялось возможным.

12 декабря 1910 года в присутствии начальника железной дороги Якобовского, представителя от министерства финансов главного контролера К.К. Краузе, начальника службы пути и других лиц было проведено испытание нового Сурского моста Сызрано-Вяземской ветки, открытие движения по которому было отложено до весны в связи с неготовностью к приему поездов станции «Пенза-II». К этому времени железнодорожный парк пополнился новыми паровозами, работающими перегретым паром, что создавало дополнительные удобства для перевозки пассажиров.

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное