09:08:40 Четверг, 25 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Музеи школьные

Энциклопедия

Музеи школьные в Пензенском крае появились в конце XIX — начале XX века как результат собирательской деятельности учителей.

Из первых школьных музеев известны музеи, организованные В.М. Беляевым в с. Аришка Городищенского уезда (ныне Никольского района) в 1890 году, А.А. Поляковой в с. Андреевка Чембарского уезда (ныне Каменского района) в 1899 году, Г.Д. Смагиным в с. Атмис Нижнеломовского уезда в 1910 году.

Лишь в середине 1950-х годов возвращается интерес к местному краю, краеведению. Организационные обязанности взяли на себя администрации школ, а методические — учреждения культуры. Ежегодно в каждом районе и областном центре проводились отчетные конференции по собирательской работе, отмечались лучшие школьные музеи и их организаторы — учителя.

К концу 1980-х годов в области уже не было средних школ, не имеющих музеев или краеведческих уголков. За это время составлено около 350 летописей сел. В результате работы школьных краеведов совместно с энтузиастами собраны материалы об участии пензяков в Великой Отечественной войне, организовано более 400 уголков и комнат боевой и трудовой славы, составлены «Книги памяти» по каждому населенному пункту области. Многие из созданных музеев получили статус народных и стали центрами собирательской и музейно-методической работы.

Среди руководителей и организаторов школьных музеев известны И.Г. Арямов (Кривозерье), А.Ф. Старцев (Вадинск), Л.В. Меркович (г. Белинский), В.П. Авдонина (с. Рамзай Мокшанского района), И.Р. Устинов-Астахов (Колышлей), А.М. Умяров (Исса), А.Ф. Тарасов (с. Богословка Пензенского района), И.Ф. Данилин (Кузнецк), П.В. Васюнин (Пенза).

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное