13:16:58 Пятница, 19 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Пенздизельмаш

Энциклопедия

«Пенздизельмаш» — одно из ведущих предприятий дизелестроения в РФ.

Строительство завода началось в 1949 году. В 1957 году успешно закончены испытания первого дизеля типа 5Д-50 и началось их серийное производство. В 1960 году были выпущены первые опытные образцы турбокомпрессоров ТК-23 и ТК-30. С 1962 года приступили к серийному производству турбокомпрессоров типа ТК различных модификаций. «Пенздизельмаш» выпускал дизели и дизель-генераторы широкого назначения для магистральных и маневровых тепловозов, электростанций, морских и речных судов, тяговых агрегатов горнодобывающей промышленности и др. Дизели изготавливались двух размерностей: 8ЧН26/26 и 6ЧН31,8/33. Они хорошо зарекомендовали себя в условиях многолетней эксплуатации за рубежом (в Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Дании, Египте, Монголии, Сирии, Югославии и др.). Наряду с дизелями изготавливали 8 типоразмеров турбокомпрессоров типа ТК для наддува дизелей и газовых двигателей мощностью от 200 до 4 тыс. л. с. В 1990-е годы разработано и освоено новое поколение продукции — газовые дизели и газоэнергетические установки. Высокий технический уровень дизелей и дизель-генераторов обеспечивается как современными конструкторскими техническими решениями, так и внедрением прогрессивных технологий их изготовления.

В 1993 году ПО «Пенздизельмаш» преобразовано в АО. Совершенствованию дизельного производства в значительной степени способствовало СКБТ (спец. конструкторское бюро турбонагнетателей), которое было создано в 1957 и по 1959 входило в отдел главного конструктора завода, а затем в 1962 было выделено в самостоятельную хозрасчетную организацию – Бюро специальное конструкторское турбонагнетателей. Благодаря применению разработанных СКБТ турбокомпрессоров мощность оборудованных ими дизелей увеличилась на 50–100%, а экономичность на 10–20%. С момента организации СКБТ до 1987 года его возглавлял Г.П. Сиволап, который непосредственно руководил разработкой всех модификаций турбокомпрессоров. СКБТ разработано 3 поколения унифицированных турбокомпрессоров для наддува дизелей и газовых двигателей, получено 10 авторских свидетельств СССР и 22 патента зарубежных стран (США, ФРГ, Японии, Италии, Великобритании и др.).

Большой вклад в развитие производства дизелей внесли: С.Д. Шапошников, один из первых строителей завода, И.Т. Березняк, первый главный технолог, Ю.Ф. Гладков, инженер-испытатель первого дизеля, А.В. Касьянов, прошедший путь от старшего мастера до главного инженера завода, Б.Ш. Хесин, ведущий инженер ОГТ, технолог завода, разработавший около 20 уникальных технологий.

Орденами Ленина награждены рабочие В.А. Кулагин, А.А. Щукин, М.В. Аралин, С.Н. Филиппов, бригадир В.А. Тарабрин. Орденами Трудового Красного Знамени и орденами Трудовой Славы награждены 26 рабочих, 69 человек — медалями «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть». Длительное время руководителями предприятия были: М.И. Румянцев (1949—1954), С.И. Ус (1954—1959), В.А. Илляшевич (1959—1960; 1962—1964), О.Н. Сухарев (1964—1979), Н.Д. Сиротюк (1982—1987), О.Н. Мещеряков (с 1987).

Большое внимание в АО уделяется социальному развитию: имеется здравпункт, 4 детских сада, оздоровительный лагерь, стадион «Дизелист», ДК «Авангард». Ведется жилищное строительство. При заводской хоккейной команде «Дизелист» была создана первая в Пензе ДСШ, она дала советскому хоккею известных спортсменов: братьев А. и В. Голиковых, В. Первухина, Ю. Шундрова, С. Светлова, С. Яшина.

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное