12:06:01 Пятница, 29 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Гражданская общественная архитектура

Энциклопедия

Гражданская общественная архитектура представлена в области зданиями, характер которых делает их заметными элементами в окружающей застройке, а функциональное назначение предопределяет разнообразие облика.

Административные здания относятся к наиболее ранним памятникам гражданской общественной архитектуры появившимся в связи с открытием в 1780 году Пензенского наместничества. В Пензе это были построенные в стиле классицизма наместнический (генерал-губернаторский) дом (1788) и два корпуса губернских присутственных мест (1787 и 1791), в уездных городах — здания присутственных мест, сооружены в начале XIX века по образцовому проекту академика архитектуры А.Д. Захарова. Строившиеся на месте или вблизи бывшей крепости, они сыграли первостепенную роль в формировании облика главных площадей губернии и уездных центров, положив начало реализации утвержденным в 1785 году регулярных планов городов. В 1796 году в Пензе был построен дом Дворянского собрания (Кирова, 13), значительно расширенный в 40-х годах XIX века. Он выполнял сразу две общественные функции — служил местом проведения выборов и отдыха представителей дворянства. Пензенская Горская дума в 20-х годах XIX века разместилась в бывшем вице-губернаторском доме (Советская, 7), что повлекло за собой его переделку, в результате которой на Соборной площади появилось здание с шестиколонным портиком, более соответствующее по архитектуре расположенному рядом губернаторскому дому. В конце XIX века для Пензенского городского общества на углу Садовой и Верхней Пешей построили собственное здание, обогатившее застройку Соборной площади оригинальным силуэтом башни.

Значительное влияние на формирование архитектурного облика небольших городов оказывают учебные заведения. Благодаря своим внушительным размерам они обращают на себя первоочередное внимание. В Пензе из учебных заведений лишь здание народного училища (Кирова, 2), построенное в 1791 году, привнесло в застройку строгие формы классицизма. Архитектура большинства остальных зданий представляет собой разнообразные направления эклектики. В Дворянском институте (Красная, 54), строительство которого закончилось в 1851 году, отход от классицизма еще только обозначен. Но учебный корпус духовной семинарии (Красная, 40), сооруженный в 1898 году, почти полностью лишен ордерных элементов, хотя композиция его строго симметрична и фронтальна. В декоре технического железнодорожного училища (Володарского, 98/5) заметны готические мотивы, а размещение его на углу улиц, при сохранении симметрии главного фасада, привело к акцентированию угловой части здания, рассчитанного на двусторонний обзор. У 1-й женской гимназии (Советская, 9), выполненной в так называемом «кирпичном» стиле по проекту его главного пропагандиста И.С. Китнера, напротив, несмотря на угловое положение здания, симметрия главного фасада, в связи с его обращением на Соборную площадь, усилена четырехгранным куполом, почему боковой фасад почти не читается. В стиле неоклассицизма решено здание реального училища (Володарского, 1), построенное в 1904 году по проекту А.П. Максимова. Этот стиль сказался и на оформлении фасада Тихоновского духовного мужского училища (Володарского, 8–10), хотя на асимметричность его композиции уже оказал влияние модерн. Особняком среди эклектичных построек стоит художественное училище (Богданова, 1/6), богатая архитектурная отделка которого навеяна наследием проторенессанса. В Сердобске наиболее значительными зданиями явились: женская гимназия (Ленина, 116 / Горького, 14), реальное (Сарвашская, 92 / Гагарина, 9) и ремесленное (Набережная, 58) училища, выполненные в стиле модерн, вступившем в свою последнюю стадию развития, отличающуюся рациональной направленностью. В Кузнецке самым крупным гражданским сооружением стало реальное училище (Ленина, 267) — еще один представитель «кирпичного» стиля, в Мокшане высшее начальное училище (Пензенская, 31) — пример провинциального модерна.

Больницы обычно представляли собой комплексы зданий, для которых предпочтительнее места на окраине города, из-за чего особой роли в градостроительном плане они играть не могли. Это относится и к Пензе, где лечебные заведения приказа общественного призрения (позднее губернской земской больницы, ныне больницы им. Н.Н. Бурденко) были построены у Верхнего гулянья, т. е. в загородной зоне. Ансамбль больницы, открытой в 1846 году, сформирован по классической схеме: в центре, с отступом от красной линии улицы, располагается главный трехэтажный корпус, по бокам от него находятся вынесенные вперед двухэтажные флигели, а позади — двухэтажный корпус психиатрической лечебницы. Однако там, где больницы строились в черте города, они начинали оказывать активное воздействие на окружающую застройку. Так, построенный в 1912 году по проекту Р.А. Багракова корпус больницы общины Красного Креста во имя св. Ольги (ныне больница им. Н.А. Семашко) оживил Дворянскую улицу контрастным сочетанием красной фактуры стен и белых штукатурных деталей, характерным для позднего модерна. Трехэтажное здание Киселевской богадельни, появившееся в конце 50-х годах XIX века, явилось самым крупным строением на ул. В. Пешей, а двухэтажный ее корпус, обращенный на ул. Дворянскую, сооруженный в 1879—1881 по проекту Рудкевича, выделяется своей готической архитектурой среди всех зданий Пензы. Значительный вклад в развитие планировки и облика сел внесли земские больницы, как, например, в Кунчерове Неверкинского района и Махалине Кузнецкого района, построенные в 1900-х годах и включающие в себя несколько зданий: лечебных, жилых и хозяйственных, декоративное оформление которых деревянной резьбой обогатило довольно однообразную застройку этих сел.

Строительство народных домов стало новой вехой в развитии архитектуры гражданских общественных сооружений. Специальный характер построек наложил на них требования удобства, вместительности, репрезентативности. В 1911 году братьями Баграковыми был разработан проект Дома им. В.Г. Белинского для размещения в нем общественной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова, народной библиотеки-читальни им. В.Г. Белинского, аудитории и музея. Но реализовать полностью проект так и не удалось: строительство здания ограничилось лишь первой очередью, завершенной в 1915 году, причем запланированный неоклассицистический облик здания претерпел существенные изменения в сторону модерна. Больше повезло другим памятникам неоклассицизма — Народному дому им. В.Г. Белинского в Чембаре, построенному в 1914 году по проекту А.А. Багракова, архитектура которого для уездного центра явилась подлинным откровением. В 1916 году в Пензе открылся Народный дом имени императора Александра II (ныне областной драматический театр им. А.В. Луначарского), сооруженный по проекту А.Е. Яковлева. Стиль, в котором построено здание, можно классифицировать как рационализированную ветвь модерна.

Среди вокзалов интерес представляют, прежде всего, здания в Тамале, Кузнецке и Бессоновке, соответствующие различным направлениям модерна, а также на ст. Пенза-III — представитель «русского» стиля и ст. Пенза-IV — пример неоклассицизма.

К одним из самых старых памятников гражданской общественной архитектуры относятся тюрьмы, построенные в 1819 году по образцовым проектам в Мокшане и Наровчате. Они включают в себя встроенную в ограду караульню с арочным проходом во двор, посреди которого располагается казарма для арестантов, а также более позднюю тюремную церковь. В Пензе каменный тюремный острог был сооружен в 1806 году, затем по мере надобности для размещения заключенных строились новые, более вместительные здания — в 1821, 1838 и наконец в 1910 годах. Местом для временного содержания под стражей военнослужащих в Пензе служила гауптвахта, для которой в 1868 году в Линии присутственных мест построили специальное здание (Белинского, 4), несущее на себе черты классицизма.

Развитие во 2-й половине XIX века банковского дела привело к открытию в Пензе отделений крупных банков страны, разместившихся в приспособленных для этого зданиях. Строительство собственных зданий смогли со временем позволить себе лишь Пензенское общество взаимного кредита, построившее в 1910 году на главной улице Пензы двухэтажный дом, облицованный голубой керамической плиткой — пример синтеза модерна и неоклассицизма, и здание Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков. Построенное на Соборной площади по проекту А.И. фон Гогена здание является великолепным образцом романтической разновидности модерна и, пожалуй, лучшим памятником архитектуры Пензы.

Для торговых заведений, как правило, отводились нижние этажи частных домов. Лишь на базарной и ярмарочной площадях на средства города строились специальные торговые здания — лавки, сдаваемые в аренду. Они были как отдельно стоящие, так и объединенные в корпуса. Примером последнего служит двухэтажный корпус из 6 лавок, построенный в 1899—1908 годах и сохранившийся до сих пор на пл. Ленина (Московская, 73). Для торговли мясом в 1895—1897 годах по проекту В.П. Семечкина на базарной площади был сооружен мясной пассаж — лучший представитель «русского» стиля в области среди гражданских сооружений.

В послеоктябрьский период появился новый вид общественного здания — клуб. Первоначально для этой цели приспосабливались старые здания, как, например, клуб им. Дзержинского в Пензе, реконструированный из церкви. Для 1930-х годов характерно строительство зданий в стиле конструктивизма. Примером является ДК им. Кирова в Пензе. Памятником конструктивизма является и здание школы ФЗУ велозавода (оба на ул. Ленина). В 1950-е годах в Пензе появилась целая сеть новых общественных зданий, которым свойственна приверженность к традициям итальянского возрождения и преобладание классической ордерной системы в формообразовании. В ДК 40-летия Октября (1957), расположенном по ул. Гагарина, на главном фасаде запроектирован своеобразный портик, который вместе со зданием образует периптерный прямоугольный дворик из колоннады классического ордера. Классическая система представлена в Доме Советов (1958) (ныне здание Пензенской областной администрации). В упрощенной ордерной системе выполнены также фасады универмага на углу ул. Кирова и Бакунина в Пензе. (1957) и здания Дома научно-технической пропаганды на ул. Лермонтова (1951). В традициях русской классической архитектуры построено здание кинотеатра «Родина» (1958). Ордер на полную высоту здания придает кинотеатру внушительный монументальный вид. Родильный дом по ул. Пушкина (1954) акцентирован в центральной части портиком ордерной системы, который тематически поддержан резалитами во фланкирующих частях здания. Озелененный двор перед зданием хорошо изолирует его от городского шума и придает ему характер дворянской усадьбы XIX века.

Развитие строительной индустрии в начале 1950-х годов вступило в противоречие с формообразованием в архитектуре на основе классических форм. Середина 1950-х и начало 1960-х годов ознаменовались борьбой с излишествами, под которыми понимались детали зданий, выполненные в стиле прошлых веков. Стремление к своеобразию облика здания заменилось поиском рациональных форм в архитектуре, в наибольшей степени отвечающих функциональному назначению объектов и экономичности строительства. В решении фасадов предпочтение отдавалось упрощенным до предела формам.

Современный вид стремились придать и объектам, выстроенным ранее. Так, к зданию цирка по ул. Плеханова было пристроено просторное фойе с кулуарами со сплошным остеклением, выходящим на главный фасад. В 1958 году уподверглось реконструкции здание областного драматического театра, которому был придан современный вид за счет стекла и суперграфики. Сплошные остекленные поверхности фасадов предусматривались типовыми проектами общественных зданий, как, например, в ЦДИ по ул. Кирова. Здание облпотребсоюза также максимально остеклено в ленточном варианте, близком по стилю конструктивизму 1930-х годов. В течение 1960—1980 годов по типовым проектам строились все основные общественные здания различного назначения: 6-я городская больница в Арбекове; детская областная больница на ул. Бекешской; кинотеатр «Юность» по ул. Карпинского; плавательный бассейн по ул. Калинина; клуб фабрики «Маяк революции»; кинотеатр в Арбекове по проспекту Победы и другие. На основе переработанных типовых проектов построены здания «Пензгражданпроекта», Пензенской городской администрации, гостиницы «Пенза» на ул. Славы и «России» на пл. Ленина и др. По индивидуальным проектам в этот период были выстроены Дом пионеров на продолжении ул. Пушкина, трактир «Золотой петушок» на автостраде Москва — Куйбышев, здание ЦНТИ по проспекту Победы, административное здание треста «Жилстрой» по ул. Суворова, кафе «Праздничное».

В конце 1980—1990-х годов происходили коренные изменения в архитектурной и градостроительной политике, закрепленные на уровне законов, предоставивших больше прав архитекторам в творческой деятельности при создании архитектурных объектов. В результате стали появляться здания с применением новых приемов формообразования. Строительство общественных зданий в данный период не носит массового характера, но оказывает существенное влияние на формирование пространственной среды городов и сел. Это здание Пензенского банка Сбербанка РФ в Пензе, филиалов Сбербанка в Кузнецке и Камешкире, филиала коммерческого банка «Тарханы» в Сердобске, казначейств в Мокшане и Каменке.

Появились запоминающиеся объекты на трассе Москва — Самара: здания кемпингов в с. Пешая Слобода в Нижнеломовском районе и Кузнецке.

В сложной экономической обстановке продолжались работы по реконструкции и строительству объектов, связанных с историей и туризмом. Обновленный вид принял музей-заповедник «Тарханы». Строительством Дома культуры начато формирование нового общественного центра с. Лермонтово.

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное