13:24:20 Пятница, 26 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Завод имени Фрунзе

Энциклопедия

Завод имени Фрунзе («ЗИФ») — одно из старейших промышленных предприятий области. Его строительство как металлообрабатывающего (трубочного) завода осуществлялось в 1915—1919 военным ведомством.

В 1920-е годы он изготавливал плуги и сеялки, токарно-револьверные, настольно-фрезерные и горизонтально-фрезерные станки, автосвечи и др. В 1928 году одним из первых в стране завод приступил к выпуску велосипедов, с 1930 года началось их массовое производство. Всего до 1939 года было выпущено 648 тыс. машин. Для выявления их эксплуатационных недостатков проводились велопробеги. Наиболее примечательный из них Пенза — Оренбург — Пенза, Свердловск — Алма-Ата — Актюбинск, Сочи — Батуми — Сочи, Москва — Арысь (через Каракумы), Пенза — Самара — Пенза, Пенза — Харьков — Москва, а в июне — сентябре 1937 года по маршруту Комсомольск-на-Амуре — Москва. 54 передовика производства были награждены орденами и медалями СССР. В 1939 году выпуск велосипедов был прекращен, все цехи переключились на освоение оборонной продукции. В 1937 году были собраны первые часы марки «Звезда». Первым директором трубочного завода был П.Г. Бойков, который руководил им с 1919 по 1925 год. С 1925 по 1940 год предприятие, которое с 1933 года именовалось Пензенский велосипедный завод им. М.В. Фрунзе, возглавляли М.Г. Дмитриев, С.А. Соколовский, Н.Ф. Болотников, М.Г. Рошаль, С.К. Кочнев, В.М. Ларионов.

В годы Великой Отечественной войны завод начал производство боеприпасов: каждая четвертая авиабомба, мина и артиллеристский снаряд были оснащены пиротехническими изделиями зифовцев. Директорами завода в то время работали Г.Я. Савкин, С.Ф. Степанов, К.В. Безбородов. Большой вклад внесли фронтовые комсомольско-молодежные бригады, инициаторами создания которых являлись А. Круглов и Т. Кулькова. В годы Великой Отечественной войны 240 рабочих и служащих были награждены орденами и медалями, а коллектив завода — орденом Ленина (1945).

В послевоенный период директор завода Д.И. Киселев и конструктор А.Н. Блинков за разработку и изготовление поточно-конвейерных высокопроизводительных линий для сборочных работ стали лауреатами Сталинской премии 2-й степени (1946). Награды получили рационализаторы С.А. Селиванов (орден Трудового Красного Знамени), А.М. Федюшин (орден Ленина), Л.А. Троянов (орден «Знак Почета»). В 1946 году возобновилось производство велосипедов. Помимо них выпускались хирургические инструменты, сортировки «Клейтон-5», широкозахватные сенокосилки, регуляторы ЖМС-139 к самоходным комбайнам. Позднее завод освоил выпуск навесных подборщиков для уборки зерновых культур. С 1946 по 1953 год директором был Е.И. Бутузов, который начал свой трудовой путь на велозаводе в 1933 году, работал на различных технических должностях. С 1954 по 1969 год заводом руководил В.П. Джанполадов, который немало сделал для улучшения условий труда и быта работающих; был награжден рядом орденами и медалями, стал лауреатом Сталинской премии (1950). С 1957 года продукция завода поступает на внешний рынок: в КНР и Польшу, затем Болгарию, Иран, Кубу, США и другие страны. В 1959 году на заводе организовано радиопроизводство, которое выделено в самостоятельное предприятие в 1975 году.

В 1970-е годы коллектив предприятия начал реконструкцию производства, совершенствование изготовления новых оборонных изделий. В 1971 году завод наградили орденами Октябрьской Революции. Директорами предприятия в эти годы были Е.В. Козич, Ю.Б. Рохлов, А.И. Иванов. «ЗИФ» одним из первых в стране освоил производство многоскоростных мужских и женских велосипедов «Сура-5», «Сура-6», «Сура-9», «Диана», «Вираж», «Прима», «Темп» и «Сура-3», «Сура-4». Отлично зарекомендовали себя 10- и 15-скоростные горные велосипеды «Самсон», кроссовый велосипед для подростков, детские 2- и 3-х колесные велосипеды, грузовой 3-х колесный велосипед «Велорикша». Мужские и женские дорожные велосипеды удостоены Большой золотой медали на международной ярмарке в болгарском городе Пловдиве (1989); получили международный приз «Арка Европы» (1993) и др.

В 1980—1990-е годы заводом руководили генеральный директор Е.Н. Витковский (1983—1987), А.А. Родионов (1987—1993), А.В. Ноздрачев (1993—1998), В.И. Соломин (с июля 1998). В 1990-е годы завод выпускает разнообразную продукцию — от сложных станков-автоматов до запасных частей и газотопливной аппаратуры для легковых автомобилей, универсальные грузовые тележки, велоприцепы, складные инвалидные коляски (экспортируются в Израиль), сервировочные столики, велоспидометры, походные радиоприемники, теплицы, гидравлические ножницы, охранную сигнализацию систем «Интервал» и «Грань-1», тренажеры, электрогенераторы и другие товары народного потребления.

При заводе имеется медсанчасть, санаторий-профилакторий, детские сады и рабочие общежития, подростковые спортклубы и оздоровительный лагерь «Молодая гвардия», подшефные средние школы №6, 57, 63, механический техникум.

В декабре 1994 года арендное предприятие ПО «ЗИФ» со смешанной формой собственности преобразовано в АО открытого типа «Завод имени Фрунзе», а в 1995 году в ОАО «ЗИФ». В 1997 году на базе ОАО «ЗИФ» созданы дочернее предприятие «Пензенский велосипедный завод» и ЗАО «Центр газобаллонной аппаратуры».

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное